Эмоции и человеческие взаимоотношения.Труд как условие формирования личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

В течении многих веков, особенно в мрачный период средневековья, научное исследование эмоций было подменено церковно-религиозными учениями о «смирении души». Лишь в трудах ученых Востока можно найти интересные мысли о зависимости духовной и физической жизни, о связи эмоций с психикой. В 11 веке в книгах великого ученого Востока Абу Али ибн Сины (Авиценны) появляется описание первых экспериментов по исследованию эмоциональных состояний.

Содержание

Эмоции и человеческие взаимоотношения:
стр.
1.1. Введение 3-4
1.2. Понятие «эмоции» и их формирование 5-6
1.3. Понятие «эмоциональность» 7-9
1.4. Формула эмоций 8
1.5. Человеческие взаимоотношения в форме игры 10-12
1.6. Общение 12
1.7. Вывод 13



Труд как условие формирования личности:
стр.
2.1. Введение 13-15
2.2. Труд и возраст 116-17
2.3. Трудовая деятельность 18-20
2.4. Понятие «труд» 21-22
2.5. Признаки труда 22
2.6. Труд и личность 23-25
2.7. Вывод 26



Используемая литература:
стр.

Эмоции и человеческие взаимоотношения. 27
Труд как условие формирования личности 27

Работа содержит 1 файл

Контр. работа по общ. психологии.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования «Гродненский государственный

 университет  имени Янки Купалы» 
 
 

Контрольная работа

по  предмету

«Общая  психология» 

    Тема:

    1. Эмоции и человеческие взаимоотношения

    2.Труд  как условие формирования личности  
     
     

  

                                       Выполнила:

                                                            студентка 1 курса

                                                               заочного отделения

                                                                     факультета психологии

                                                                         практической психологии

Гаевая  Ольга Анатольевна

 
 

                                    Проверил:

                                                               зав. кафедрой общей

                                                                        и социальной психологии,

                                                                              доцент психологических наук

                                                                         Ковалев Борис  Петрович 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Гродно, 2005 
 
 

План: 

  1. Эмоции  и человеческие взаимоотношения:
    стр.
1.1. Введение 3-4
1.2. Понятие «эмоции» и их формирование 5-6
1.3. Понятие «эмоциональность» 7-9
1.4. Формула эмоций 8
1.5. Человеческие  взаимоотношения в форме игры 10-12
1.6. Общение 12
1.7. Вывод 13
 
  1. Труд  как условие формирования личности:
    стр.
2.1. Введение 13-15
2.2. Труд и возраст 116-17
2.3. Трудовая деятельность 18-20
2.4. Понятие «труд» 21-22
2.5. Признаки труда 22
2.6. Труд и личность 23-25
2.7. Вывод 26
 
  1. Используемая  литература:    

                                                                                    стр.        

    1. Эмоции  и человеческие взаимоотношения.  27
    1. Труд как  условие формирования личности   27

1. Эмоции и человеческие  взаимоотношения.

Введение

 

                                                                                                  Два мира властвуют от века,

                                                                                                  Два равноправных бытия:

                                                                                                  Один объемлет человека,

                                                                                                  Другой – душа и жизнь моя.

                      А. Фет

 

      С давних времен эмоции привлекали к  себе внимание. Древнегреческий философ  Аристотель (4 век до н.э.) говорил, что там, где налицо ощущения, появляются и эмоции – удовольствие, страдание, ярость, бесстрашие. Римский философ Кар Лукреций (1 век до н.э.) считал, что чувства играют большую роль в жизни человека, в его познании природы. Они служат как бы орудием мысли, без них невозможно познание окружающего мира. Впрочем, под чувствами он подразумевал не только эмоции и чувства в современном понимании, но также ощущения и восприятия человека.

      Чаще  встречаются высказывания античных философов, свидетельствующие о  том, что они резко разграничивали высшие проявления психики(гносеологию) и эмоции. Так, например, Платон утверждал, что эмоции помещаются в «животной душе», находящейся ниже познающей «бессмертной души». Даже Гиппократ, связывающий психическую деятельность с мозгом и признававший большую роль эмоций в патогенезе болезней и их лечении, «седалищем» чувств избрал сердце.

      В течении многих веков, особенно в  мрачный период средневековья, научное  исследование эмоций было подменено  церковно-религиозными учениями о «смирении души». Лишь в трудах ученых Востока можно найти интересные мысли о зависимости духовной и физической жизни, о связи эмоций с психикой. В 11 веке в книгах великого ученого Востока Абу Али ибн Сины (Авиценны) появляется описание  первых экспериментов по исследованию эмоциональных состояний.

      Человеческие  эмоции подробно изучались и другими  философами (Локк, Гельвеций, Спиноза, Руссо). В психологических учениях  Б. Спинозы значительное внимание уделяется  разбору понятий, относящихся к  эмоциональным состояниям. Он выделил пять главных видов эмоций: вожделение, радость, печаль, изумление, презрение.

      Большой вклад в дело изучения эмоций внес Ч. Дарвин. В своем научно-естественном трактате «Выражение ощущений у человека и животных» физиолог сделал очень  важный вывод о том, что результатом самых разнообразных эмоций является двигательная деятельность в различных ее проявлениях. Кроме того, сами эмоциональные реакции сопровождаются усиленной мышечной деятельностью, увеличением скорости передвижения животных. Во многих отношениях близкой к взглядам Ч. Дарвина является т. н. периферическая теория Э. (У.Джемс и К. Г. Ланге), согласно которой возникновение эмоций обусловлено определенными изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. Несмотря на серьезную критику, различные варианты этой теории имели вес до 20 — 40-х гг. XX в., когда У. Кэннон, Ф. Бард и др. показали, что эмоциональные состояния могут быть объяснены специфической активностью Ц. Н. С.

      Работа  Ч. Дарвина оказала огромное влияние  на естествоиспытателей последней четверти 19 столетия (в это время появляются теории идеалистического толка, такие как психофизиологическая  теория эмоций Вундта). Многими психологами и психиатрами того времени эмоции рассматривались лишь в рамках душевных переживаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Эмоции: понятие и их формирование
 

     Разговор  об эмоциях и чувствах мы начнем с вопроса, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны  эмоции? На самом деле, мы уже знаем, что благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?  

     ЭМОЦИИ (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

      В множестве эмоциональных, в широком  смысле, процессов выделяют особый вид собственно эмоций. В отличие  от аффектов собственно эмоции могут  слабо проявляться внешне. Они  имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, то есть выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно эмоции имеют также идеаторный характер — они способны предвосхищать ситуации и события и возникают в связи с актуализацией представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, — он формируется также в результате эмоциональных со переживаний, возникающих в общении с другими  людьми (в частности, посредством искусства). Сам способ выражения эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют как многочисленные этнографические описания, так и другие факты, например, своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно эмоции находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния моего «Я», вторые — как состояния, происходящие «во мне». Это отличие явно, когда эмоция  возникает как реакция на аффект, например, когда человек тревожится, что его может охватить страх, стыдится проявленного гнева и т. п.

      Формирование  эмоций человека — важнейшее условие  развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных  отношений, идеалы, обязанности, нормы  поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития эмоций человека — чувства, которые возникают в онтогенезе,  ситуативно проявляемых эмоциями. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций (например, чувством любви может быть обусловлена гордость за любимого человека, ненависть к его соперникам, огорчение из-за постигших его неудач, ревность и т. д.). Проявление сильного, доминирующего чувства называется страстью. События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими эмоциями  могут вызывать длительные изменения общего эмоционального фона —  настроения. Степень осознания эмоций  может быть различной. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями  чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль эмоции  играют в этиологии психических и психосоматических заболеваний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Эмоциональность 

      Проявляясь  в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции  способствуют либо мобилизации, либо торможению психической  деятельности и поведения; в т. ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления (напр., страх перед учителем не способствует достижениям ученика). Возникающие при переживании эмоциональные физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электромиографические, электроэнцефалографические) выступают (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах объективными индикаторами эмоциональных состояний. 

      Совокупность  настроений, аффектов, чувств и страстей человека образует его эмоциональную жизнь и такое индивидуальное качество, как эмоциональность. Это качество можно определять как склонность человека эмоционально реагировать на различные, затрагивающие его обстоятельства жизни, как его способность переживать разные по силе и качеству эмоции от настроений до страстей. Под эмоциональностью понимается также сила влияния эмоций на мышление и поведение.  

Информация о работе Эмоции и человеческие взаимоотношения.Труд как условие формирования личности