Эмоции и их природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:43, реферат

Описание работы

В повседневной жизни человека разум всегда противопоставлялся чувствам,
эмоциям. Первый отождествлялся с гармонией, организацией, порядком, вторые же – с неопределенностью, непредсказуемостью, хаотичностью. Мысль подчинена законам логики, законы же эмоций трудно выявить и применить, если они действительно существуют.
Считается, что мышление протекает свободно, тогда, как эмоции подчинены
жестко определяющим причинам. И человек, живущий эмоциями, рассматривался как руководствующийся факторами, от него не зависящими.
Это мнение объясняется малой степенью изученности законов, управляющих
эмоциональными процессами.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Понятие об эмоциях и чувствах..................................... ………………….3
2. Биологические основы эмоций по Ч.Дарвину............ …………………...4
3. Физиологические основы эмоций................................................................5
3.1. Теория Джемса - Ланге.............................................................................. 5
3.2. Информационная теория эмоций............................... …………………..6
4. Теория дифференциальных эмоций.............................................................7
5. Проблема классификации эмоций...............................................................9
6. Функции эмоций............................................................................................11
7. Факторы, вызывающие эмоциональные процессы………………………13
8. Воздействие эмоциональных процессов на человека................................13
9. Внешнее выражение эмоций........................................................................14
10. Виды эмоциональных состояний и влияние их на поведение человека..............................................................................................................16
11. Заключение..................................................................................................19
12. Литература................................

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 135.87 Кб (Скачать)

И так же многообразие потребностей делает составление “полных”, “развернутых” классификаций бессмысленным и безнадежным делом.

Существует традиционная классификация психических явлений:

психические явления

    

           
     
       
         
 

интеллектуальные      эмоциональные           волевые 

С.А.Рубинштейн предложил свою классификацию психических  явлений:

 психические  явления                              

    

       
   
     
 

интеллектуальные                              аффективные

считая волю “верхушечным слоем” аффективных  процессов.

Большинство авторов  пытается определить хотя бы ограниченное число эмоций, не говоря уже о положительных и отрицательных.

Так как вероятность  удовлетворения потребностей зависит  от действий субъекта, предполагается, что именно характер действий может служить классифицирующим принципом для выявления фундаментальных эмоций [Симонов, стр.141].

Взаимодействие  с объектом удовлетворения потребности  бывает либо контактным, либо дистанционным.

Дистанционные действия:

1)наступление  (преодоление);

2)оборона (защита, сохранение);

3)отступление  (утрата ранее занимаемых позиций).

В случае одновременной  актуализации двух или более потребностей они могут порождать сложнейшие эмоциональные аккорды.

Например, при  совпадении отвращения и удовольствия возникает пресыщение, а при совпадении удовольствия и страха – риск. Потребности делят на три группы:

1) материально-биологические;

2) социальные;

3) идеальные.

Каждая из этих трех групп делится на потребности "нужды" (сохранения) и

"роста" (развития), а первые две группы имеют  еще варианты "для себя" и  "для других".

Дальнейший анализ обнаружил минимум три дополнительных потребности:

потребность преодоления (воля), потребность в вооружении средствами и

способами удовлетворения потенциальных потребностей и потребность  экономии сил.

К понятию "потребность" тесно примыкает феномен мотивации.

Мотивация –  второй этап целенаправленного поведения; по сравнению с

актуализацией потребности, ее можно рассматривать  как "опредмеченную

потребность". Не существует мотивации без потребностей, но вполне существует потребность, не ставшая мотивацией.

Таким образом, мотивация – физиологический  механизм активирования хранящихся в памяти следов тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению.

   

 6.Функции эмоций. 

Одна из главных  функций эмоций состоит в том, что они помогают

ориентироваться в окружающей действительности, оценить  предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

По мнению советского психофизиолога П. В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация), и тем, что на самом деле известно. На этой основе создана своеобразная формула эмоций:

Э=П (Н— С), где  Э — эмоция, П — потребность  (в формуле она берется с отрицательным знаком "—"), Н — информация, необходимая для удовлетворения потребности, С — информация, которую можно использовать, то, что известно.

Из этой формулы  вытекают четыре следствия: 1) Если П = 0, т. е. если нет

потребности, Э  также равно 0. 2) Э = 0, т. е. эмоция не возникает  и тогда,

когда Н=С. Это  тот случай, когда человек, испытывающий  потребность,  обладает полной  возможностью для ее реализации. 3) Э максимальна, если С = 0. Это значит, что наибольшей силы эмоция достигает тогда, когда потребность существует, но совершенно нет информации о том, как ее удовлетворить. Здесь эмоция как бы компенсирует информационный дефицит. Недаром говорят, что пугает не само событие, а неизвестность. 4) Наконец, согласно формуле, в случае, когда С>Н, должна возникнуть положительная эмоция.

Многие явления  эмоциональной жизни никак в  формулу не укладываются. И это  не удивительно: жизнь всегда богаче формул. Тем более эмоциональная!

Велико значение эмоций и для регуляции поведения  в тех случаях, когда

требуется мгновенная мобилизация всех сил и возможностей организма.

Ученые определили следующие функции эмоций:

1) отражательно-оценочная;

2) переключающая;

3) подкрепляющая;

4) компенсаторная. 

7.  Факторы, вызывающие  эмоциональные процессы.

 

Эмоциональные процессы вызываются факторами, значимыми  для индивида.   Это, прежде всего, физические воздействия на органы чувств. Каждый  физический раздражитель, воспринимаемый органами чувств, способен вызвать эмоцию, причем обусловленный им уровень возбуждения, знаковость и качество эмоции зависят от свойств сенсорного раздражителя: его силы, продолжительности, модальности, числа повторений. Раздражители, обладающие способностью вызывать

эмоциональные процессы от рождения, можно назвать  безусловными эмоциональными

раздражителями.

Существуют раздражители, которые действуют на установки, сложившиеся в

индивидуальном  опыте субъекта. Поэтому эмоции зависят  от того, какие

установки сформировались у человека, а также в каком  отношении к этим

установкам находится  внешняя действительность.

Эмоциональными  раздражителями могут быть все те факторы, которые

сигнализируют о значимых для субъекта событиях.

Нейтральные раздражители начинают предвосхищать значимые раздражители в результате образования условных рефлексов или благодаря механизму генерализации.

У человека эмоции могут вызываться также посредством  высших психических процессов (чувств). 

8.Воздействие  эмоциональных процессов  на человека. 

Воздействие определяется тремя особенностями эмоций: уровнем  возбуждения, знаком и содержанием эмоций.

Эмоциональные процессы действуют на познавательные процессы, на внутреннее состояние организма, а также непосредственно на внешнее поведение.

Познавательные  процессы акцентируют эмоции, которые  были вызваны

раздражителями, которые предсказывают явления, зависящие от субъекта.

Раздражители, предсказывающие  отрицательные явления, не зависящие  от

субъекта, могут  иметь затрудненный доступ в сферу  ориентации. Таким образом, раздражитель, предсказывающий неприятность, которую можно предотвратить, воспринимается более отчетливо по сравнению с другими, а раздражитель, предсказывающий неотвратимую неприятность, воспринимается хуже других. Это проявляется в сфере воспоминаний, воображения, мышления.

Эмоции оказывают  влияние на познавательные процессы в зависимости от их

содержания, вследствие чего обнаруживается тенденция к  избирательности

познавательных  функций.

Эмоции вызывают также многочисленные изменения  в деятельности внутренних органов. И эти изменения определяются уровнем возбуждения, знаком и содержанием эмоций. Эти эмоции обычно вызывают изменения мобилизационного характера: подготовка организма к бегству, атаке, как можно более быстрому достижению цели.

Эмоции влияют на качество деятельности. Это зависит  от уровня эмоционального возбуждения. Для каждого вида деятельности и для каждой степени овладения деятельностью необходим определенный уровень эмоционального возбуждения, который вызывают тонизирующие раздражители. Эмоции участвуют также в организации знаковых действий человека, благодаря чему человек выражает свои эмоции в словесной форме. Эта способность создает возможность ориентации в собственных эмоциях и контроля над ними. Эмоции являются причиной возникновения эмоционального отношения, то есть готовности к реагированию на

внешний круг ситуаций.

  

  9. Внешние выражения эмоций. 

Возникновение эмоционального процесса приводит к  формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные явления бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.

Но эмоции могут  формироваться и постепенно, не проявляясь и не оставляя

следов в сознании. Остается только повышенная готовность к эмоциональной

реакции. Иногда эмоции вовсе не находят отражения  в сознании.

Эмоция, набравшая  достаточную силу и организованность, приобретает

способность оказывать  большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Она проявляется:

-  в форме выразительных движений;

-  в форме эмоциональных действий;

- в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;

- в форме определенного отношения к окружающему.

Зачем же нужны  выразительные эмоциональные движения? По мнению Чарльза Дарвина, это пережитки прежде целесообразных действий. Напряжение мускулов, сжимание кулаков, скрежетание зубами при гневе — все это наследие наших далеких предков, которые спорные вопросы решали с помощью кулаков и челюстей.

"Для примера,  — пишет Дарвин, — достаточно  вспомнить о таком движении, как наклонное положение бровей у человека, который страдает от горя или

тревоги... Или  же такие движения, как едва заметное опускание углов рта

должны рассматриваться  как последние следы или  остатки  более резко

выраженных в  прошлом движений, имевших понятный смысл".

Выразительные движения в наши дни служат в качестве непроизвольного

аккомпанемента  эмоций; они играют огромную коммуникативную  роль, помогают общению между людьми, обеспечивают эмоциональный контакт между ними. Именно благодаря мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения  всего  тела),  эмоциональным  компонентам речи и т. д. мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этими переживаниями, строим в соответствии с ними свои взаимоотношения с окружающими. Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Именно на лице

другого человека "прочитываем"  мы  радость  и  печаль,  задумчивость  и

гнев, любовь и  ненависть. Точно так же "прочитываются" разнообразные оттенки чувств и эмоций на нашем лице.

Из каких же элементов складывается "язык эмоций", как усваивается он

человеком? Этим вопросам были посвящены многочисленные исследования.

Выяснилось, что  наибольшее значение для выражения  эмоций имеют глаза и рот.

Но обычно мы при прочтении эмоции по лицу учитываем  всю ситуацию, которая подсказывает характер эмоционального переживания. Радость и веселье угадываются быстрее, чем страх и страдание.

Информация о работе Эмоции и их природа