Экзаменационные стрессы студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:45, реферат

Описание работы

Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» - тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную самостоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта. В принципе симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю

Работа содержит 1 файл

КУРСЯК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ СТРЕССЫ.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

В настоящее  время наиболее известной и в  то же время простой схемой потребностей является «пирамида» Абрахама Маслоу, который полагал, что у человека они выстроены в определенную иерархическую структуру. По мере реализации «низших», биологических потребностей человек старается удовлетворить социальные, а затем и духовные потребности, причем согласно А.Маслоу, высшей потребностью человека является его стремление к самореализации своей уникальной сущности. [3, c.64]

А теперь перечислим основные стрессы в соответствии с «пирамидой Маслоу», начиная от биологических потребностей, к высшим, тем, что принято называть «духовными»: 

Физические.

Стресс вызванный  голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерным быстрым темпом жизни или его резкой сменой. [3, c.65] 

Безопасность.

Стресс, связанный  со страхами и тревогами: страхом  потерять работу, страхом провалиться  на экзамене, страхом смерти, страхом  неблагоприятных изменений в  личной жизни, страхом за здоровье близких и т.д. [3, c.65] 

Принадлежность.

Стресс от морального или физического одиночества, стресс при потере близких людей или  их болезни. Стресс неразделенной любви. [3, c.66] 
 
 

Уважение  и престиж.

Стресс от крушения карьеры, от невозможности реализовать свои амбиции, стресс от потери уважения со стороны общества. [3, c.66] 

Самореализация.

Стресс от невозможности  реализовать свое призвание, стресс от занятия нелюбимым делом. [3, c.66] 

Пирамида  потребностей Абрахама Маслоу: 
 

Самореализация

Уважение  и престиж

Принадлежность  и любовь

Безопасность  и стабильность

Физиологические потребности

(в  пище, воде, сне, отдыхе  и пр.)

                                                           

Невозможность реализации существующей потребности приводит к фрустрации. Это состояние в народе обозначается как «хочешь, но не можешь» и проявляется в разных формах. Некоторые люди при невозможности достичь желаемого становятся агрессивными и демонстрируют антисоциальное поведение. Другие замыкаются в себе и испытывают чувство горечи и обиды на окружающий мир. Третьи обесценивают свое желание по принципу «не очень-то и хотелось», четвертые анализируют причины своих неудач и предпринимают еще один заход. Первый и второй пути ведут к стрессу, третий и четвертый – сводят стресс до минимума. [3, c.67] 

1.1.4 Причины индивидуальных  различий стрессоустойчивости. 

Американские  эксперты по стрессу Сандра Гремлинг и Стивен Ауэрбах отмечают: «Если  в ситуации заключено нечто, являющееся, по вашему мнению, потенциальной угрозой для вашего достоинства или физического благополучия, то вы, столкнувшись с этой ситуацией, наверняка испытаете тревогу и стресс». Ключевыми словами здесь являются «по вашему мнению», ибо, сколько существует людей на земле, столько будет и мнений, а значит, тревога и стресс вызываются не внешними факторами, а вашим мнением об этих факторах. [4, c.112]

Что влияет на характер стресса у разных людей?

  1. Генетическая предрасположенность. Наши реакции на 30% определяются генами, полученными от родителе, так что одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а с других – как с гуся вода. Посмотрите на своих родителей, как они переносят стресс. Может быть, эти наблюдения окажутся для вас полезными.
  2. Характер протекания беременности у матери. Установлено, что если у женщины во время беременности отмечалось повышенное содержание стероидных гормонов, то и ребенок будет более остро реагировать на стресс. [4, c.113]
  3. Ранний детский опыт. Психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют протекание стрессовых реакций на протяжении последующей жизни. Современные методы психотерапии (НЛП) позволяют частично «исправить» и «переписать» болезненный детский опыт, но такие процедуры требуют участия квалифицированного специалиста. [4, c.113]
  4. Характер человека. Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратностям судьбы. Исследование, в котором было задействовано 300 выпускников Гарварда, показало, что люди с выраженным чувством юмора легче преодолевают стресс и живут дольше. Согласно данным Ю.Щербатых, у людей с выраженной совестью, лиц, стремящихся контролировать свои эмоции, а также у суровых, реалистичных людей артериальное давление при стрессе повышается сильнее, чем у лиц с противоположными качествами. [4, c.114]
  5. Направленность человека. Активные, честолюбивые, нетерпеливые, беспокойные, ориентированные на успех люди более подвержены стрессу, чем люди с низким уровнем притязаний, не претендующие на высокое положение в обществе и высокий денежный подход. Считается также (хотя точные исследования не подтвердились), что верующие люди легче переносят стресс, чем атеисты.
  6. Общественный статус. Люди, занимающие высокое положение в обществе, обладают повышенной устойчивостью к стрессу. Если вспомнить советское время, то мы увидим, как высоких партийных работников, «заваливших» одно дело, просто переводили на другую работу, с которой они так же не справлялись, но это сходило им с рук, пока они были в так называемой «номенклатуре», то есть неприкасаемом списке. [4, c.114]
  7. Ближнее социальное окружение. Чем больше родственников и знакомых у человека, тем выше его устойчивость к стрессу. Это связано не только с тем, что друзья реально защищают такого человека от стрессоров, но и с тем, что близкие люди как бы принимают часть удара на себя. Человека, окруженный благожелательно настроенными людьми, чувствует их поддержку и легче воспринимает угрожающие факторы среды. В противоположность этому люди, живущие одиноко или имеющие постоянные проблемы в семье, сильней подвержены стрессу и чаще болеют. [4, c.114]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1.5 Плюсы и минусы  стресса. 

Несмотря на расхожее мнение, стресс может быть не только вредным, но и полезным –  характер его влияния на человека зависит от многих факторов, среди которых можно выделить три самых главных: интенсивность стресса, его продолжительность и восприимчивость конкретного человека к данному стрессору. Разберем эти три фактора подробнее. [13, c.55] 

Интенсивность стресса.

Еще в начале ХХ века американские психологи Р.Йеркс и Дж.Додсон установили, что характер работоспособности человека определенным образом зависит от уровня его эмоциональной активности. Оказалось, что максимальную продуктивность человек развивает при среднем уровне эмоционального возбуждения, в то время как и избыток эмоций, и их недостаток приводят к снижению эффективности работы. [13, c.56] 

Зависимость производительности труда от уровня стресса: 

Производительность 

труда                                                       Максимальная эффективность работы

 
 
 

          Скука                                  Эустресс                          Дистресс 
 
 
 
 

         Отсутствие                 Средний уровень                Чрезмерные

            эмоций                             эмоций                            эмоции 

Точно так же дело обстоит и со стрессом. Для  каждой работы нужен свой определенный уровень стресса: для умственной работы он меньше, а для физической больше. Например, для бухгалтера, составляющего квартальный отчет, желательно испытывать минимальный уровень стресса, в то время как для политика, выступающего перед избирателями, наоборот, желательна определенная доза волнения и азарта, которая поможет ему «зажечь» публику. Для программиста, который разрабатывает новую компьютерную программу, желательно быть спокойным, а для спортсмена-олимпийца, собирающегося штурмовать мировой рекорд, необходим максимальный стресс, в противном случае он не сможет полностью «выложиться» для победы. Поэтому, столкнувшись со стрессом, не спешите бороться с ним – не исключено, что он помогает вам мобилизовать все силы для достижения цели. [13, c.57] 

Продолжительность стресса.

Наука установила, что наибольшую опасность, что наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а именно длительные, хотя и не столь сильные. Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все показатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил, и в первую очередь его иммунной системы. [13, c.57]

В настоящее  время ученые почти уже не сомневаются, что ежедневные мелкие конфликты  и повседневные неприятности (связанные  с разгневанным начальником, непослушными детьми, шумным соседом, длинной очередью к врачу или упреками супруга) гораздо пагубнее отражаются на здоровье, чем сильный, но однократный стресс, вызванный куда более значимой причиной. Этот парадокс, как и многие другие «странности человеческой натуры», уходит корнями в далекое прошлое, когда природа подготовила наших предков к мощному, но кратковременному отражению опасностей, но не могла предугадать стрессов, связанных с неудачной карьерой или ожиданиями в автомобильных пробках. Наша генетическая программа «Борьба – или –Бегство» рассчитана на несколько минут, максимум – часов интенсивной деятельности, но даже при слабом стрессе антистрессовых гормонов не хватает на недели или месяцы переживаний. [13, c.58]

По мнению основателя учения о стрессе Ганса Селье, каждый человек имеет определенный запас адаптационной энергии, и если он ее израсходовал, неизбежно наступает третья фаза стресса – «фаза истощения». Поэтому главный вывод из этой информации: не доводите свои стрессы до хронической стадии, старайтесь поскорее решать проблемы, пусть даже с максимальным напряжением сил. Главное – это сразу же организовать себе полноценный отдых и восстановить защитные силы организма.  

Индивидуальная  чувствительность к  стрессу.

Каждый человек  имеет свой «порог чувствительности к стрессу» - тот уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), а так же «критический порог истощения», когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс). Определение этих моментов чрезвычайно важно  для того, чтобы жить и работать, с одной стороны, эффективно, а с другой – не во вред своему здоровью. Чтобы понять, где проходят эти грани между полезным и вредным напряжением, вы должны прислушиваться к своим ощущениям, максимально доверяя своему организму и своей интуиции. При этом не бойтесь эксперементировать с нагрузками. В какой-то момент вы обнаружите, при каком уровне стресса у вас появляется боевой задор и удача сама идет в руки (люди издавна называли такое состояние «фартом»), а при каких нагрузках и при какой длительности стресса появляется усталость, силы не успевают восстанавливаться, а в душе возникает сомнение в необходимости дельнейшей борьбы. Тогда имеет смысл остановиться и проанализировать ситуацию. Возможно, что вы просто сбились с пути – и преследуете ложную цель, которая только уводит вас от правильного направления. [13, c.58] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Психологические аспекты экзаменационного стресса.
 

Социологические опросы показывают, что студенты воспринимают экзамен как «поединок вопросов и ответов», как «изощренную пытку», как «интеллектуальную и эмоциональную перегрузку». Значимость экзамена вызвана тем, что его итоги влияют на социальный статус молодого человека, его самооценку, материальное положение (стипендия), на дальнейшие перспективы учебы в вузе и, возможно, дальнейшую профессиональную карьеру. Такие факторы, как длительное ожидание экзамена, элемент неопределенности при выборе билета (повезет – не повезет?) и жесткий лимит времени на подготовку, усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений, что сопровождается «гормональной и вегетативной бурей». Например, у отдельных студентов систолическое артериальное давление перед экзаменом доходило до 170-180мм рт. ст., а пульс – до 120-130 ударов в минуту, что соответствует или показателям гипертоников с солидным стажем заболевания, или же показателям спортсменов, испытывающих значительные физические нагрузки. По данным проведенного анкетирования, 33% студентов жаловались на учащение сердцебиения перед экзаменом, 31% отмечали расстройство сна, 20% студентов говорили о нарушении контроля за мускулатурой (неуправляемая мышечная дрожь, слабость в коленках и пр.), 8% говорили о неприятных ощущениях в груди, 4% студентов жаловались на головные боли и пр. [12, c.110]

Интересно, что  боящиеся экзамена студенты предпочитают искать причину предэкзаменационной  тревоги во внешних факторах, снимая с себя ответственность за свой страх. На вопрос: «Что тревожит вас больше всего перед экзаменами и вызывает сомнение в успешной сдаче?» - 49% опрошенных в качестве фактора, затрудняющего получение хорошей оценки, отметили сложный билет, 21% - недоброжелательное отношение экзаменатора, 11% - неуверенность в себе, 10%плохое физическое состояние и только 8,5% студентов указали на низкий уровень знаний. [12, c.110]

Следует отметить, что при возникновении любой  мнимой или реальной опасности у  различных индивидуумов включается преимущественно «активный» или  «пассивный» вид реагирования. У большинства людей в случае опасности происходит учащение пульса и повышение артериального давления, в то время как у меньшей части – наоборот, пульс замедляется и снижается давление ( у них от страха «замирает сердце», «перехватывает дыхание», снижается общая активность организма). Данная картина выявляется и у студентов, испытывающих страх перед предстоящими экзаменами: в то время как у большинства молодых людей состояние нервного напряжения и тревоги сопровождалось учащением сердцебиения и повышением артериального давления, у части студентов наблюдалась иная реакция: замедление ритма сердца, ослабление мышечного тонуса, падение артериального давления. Этот тип реакции на экзамен наблюдался в основном у лиц со слабым типом нервной системы, у людей с меланхолическим темпераментом, неспособных выдерживать сильных нагрузок. Причем если перед первым экзаменом у них еще встречался «нормальный» тип реагирования с общей активизацией организма, то ко второму – третьему экзамену у них, как правило, наступало запредельное торможение, сопровождающееся пассивностью и резким упадком сил и настроения. Такие студенты сдавали последние экзамены сессии как бы «по инерции» и были готовы принять любую оценку, лишь бы «это мучение» побыстрее закончилось. [12, c.111]

Информация о работе Экзаменационные стрессы студентов