Экзаменационные стрессы студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:45, реферат

Описание работы

Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» - тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную самостоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта. В принципе симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю

Работа содержит 1 файл

КУРСЯК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ СТРЕССЫ.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ  СТРЕССЫ СТУДЕНТОВ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Выполнена: Солодковой Ю.А.

                                  студенткой III курса

физико-математического 

                                  факультета заочного отделения

                                  «математика – информатика» 

                                   Проверена: Пушкиной Т.Ф. 
 
 

Воронеж

2012г.

Введение. 
 

Актуальность:

Общественная  жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» - тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную самостоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта. В принципе симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю. Классический пример «экзаменационного стресса» можно обнаружить в периоды сессии в любом учебном заведении. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях – вот типичные проявления страха перед экзаменами.

Обоснование:

Многолетние исследования экзаменационного стресса показывают, что пагубное влияние этого явления на организм человека и психику учащихся явно недооценивают. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др. Недавняя работа ученых из медицинской школы Хьюстона (США) показала, что под слиянием этого страха у части студентов происходят нарушения генетического аппарата, повышающие вероятность возникновения онкологических заболеваний. По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления и нарушением баланса  отделов вегетативной нервной системы.

Цель  работы: изучить влияние экзаменационных стрессов на продуктивность процесса обучения.

Задачи:

  1. Теоретический анализ источников по проблеме экзаменационных стрессов.
  2. Провести диагностику студентов в период экзаменационной сесси.
  3. Разработать рекомендации для студентов по оптимальному режиму работы во время экзаменационной сессии и психологической подготовке к экзаменам.

Объект  исследования – студенческая группа 10 человек.

Предметом исследования в работе стала готовность  студентов вузов к действиям в экстремальной ситуации экзамена.

Новизна работы: Рассмотреть особенности влияния экзаменационных стрессов на современных студентов.

Практическая  значимость:  Данная работа будет полезна студентам, поможет им выработать для себя оптимальный режим работы во время экзаменационной сесси. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретический анализ источников по теме «экзаменационный стресс» 

    1. Рассмотрим  понятие «стресс».

    Термин «стресс» (от англ. Stress – давление, напряженность) заимствован из техники. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Для обозначения неспецифической реакции организма  (общего адаптационного синдрома)в ответ на любое неблагоприятное воздействие понятие «стресс» первоначально использовалось в физиологии. В последующем возникло много толкований этого понятия, что позволило Г.Селье отметить, что «стресс, подобно теории относительности, является научной концепцией, которая страдает от смешения в создании представлений, отражающих хорошее знание проблемы и недостаточное её понимание». [10, c.410]

    Психологический стресс – это состояние чрезмерной психологической напряженности  и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического т профессионального характера. Анализ психологического стресса требует учета как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных ситуациях. Психологический стресс представляет собой, прежде всего, состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие. [10, c.412]

    Основатель  концепции стресса, канадский ученый, нобелевский лауреат Ганс Сельсе писал в одной из своих работ: «Каждый человек испытывал его, все говорят о нём, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс».Согласно определению Ганса Селье, «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», причем стрессом является всё, что нарушает нормальное взаимоотношение организма со средой. Если в начале своих исследований Ганс Селье полагал, что стрессами являются только негативные события, то в своих последующих работах он предложил выделять две разновидности этого явления: дистресс – неблагоприятный стресс, и эустресс – положительный стресс, вызванный переживанием приятных событий. Канадский психотерапевт Я.Воробейчик предложил  разделять дистрессы на вредоносные и мобилизующие. К последним можно отнести спортивные состязания, экзамены, революционный энтузиазм масс или обливания холодной водой, которые применяются при закаливании. В отличие от них чрезмерное напряжение тренировки, тяжелая учебная сессия, революционный террор или длительное переохлаждение уже будут относиться к категории вредоносных стрессов. [16, c.21] 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.1.2. Физиологические проявления стресса. 

    Если мозг человека определяет ситуацию как опасную, события развиваются по следующему сценарию:

    1.Активация  гипоталамуса. Этот маленький участок мозга с красивым греческим названием выполняет множество важнейших  функций в организме человека. Там находятся центры голода и насыщения, жажды и сна, половой активности и терморегуляции. Там же лежат знаменитые центры «удовольствия» и «неудовольствия», при возбуждении которых человек может испытывать или райское блаженство (сексуальный оргазм, наркотики и т.д.), или адские муки (ревность, депрессия, похмельный синдром, наркотическая ломка и т.д.). Но самое главное в данном случае – то, что гипоталамус также является высшим центром вегетативной нервной системы и управления эндокринной системой человека. Поэтому при неблагоприятных событиях во внешней среде гипоталамус первым делом запускает активность симпатической нервной системы. [16, c.27]

    2. Повышение активности симпатического отдела нервной системы. Внутренним хозяйством человека заведует вегетативная нервная система (ее еще называют «автономной», так как она живет своей жизнью и не подчиняется прямым приказам сознания). Вегетативная система состоит из двух отделов: симпатического и парасимпатического. Задача симпатического отдела – помочь выжить организму в критический момент, дать ему столько ресурсов, сколько нужно для борьбы (если можно победить) или бегства (если враг сильнее). При его активации сердце бьется сильнее, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно. Вспомните какую-то ситуацию, где вы были сильно злы или напуганы, чтобы понять, что такое активация симпатического отдела. С такой поддержкой мы можем, как говориться , «горы своротить», но со временем запасы энергии заканчиваются, и нужно думать об их пополнении. Соответственно, целью симпатического отдела является восстановление и сохранение ресурсов вегетативной нервной системы, а ее активация происходит во время сна, еды и отдыха. Вспомните состояние сытого сонного оцепенения, которое вы испытывали после плотного обеда (глаза прикрываются, сердце бьется редко, желудок выделяет пищеварительный сок и т.д.), и вы поймете о чем я говорю. Понятно, что во время стресса активируется именно симпатический отдел, и в результате сердце бьется сильнее, дыхание учащается, мышцы напряжены, кожа бледнеет, и на ней может выступить холодный пот. [16, c.28]

    3. Включение гормональных механизмов. Собственно говоря, Селье получил свою Нобелевскую премию за открытие именно этой стадии стресса – активации коркового слоя надпочечников, которые помогают нам преодолевать различные трудности при помощи специальных антистрессовых гормонов. Данная реакция тоже запускается гипоталамусом, но существенно отличается от предыдущей. Под действием гормонов коркового вещества надпочечников (глюкокортикоидов) усиливаются все обменные процессы, в крови появляется больше глюкозы, подавляются воспалительные процессы, организм становится менее чувствительным к боли – в результате организм лучше приспосабливается к повышенным требованиям среды обитания. [16, c.29]

    4. Последующие нервно-гуморальные  реакции. Дальнейшее развитие событий зависит от того, как быстро организму удается справиться со стрессом, в котором выделяют три стадии: тревоги, адаптации и истощения. На первой стадии тревоги организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его. То, что мы описали в трех предыдущих пунктах, фактически и составляет суть этой стадии. Вспомните волнение, которое вы испытывали перед экзаменом или другой ответственной ситуацией (концертом, спортивным состязанием, презентацией), и вы поймете как это бывает. Если стресс-фактор продолжает воздействовать на организм, то наступает вторая стадия – адаптация, на которой удается более-менее компенсировать ущерб от воздействия. Эту стадию испытывает спортсмен на середине длинной дистанции, руководитель фирмы – во время выполнения ответственного проекта, разведчик – в тылу врага. Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, так как запасы адаптационной энергии, согласно учению Селье, ограничены. Поэтому, если стрессорный фактор продолжает воздействовать на организм, физиологический стресс сменяется на патологический, другими словами, человек заболевает. Такие психосоматические заболевания, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний, являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов. 

Фазы стресса  по Г.Селье: 

сопротивляемость 

организма

      

                стадия тревоги           

                                                                                          стадия истощения

                                                 стадия адаптации            
 

исходный уровень

до начала воздействия                                                                                        БОЛЕЗНЬ 
 
 

                                                                                                                                  время 
 

    Некоторые психиатры  отмечают, что третья фаза стресса – истощение при определенных условиях может сопровождаться повышенной тревожностью, а затем переходить в депрессию, причем наиболее часто это явление наблюдается у субъектов, которые и в нормальных условиях отличались выраженным пессимизмом (Калуев А.,1999). [16, c.30] 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.1.3 Наиболее часто  встречающиеся причины  стрессов. 

Отметим, что  в основе всех действия человека лежат  те или иные потребности ( или мотивации, как чаще говорят психологи). Потребности представляют собой особые биологические или социальные программы, управляющие мыслями и поведением человека. Для того чтобы лучше понять, как они формируются и реализуются, совершим небольшую экскурсию в наш мозг. [3, c.63]

Нервные центры, регулирующие реализацию человеческих потребностей, состоят у человека из двух антагонистически настроенных  отделов. Например, центр, отвечающий за пищевое поведение, состоит из «центра  голода» и «центра насыщения». Когда питательных веществ в крови не хватает, возбуждается первый отдел и толкает человека на поиск пищи, а когда пище попадает в организм, то активизируется второй отдел и человек отказывается от еды. В ранние эпохи развития человечества люди чаще всего испытывали стресс от голода, а в настоящее время в развитых странах остро стоит проблема переедания. Ежегодно тысячи девушек попадают в больницу с диагнозом «психогенная анорексия» - для них стрессом является их якобы избыточный вес.

Подобным образом  устроены и другие нервные центры, отвечающие за реализацию генетических программ. Есть центры теплопродукции и теплопередачи, центры сна и бодрствования, центры удовольствия и страдания. Любое перевозбуждение одного отдела по принципу маятника неизбежно возбуждает вторую половину, и человек начинает испытывать стресс. Человек может равно страдать и от жары и от холода, от недостатка информации и от ее переизбытка, от одиночества и постоянного присутствия других людей. Он неосознанно стремится к «золотой середине», к идеальному балансу, причем точка этого баланса у каждого своя. Так, для молчуна-флегматика в день достаточно получаса общения с другими людьми, а живой и коммуникабельный сангвиник будет страдать от скуки, если за день не пообщается с дюжиной собеседников. [3, c.64]

Информация о работе Экзаменационные стрессы студентов