Эмоции и человеческие взаимоотношения.Труд как условие формирования личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

В течении многих веков, особенно в мрачный период средневековья, научное исследование эмоций было подменено церковно-религиозными учениями о «смирении души». Лишь в трудах ученых Востока можно найти интересные мысли о зависимости духовной и физической жизни, о связи эмоций с психикой. В 11 веке в книгах великого ученого Востока Абу Али ибн Сины (Авиценны) появляется описание первых экспериментов по исследованию эмоциональных состояний.

Содержание

Эмоции и человеческие взаимоотношения:
стр.
1.1. Введение 3-4
1.2. Понятие «эмоции» и их формирование 5-6
1.3. Понятие «эмоциональность» 7-9
1.4. Формула эмоций 8
1.5. Человеческие взаимоотношения в форме игры 10-12
1.6. Общение 12
1.7. Вывод 13



Труд как условие формирования личности:
стр.
2.1. Введение 13-15
2.2. Труд и возраст 116-17
2.3. Трудовая деятельность 18-20
2.4. Понятие «труд» 21-22
2.5. Признаки труда 22
2.6. Труд и личность 23-25
2.7. Вывод 26



Используемая литература:
стр.

Эмоции и человеческие взаимоотношения. 27
Труд как условие формирования личности 27

Работа содержит 1 файл

Контр. работа по общ. психологии.doc

— 130.00 Кб (Скачать)
    1. Труд  и возраст.
 

      Психологическая драма старости человека, как на это справедливо указывают многие исследователи, заключается не только в том, что старый человек постепенно теряет своих близких и вообще людей своего поколения, но и в том, что он выключается из общественного процесса совокупного производительного труда, перестает трудиться, пользуясь правом на пенсионное обеспечение. При этом причиной дезинтеграции личности является не только само прекращение систематического труда, но и постепенное разрушение в самом внутреннем мире человека главной ценности - переживания труда как блага, как субъективного творческого отношения человека к окружающему миру. Именно поэтому сохранение трудового тонуса, продолжение в разных видах общественно полезной деятельности и после наступления пенсионного возраста является важнейшим условием морально-психического здоровья пожилых и старых людей. Сравнительное исследование различных форм развития трудовой деятельности необходимо для понимания стадиальности индивидуального сознания. Но при этом следует не забывать, что существуют не только профессионально определенные специализированные по технике операции виды трудовой деятельности людей. Сведение труда к профессиональному труду широко распространено в социально-экономической и психологической литературе. Вместе с тем труд не есть просто мышечная работа, производимая в форме тех или иных затрат мускульной энергии в единицы времени, как это представляют нередко в физиологических исследованиях. Процесса работоспособности. Всякий труд есть взаимодействие субъекта труда с предметом труда посредством орудий, механизмов, технических устройств, в результате которого (взаимодействия) создается продукт труда. Следовательно, не любая трата мышечной или нервной энергии, не то или иное построение движений, а продуктивная деятельность, производимая посредством орудий труда и вносящая изменения в окружающую среду, составляет специфику труда независимо от того, носит ли он специализированный, профессиональный или, напротив, более элементарный характер общих трудовых операций, посредством которых осуществляется любое практическое действие с предметами окружающей среды. 
В старости, далеко за пределами наступления пенсионного возраста, возможны все виды трудовой деятельности, включая высокое мастерство, в определенной сфере профессионального труда. Однако на производстве необходимы определенные рамки рабочего дня и нормы. Поэтому применение сил в производстве часто оказывается затруднительным для старого человека, хотя и здесь изыскиваются разнообразные возможности участия старых рабочих в общей работе производственного коллектива, его борьбе за технический прогресс и усовершенствование производства. Во всех остальных сферах труда нет каких-либо объективных причин, препятствующих нормальной трудовой деятельности старых людей, при условии ясности их сознания, то есть относительной целостности и связности, непрерывности их внутренних состояний. Сохранение и воспроизведение трудоспособности старых людей есть, как можно думать, основное условие сохранения и воспроизведения самого сознания людей на поздних стадиях онтогенеза. Если этот вывод правомерен в отношении поздних стадий онтогенеза человека, а в этом сомневаться не приходится, то, очевидно, будучи всеобщим, он правомерен и по отношению к ранним стадиям онтогенеза.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Трудовая  деятельность.
 

      Лишь  на основе постепенного накопления практического  опыта различных видов трудовой деятельности и усвоения суммы научных  знаний становится возможным переход (в подростковом возрасте) к производительному  труду в собственном, экономическом, смысле слова. Однако ни в коем случае нельзя полагать, что именно в этот период начинает свое развитие трудовая деятельность человека, если рассматривать это развитие онтогенетически. Очевидно, такой переход имеет не только частное значение для расширения психического развития в процессе формирования личности, но и общее значение для понимания трудоспособности человека. 
При изучении человека как субъекта труда выделяются свойства, необходимые для продуктивного выполнения тех или иных видов деятельности и для функционирования в этих видах конкретных систем знаний, навыков, умения. В совокупности этих свойств человека как субъекта труда и главной производительной силы общества важное место занимает трудоспособность. Изучение этого свойства имеет особое значение для определения внутренних факторов повышения производительности труда за счет автоматизации и комплексной механизации производственных процессов, а также благодаря совершенствованию методов организации труда и всей экономики производства. Вместе с тем повышение производительности труда определяется рядом других факторов: ростом квалификации и совершенствования мастерства, общим повышением культуры и образованности кадров, активизацией интересов и любви к труду, с чем связано превращение труда в первую жизненную потребность. Значение этих морально-психологических и общекультурных факторов трудно переоценить, когда рассматривается вся совокупность условий повышения производительности труда в современных условиях. Эти факторы составляют как бы внутренние условия прогресса производительности труда, так как они характеризуют развитие самого человека как субъекта труда и технического прогресса. В связи с пониманием трудоспособности как синтеза функциональной работоспособности организма и его приспособленности к определенным условиям работы и профессии особое значение имеет анализ профессионально-производственных факторов, составляющих основные требования, предъявляемые к человеку, работающему в конкретных производственных условиях. Влияние этих факторов, особенно их комплекса, на функциональное состояние организма работающего человека является предметом изучения физиологии и гигиены труда, на основе которых строится врачебно-трудовая экспертиза. К числу основных профессионально-производственных факторов прежде всего относят физические напряжения, которые градуируются по определенной шкале. В свое время, когда лишь складывалась теория врачебно-трудовой экспертизы, первым среди профессионально-производственных факторов считалось физическое, или мышечное, напряжение.

       
            Этому  фактору соответствовало и ведущее  для недавнего прошлого производства  положение ручного труда в  самых трудоемких операциях. Без  преувеличения можно сказать,  что в этих условиях сам  человек рассматривался как энергетический механизм или, во всяком случае, сточки зрения его приспособленности к выполнению энергетических функций в производственных процессах. За последние десятилетия, особенно за последние годы, в связи с огромным развитием энерговооруженности производства. Комплексной механизацией и автоматизацией производства, "энергетические" компоненты трудоспособности постепенно снижаются, ослабляются мышечные усилия, сочетаясь с другими разнообразными факторами. 
Вынужденные положения тела во время работы облегчаются другими, более сложными факторами, к числу которых, при обретающих все более важное значение в условиях современного производства, относятся разные виды нервно-психического напряжения. Об этом факторе весьма ясно пишет В.М. Бурейко: "При современном уровне развития техники труд человека характеризуется не столько физическими усилиями, сколько более сложным умственным действием. Регулирование сложных механизмов, манипулирование всевозможными рычагами управления по плану, заранее продуманному работником, представляет определенную форму умственной деятельности, которая становится возможной благодаря более или менее длительному обучению. Разделение труда на физический и умственный все меньше характеризует различие между отдельными профессиями различные виды труда отличаются степенью и формами нервно-психического напряжения". Труд становится деятельностью индивида только с наступлением зрелости и с началом профессиональной деятельности. Ведь с этим мнением связано и молчаливое признание того, что труд, создавший человека в процессе исторического развития общества Труд постепенно и последовательно развивается от самых элементарных общих форм до сложных профессиональных и меж профессиональных форм. Развитие трудовой деятельности индивида проходит много фаз и этапов, которым соответствует и глубокое изменение в структуре индивидуального сознания. Но человек как субъект труда, разумеется, развивается и как субъект познания и общения. В единую систему выстраивается вся многообразная цепь вторичных видов деятельности, своего рода синтезов труда и познания, познания и общения, общения и труда. Эффектами конвергенции основных видов деятельности человека в процессе его индивидуального развития являются характер и способности, общая одаренность и трудоспособность человека, вся совокупность его наличных ресурсов и потенциальных сил, резервов психического развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Понятие «труд»  и его признаки. 

      В исследованиях по психологии личности причудливо переплетаются между  собой столь различные проявления человека, как мотивы его деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы высшей нервной деятельности, физическая внешность, идеалы, способности, аффекты, вкусы, особенности национального характера, мировоззрения, самосознания, оценки, потребности, влечения, продукты творчества, воображение, одаренность, интеллект, социальное положение, настроение, чувства антипатии и симпатии, переживания, эмоции, установки, манера общения и поведения, ценностные ориентации, поступки, деяния, воля, образ «Я». Такое многообразие проявления человеческой природы уживается неявно задаваемым логикой частных эмпирических исследований допущением о существовании некой одномерной феноменологии в области изучения психологии личности.

      Труд  – явление прежде всего социально-экономическое, и существуют вопросы его принципиально научного понимания, планирования и  организации на уровне системы народного хозяйства, отрасли, предприятия, вопросы его учета и вознаграждения. Этому соответствуют философские, социологические и экономические подходы к пониманию труда.

      Труд  понимается как «целесообразная  деятельность для создания потребительских  стоимостей», «как  процесс, совершающийся  между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной  деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой».

Нередко полагают само собой разумеющимся говорить о труде, если речь идет о деятельности человека, труд создал и создает  человека, что труд -  ваятель человека.

   Выделим четыре психологических признака труда:

  1. сознательное предвосхищение социально ценного результата;
  2. сознание обязательности достижения социально фиксированной цели;
  3. сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности;
  4. осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений («живых» и овеществленных).
 

   Знать эти признаки и оперировать ими  важно, чтобы удержаться именно на профессиональной психологической позиции по отношению  к миру труда. Ведь труд изучают и  стремятся  усовершенствовать многие науки – социология, экономика, физиология, гигиена. Среди этих наук определенное место занимает и психология, поскольку человек в труде характеризуется системой психической регуляции и, главное, саморегуляции.

   Выражение «психология труда» не стоит в том же ряду, как «психология дошкольника», «психология подростка». Труд не чудище, у которого есть психика, и в нашем случае независимо от сложившихся речевых штампов можно говорить о фактах и закономерностях психики человека, занятого трудом, трудящегося или человека, формирующегося в качестве субъекта труда. Психология труда есть прежде всего система психологических знаний о труде  как деятельности и трудящемся как ее субъекте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Труд  и личность. 

   Является  ли психологическое знание о труде и трудящемся жизненно важным для людей, то есть ориентирует ли оно их в чем-то необходимом, или оно – «тонкости», без  которых легко обойтись? Если справедлива первая часть приведенной альтернативы, то психологические сведения о труде должны были возникать и обслуживать практику уже в незапамятные времена, еще до появления науки как формы общественного сознания. Именно так это и обстоит на самом деле. Достаточно напомнить, что в пословицах и поговорках разных народов (а это форма фиксации полезного опыта и фактор регуляции деятельности и поведения) отражены многие явления и их зависимости, характеризующие именно психологическую сторону труда. «Назначили осла кузнецом – он первым делом себя подковал» - здесь речь идет отнюдь не о внешней – технологической – стороне дела, а о направленности деятельности в рамках альтернативы «себе - другим», «я - другие». Идея ценности волевой регуляции труда представлена, например, в такой пословице: «Как ни верти, а дело верши».

   Идея  должных межлюдских отношений в труде также нашла место в народный мудрости: «Берись дружно – не будет грузно», «Кто собою не управит, тот другого на разум не наставит». Зафиксированы определенные подходы к оценке качеств работника: «Не смотри как рот дерет, а смотри как дело ведет».

   Человек, вышедший благодаря труду из животного  мира и развивающийся в обществе, осуществляет совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью –  субъектом познания и активного  преобразования материального мира, общества и самого себя.

   Человек уже рождается человеком. Это  утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого  зародыша в генах заложены природные  предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей – отличается от животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид, в котором воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокоорганизованного жителя цивилизованной страны.

Информация о работе Эмоции и человеческие взаимоотношения.Труд как условие формирования личности