Эмоции человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:37, реферат

Описание работы

Целью данной работы является постановка и рассмотрение наиболее значимых вопросов в области эмоциональной сферы психики, классификации эмоций, соотношение эмоций и чувств, рассмотрены особые эмоциональные состояния, а также приведены примеры психологической саморегуляции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...
Особенности эмоциональной сферы психики……………………..
Классификация эмоций……………………………………………...
Соотношение эмоций и чувств……………………………………...
Эмоции и мимика…………………………………………………….
Особые эмоциональные состояния…………………………………
Психологическая саморегуляция аффекта, стресса, фрустрации, страсти………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.21 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

Человек в процессе жизнедеятельности испытывает множество самых различных состояний: приятных, неприятных, интенсивных, едва заметных, длительных, коротких. В психике есть различные механизмы, которые служат разным целям: результатом действия органов чувств являются ощущения тепла, боли, голода, жажды, зрительные образы, слуховые и т.д. Результатом действия механизма внимания является его концентрация и более высокая чувствительность восприятия одних объектов по сравнению с другими. Более высокая концентрация внимания сопровождается состояниями, описываемыми словами собранность, сосредоточенность. Отсутствие внимания описывается как рассеянность, расслабленность, невнимательность. Степень волевой концентрации описывается как напряженность или безволие и т.п. Усталость, бодрость, сонливость это физиологические состояния организма. Среди этого многообразия нужно выделять эмоциональные явления. Они также, весьма различны. Есть слабые легко меняющиеся переживания, которые могут возникать по самым незначительным поводам, это настроения. Есть длительные, устойчивые сложные состояния, включающие множество компонент: различного рода знаний, эмоций, намерений. Это чувства, такие как любовь, дружба, ревность, счастье. Есть неосознанные эмоциональные состояния, возникающие в результате сочетания определенных внешних условий и не зависящие от знаний человека об этих условиях. И есть собственно эмоции, осознанные состояния, возникающие в результате оценки человеком некоторого события или явления относительно возможности применения этого явления в каких-то своих целях или удовлетворения своих потребностей. Один и тот же вид эмоции может быть настроением, неосознанной эмоцией или эмоцией.                                                

Целью данной работы является постановка и рассмотрение наиболее значимых вопросов в области эмоциональной  сферы психики, классификации эмоций, соотношение эмоций и чувств, рассмотрены особые эмоциональные состояния, а также приведены примеры психологической саморегуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ

 

Эмоции теснейшим образом  связаны с личностью, неотделимы. Эмоции прежде всего отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.

В эмоциональном плане  люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью  возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т.д. Но главное различие - в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.

Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства  развиваются в ходе жизни, что  означает личностное развитие человека. Такое развитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов; б) с повышением уровня сознательного волевого управления и контроля своих чувств в) с постепенным  включением в нравственную регуляцию  более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т.д.)

Если все происходящее, поскольку оно имеет то или  иное отношение к человеку и поэтому  вызывает то или иное отношение с  его стороны, может вызвать у  него те или иные эмоции, то особенно тесной является действенная связь  между эмоциями человека и его  собственной деятельностью. Эмоция с внутренней необходимостью зарождается  из соотношения - положительного или отрицательного - результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением.

Эта связь взаимная: с  одной стороны, ход и исход  человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с  другой - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. Самый характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от нее.

Результат действия может  оказаться либо в соответствии, либо в несоответствии с наиболее актуальной для личности в данной ситуации на данный момент потребностью. В зависимости  от этого ход собственной деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием. Возможны и объективно нейтральные участки в действии, когда выполняются те или иные операции, не имеющие самостоятельного значения; они оставляют личность эмоционально нейтральной. Поскольку человек как сознательное существо в соответствии со своими потребностями, своей направленностью ставит себе определенные цели, можно сказать также, что положительное или отрицательное качество эмоции определяется соотношением между целью и результатом действия.

Наконец, любое событие, любой  результат собственной деятельности человека в соотношении с различными его мотивами или целями может  приобрести "амбивалентное" - одновременно и положительное и отрицательное - значение. Чем более внутренне противоречивый, конфликтный характер принимает протекание действия и вызванный им ход событий, тем более возбужденный характер принимает эмоциональное состояние субъекта. Удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрядка, возбуждение и успокоение - это не столько основные эмоции, из которых остальные как бы складываются, а лишь наиболее общие качества, которые характеризуют бесконечно многообразные эмоции, чувства человека. Многообразие этих чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений человека, которые в них выражаются, и видов деятельности, посредством которых они реально осуществляются.

В свою очередь, эмоции существенно  влияют на ход деятельности. Как  форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру.

Для того чтобы уточнить роль эмоций, необходимо различать  эмоции, или чувства, и эмоциональность, или аффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ

 

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в  данный момент своего отношения к  чему-либо (к настоящей или будущей  ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под  ней имеют в виду целостную  эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент  – переживание, но и специфические  физиологические изменения в  организме, сопутствующие этому  переживанию. В этом случае можно  говорить об эмоциональном состоянии  человека. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают  особую глубину, имеют множество  оттенков и сочетаний.

Эмоциональные состояния  имеют очень разнообразные проявления. По степени интенсивности и продолжительности  они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость).

По субъективному переживанию  эмоции можно разделить на две  категории: на эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением  жизненных потребностей человека и  потому доставляющие удовольствие, и  эмоции отрицательного порядка, связанные  с неудовлетворением жизненных  потребностей и потому доставляющие неудовольствие.

По содержанию эмоции можно  классифицировать на простые и сложные  в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у  человека. К более простым относится гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным – моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и др.

По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Чувственный тон – простейшая форма эмоционального переживания. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску психического процесса, побуждающую субъекта к  его сохранению или устранению. Некоторые  цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от воспоминаний, связанных  с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая  музыка, запах розы, вкус апельсина  приятны, имеют положительный эмоциональный  тон. Если отрицательный чувственный  тон переходит в болезненное  отвращение, то в этом случае говорят  об идиосинкразии.

Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного  времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной  реакцией не на непосредственные события, а на их значение для человека в  контексте его общих жизненных  планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Настроение может быть радостным  или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным  или раздраженным и т.д. настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и  темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может стать устойчивой чертой личности – на этой основе людей делят  на оптимистов и пессимистов.

Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. С точки зрения влияния  на деятельность человека эмоции делятся  на стенические и астенические. К числу стенических (или «гиперстенических») эмоций относятся эйфория, мания, гнев, тревога; к числу астенических – печаль, тоска, апатия, страх.

Стенические эмоции стимулируют деятельность человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. И, наоборот, астенические эмоции характеризуются скованностью, пассивностью.

Эмоциональные переживания  могут носить неоднозначный, противоречивый характер. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств.

К основным, фундаментальным  эмоциям относится удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма  эмоциональных переживаний –  это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей (или неудовольствие, связанное с неудовлетворением  органических потребностей).

Радость – положительное  эмоциональное состояние, связанное  с возможностью достаточно полно  удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента  была невелика или неопределенна.

Страдание – отрицательное  эмоциональное состояние, связанное  с полученной информацией о невозможности  удовлетворения важнейших жизненных  потребностей, которое до этого момента  представлялось более или менее  вероятным, чаще всего протекает  в форме эмоционального стресса.

Удивление – эмоциональная  реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного  положительного или отрицательного знака.

Отвращение – отрицательное  эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими  принципами субъекта. В межличностных  отношениях если отвращение сочетается с гневом, то может мотивировать агрессивное поведение.

Гнев – отрицательное  эмоциональное состояние, протекающее  в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Презрение – отрицательное  эмоциональное состояние, возникающее  в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с  жизненными позициями объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Стыд – отрицательное  эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных  поступков и внешности ожиданиям  окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем  облике.

Интерес (как эмоция) –  положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и  умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Страх – отрицательное  эмоциональное состояние, появляющееся под влиянием информации о возможной  реальной или воображаемой опасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

 

Особую форму переживания  представляют собой высшие чувства. Чувства – личностные образования, они характеризуют человека социально-психологически.

В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с  нормами, выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии, принятых в обществе. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Интеллектуальными чувствами  называют переживания, возникающие  в процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам относятся удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в правильности решения и пр. интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулирует, усиливает ее, влияют на скорость и  продуктивность мышления, на содержательность и точность знания.

Информация о работе Эмоции человека