Эмоции человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:37, реферат

Описание работы

Целью данной работы является постановка и рассмотрение наиболее значимых вопросов в области эмоциональной сферы психики, классификации эмоций, соотношение эмоций и чувств, рассмотрены особые эмоциональные состояния, а также приведены примеры психологической саморегуляции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...
Особенности эмоциональной сферы психики……………………..
Классификация эмоций……………………………………………...
Соотношение эмоций и чувств……………………………………...
Эмоции и мимика…………………………………………………….
Особые эмоциональные состояния…………………………………
Психологическая саморегуляция аффекта, стресса, фрустрации, страсти………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.21 Кб (Скачать)

Эстетические чувства  представляют собой эмоциональное  отношение человека к прекрасному в природе, в жизни, в искусстве. Эстетические чувства представляют собой сплав моральных и интеллектуальных чувств.

Современных ученых, рассматривающих  соотношение чувств и эмоций, можно  разделить на четыре группы. Первая группа отождествляет чувства и эмоции или дает чувствам такое же определение, какое другие психологи дают эмоциям; вторая считает чувства одним из видов эмоций (эмоциональных явлений); третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертая - разделяет чувства и эмоции.

Все это приводит к тому, что возникает не только терминологическая  путаница, но и полная неразбериха  в описании того и другого явления. Спорным является представление  ряда психологов, что чувства присущи  только человеку. Хотя у него они  и являются личностным отношением к  окружающей его действительности, но ряд фактов заставляет признать наличие  чувств и у животных.

В словаре «Психология» (1990) написано, что «чувства - одна из форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью». Но переживание своего отношения к чему-либо - это эмоция. Следовательно, и здесь чувство понимается как устойчивая эмоция.

Часто чувства понимаются как специфическое обобщение  эмоций, испытанных человеком. Это действительно  может иметь место, но только как  частный случай. Вряд ли этот механизм имеет место при пробуждении  у родителей чувства любви  к новорожденному ребенку. Скорее здесь  проявляется инстинкт. Да и любовь с первого взгляда трудно считать  обобщением ранее испытывавшихся по отношению к предмету любви эмоций, поскольку до этого этот объект просто отсутствовал.

Чувства выражаются через  определенные эмоции в зависимости  от того, в какой ситуации оказывается  объект, к которому данный человек  испытывает чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи  экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене - радость, а при провале его - разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывает, что эмоции и чувства - это не одно и то же.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоций, человек скрывает от других и свои чувства.

Эмоции и чувства, как  и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения  реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства  отражают объективную реальность в  переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам  и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают отвращение, третьи - оставляют  равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями и чувствами, т.е. другими словами эмоции—особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

 

 

 

 

ЭМОЦИИ И МИМИКА

 

Главный показатель чувств - мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей,губ).

Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Это условные знаки (кивок головы), указывающие  движения - поворот головы в определенную сторону. Посредством мимики человек  передает эмоции, подчеркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться), выделяет ритмику звучания, наклоном головы выражает неуверенность, колебания, поиски нового слова. Долгое время было принято считать, что мимическая реакция человека приобретается в младенчестве и является приобретенным знанием. Но современные исследования американских ученых показали, что на самом деле мимика является врожденным рефлексом и передается по наследству. Сама способность к мимике заложена в генах.

По  выражению  лица  человека  нередко можно определить, какие чувства он переживает. Особенности  мимики при переживании эмоций получили название лицевой экспрессии.

В работах американского  психолога П. Экмана была разработана  особая техника идентификации эмоций по выражению лица.  
Существует  атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для  шести   базисных  эмоций:  гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости (к базисным эмоциям  относят генетически детерминированные, независимые от культуры эмоции, имеющие собственное нейрофизиологическое обеспечение, телесное  проявление и субъективное переживание).

Проводилось прямое сопоставление  силы  переживания  с активностью мышц лица. Оказалось, например, что переживание счастья связано с активностью большой скуловой мышцы. Чем сильнее активность этой мышцы, тем выше уровень субъективной оценки переживаемого состояния счастья при просмотре хорошего фильма.  По  активности большой скуловой  мышцы  можно  предсказывать  появление  положительного эмоционального переживания. В то же время  отрицательные эмоции (гнев, печаль) сочетаются с подавлением активности большой скуловой мышцы и возрастанием активности мышцы нахмуривания.

В то же время принятые в  обществе  нормы  социального  контроля  определяют  правила проявления эмоций. Например, японцы обычно маскируют свои отрицательные эмоциональные переживания, демонстрируя более  позитивное отношение к событиям, чем это есть на самом деле.  О  механизме социального контроля проявления эмоций свидетельствуют так  называемые кратковременные выражения лица. Они фиксируются  во  время специальной киносъемки и отражают реальное отношение  человека  к ситуации, чередуясь с социально  нормативными  выражениями  лица. Продолжительность таких  подлинных  экспрессивных  реакций  составляет 300-500 мс. 
Мышечная система организма и в первую очередь те ее отделы, которые участвуют в  организации  специфических  для  большинства эмоций движений тела и выражений лица играет еще одну важную роль в обеспечении эмоций. Еще Ч. Дарвин указал на  значение  обратной связи от мимических и пантомимических движений в регуляции  эмоций, подчеркивая, что усиление эмоций связано с их  свободным внешним выражением.

Напротив, подавление всех  внешних  признаков  эмоций ослабляет силу эмоционального переживания.

По мимике, движениям, вегетативным проявлениям (“покраснел”, “побледнел”, “покрылся потом”), по выражению  глаз, величине зрачка мы судим об эмоциях  человека. Наиболее выражено эмоции проявляются  на лице и в различных позах (выражение  удовольствия, восторга, страха, ужаса).

Американский  психолог Р. Вудвортс разделил мимику на шесть видов: 
1)любовь,счастье,радость,веселье; 
2)удивление; 
3)страх,страдание; 
4)гнев,решимость; 
5)отвращение; 
6) презрение.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим  образом:

1.удивление - поднятые  брови, широко открытые глаза,  опущенные вниз кончики губ,  приоткрытый рот; 

2.страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт; 
 3.гнев - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой; 
4.печаль - брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;  
 5.счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычсу3но отведены назад.

 

ация расстройство

 

ОСОБЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ  СОСТОЯНИЯ

 

Каждая из вышеуказанных эмоций может проявляться целым спектром состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость может проявляться удовольствием, восторгом, ликованием, экстазом и т.д.). Из сочетания фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

Наиболее общее эмоциональное  состояние, окрашивающее в течение  длительного времени все поведение  человека называется настроением. Оно  весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым  или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и  т.п. Настроение является эмоциональной  реакцией не на прямые последствия  тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте  его общих жизненных планов, интересов  и ожиданий.

Аффект (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Аффект полностью захватывает  психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному  разрешению конфликтов. Гнев у них  переходит в агрессию. Человек  кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Управлять  и справиться с этим состоянием очень  трудно. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.

Аффекты отрицательно сказываются  на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте  человек как бы теряет голову, его  поступки неразумны, совершаются без  учета обстановки. Если в сферу  действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине  аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшуюся вещь, толкнуть стул, хлопнуть по толу. Теряя власть над собой, человек весь отдается переживанию.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы  развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически  невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий.

Еще одна обширная область  состояний человека объединяется понятием стресс. Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Ни одному человеку не удается  жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при  выполнении тяжелой или ответственной  работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами  легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми.

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром  “эмоционального выгорания”. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть высокая тревожность, агрессивность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

Близким по своим проявлениям  к стрессу является эмоциональное  состояние фрустрации.

Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных  эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные  эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить  ошибки, пережитые эмоции останутся  лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого  человека обычно развивается эмоциональное  состояние фрустрации.

Информация о работе Эмоции человека