Эмоции и их природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:43, реферат

Описание работы

В повседневной жизни человека разум всегда противопоставлялся чувствам,
эмоциям. Первый отождествлялся с гармонией, организацией, порядком, вторые же – с неопределенностью, непредсказуемостью, хаотичностью. Мысль подчинена законам логики, законы же эмоций трудно выявить и применить, если они действительно существуют.
Считается, что мышление протекает свободно, тогда, как эмоции подчинены
жестко определяющим причинам. И человек, живущий эмоциями, рассматривался как руководствующийся факторами, от него не зависящими.
Это мнение объясняется малой степенью изученности законов, управляющих
эмоциональными процессами.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Понятие об эмоциях и чувствах..................................... ………………….3
2. Биологические основы эмоций по Ч.Дарвину............ …………………...4
3. Физиологические основы эмоций................................................................5
3.1. Теория Джемса - Ланге.............................................................................. 5
3.2. Информационная теория эмоций............................... …………………..6
4. Теория дифференциальных эмоций.............................................................7
5. Проблема классификации эмоций...............................................................9
6. Функции эмоций............................................................................................11
7. Факторы, вызывающие эмоциональные процессы………………………13
8. Воздействие эмоциональных процессов на человека................................13
9. Внешнее выражение эмоций........................................................................14
10. Виды эмоциональных состояний и влияние их на поведение человека..............................................................................................................16
11. Заключение..................................................................................................19
12. Литература................................

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 135.87 Кб (Скачать)

На точность определения эмоции по внешним проявлениям  влияет состояние того, кто оценивает, люди имеют тенденцию  приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены.

Принцип "физических действий", т. е.  воссоздания эмоции по точному внешнему ее выражению, предложил К. С. Станиславский для правдивого отображения на сцене эмоциональной жизни персонажей. Здесь имеется в виду, конечно, не только мимика, но и другие способы внешнего выражения эмоций: жесты, движения, позы и т. д. Одним из самых сильных путей выражения эмоций и чувств является речь. Интонация, сила звука, ритм — все это всегда, с одной стороны, зависит от нашего эмоционального состояния и, с другой стороны, служит средством его выражения.

     Язык эмоций — это универсальные, сходные для всех людей наборы

экспрессивных  знаков,  выражающих  те  или  иные эмоциональные состояния. Мы в принципе можем правильно понять эмоции людей других культур и  национальностей. Но эта универсальность не абсолютна. Есть определенные национальные различия, которые определяются традициями и обычаями. Например, в некоторых  частях  Африки  смех — показатель  изумления  и даже замешательства и вовсе не обязательно признак веселья. В некоторых странах Азии от гостя ждут отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен. Тот же жест в американском  обществе вряд ли повлечет за собой  повторное  приглашение в гости.

Формы выражения  эмоций зависят от принятых правил приличия. У нас, например, не принято в общественных местах громко хохотать, вообще привлекать к себе всеобщее внимание проявлением своих эмоций. Есть и индивидуальные особенности в проявлении эмоций, которые зависят от темперамента человека, его воспитания, привычек. Иногда привычные для человека эмоции накладывают своеобразный отпечаток на выражение его лица. Недаром  говорят о лицах озабоченных,  веселых,  удивленных и т. д. Впрочем, такая "психологизация" внешности может быть результатом  не  совсем  правильного  "прочтения" природных особенностей лица.

   

 10.Виды эмоциональных состояний и влияние их на поведение человека. 

Поведение человека в значительной мере зависит от его  эмоций, причем различные эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические эмоции, которые повышают активность всех процессов в организме, и астенические эмоции, которые их тормозят. Стеническими,

как правило, бывают положительные эмоции: удовлетворенность (удовольствие), радость, счастье, а астеническими — отрицательные:

неудовольствие, горе, печаль. Рассмотрим каждый вид  эмоций подробнее, включая настроение, аффект, чувство, страсть и стресс, в их влиянии на поведение человека.

     Настроение создает определенный тонус организма, т. е. его общий настрой (отсюда название "настроение") на деятельность. Производительность и качество труда человека в хорошем, оптимистическом, настроении всегда выше, чем человека, настроенного пессимистически. Человек, настроенный оптимистически, всегда и внешне привлекательнее для окружающих, чем тот, у которого постоянно

плохое настроение. С улыбающимся по-доброму человеком  окружающие с большим желанием вступают в общение, чем с человеком, у которого недоброе лицо.

     Аффекты играют в жизни людей иную роль. Они способны моментально

мобилизовать  энергию и ресурсы организма для решения внезапно возникшей задачи или преодоления неожиданно появившегося препятствия. В этом состоит основная жизненная роль аффектов. В соответствующем эмоциональном состоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен. Мать, спасая ребенка, не чувствует боли, не думает об опасности для собственной жизни. Она — в состоянии аффекта. В такой момент расходуется масса энергии, причем очень неэкономно, и поэтому для продолжения нормальной деятельности организму обязательно нужен

отдых. Аффекты  часто играют и отрицательную  роль, делают поведение человека бесконтрольным и даже опасным для окружающих.

Еще более значительна, чем у настроений и аффектов, жизненная  роль чувств.

Они характеризуют  человека как личность, достаточно устойчивы и обладают самостоятельной мотивирующей силой. Чувствами определяется отношение человека к окружающему миру, они же становятся нравственными регуляторами поступков и взаимоотношений людей. Воспитание человека с психологической точки зрения есть в значительной степени процесс формирования его благородных чувств, к которым относятся сочувствие, доброта и другие. Чувства человека, к сожалению, могут быть и низменными, например чувства зависти, злости, ненависти, В особый класс выделяются эстетические чувства, которые определяют

отношение человека к миру прекрасного. Богатство и  разнообразие человеческих чувств —  хороший индикатор уровня его психологического развития.

     Страсти и стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств

играют в жизни  в основном отрицательную роль. Сильная  страсть подавляет

остальные чувства, потребности и интересы человека, делает его односторонне ограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья.

Совокупность  настроений, аффектов, чувств и страстей человека образует его эмоциональную жизнь и такое индивидуальное качество, как эмоциональность. Это качество можно определять как склонность человека эмоционально реагировать на различные, затрагивающие его обстоятельства жизни, как его способность переживать разные по силе и качеству эмоции от настроений до страстей. Под эмоциональностью понимается также сила влияния эмоций на мышление и поведение.

Эмоциональные переживания личности различаются  не только по предмету, которым они вызваны, но по своей силе, устойчивости. Настроение — это эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает всю психическую жизнь человека. Это как бы эмоциональный фон, эмоциональный лейтмотив его жизни и деятельности. Активный человек всегда находится под каким-то эмоциональным знаком: это может быть легкая грусть или тихая радость, жажда деятельности или переживания покоя, состояние ожидания чего-то приятного или беспокойство и т. д.

Порой самому человеку его настроение кажется необъяснимым. "Сам не пойму, почему вдруг настроение испортилось", "Сегодня прямо петь хочется —  с чего бы это?" Но на самом деле настроение всегда чем-то вызвано, имеет внутренние или внешние причины.

Начнем хотя бы с физического состояния человека. Именно оно порождает то общее настроение, которое называют самочувствием. Иногда плохое самочувствие, или как еще говорят, пониженный жизненный тонус, может сигнализировать о каких-то нарушениях в организме, о начинающейся болезни. Так что к своему самочувствию следует относиться внимательно. Порой, правда, это внимание может быть слишком пристальным и переходить в мнительность, когда человек постоянно ищет в себе признаки каких-то болезней.

Источником настроения являются и различные крупные  и мелкие жизненные факты.

Но самым частым и существенным источником настроения, да и более сильных эмоциональных состояний, является наша деятельность. Успех, положительная оценка повышают настроение. Неудача, недооценка либо отрицательная оценка — понижают. Есть здесь и обратное влияние: в добром, веселом настроении любая работа спорится. Это, кстати сказать, давно заметили психологи, которые работают в промышленности. И жизненные наблюдения и специальные исследования  показали, что хорошее настроение — могучий фактор повышения производительности труда. Выяснилось также, что на настроение может влиять и окраска помещения, и четкий ритм трудового процесса, но, наверное, самое главное — взаимоотношения между людьми в трудовом коллективе.

Другие люди, их отношение к нам, их внимание и  забота, слова и поступки, даже взгляд и улыбка формируют наше настроение. Другие люди... Но ведь каждый из нас — "другой" по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым. Может быть, прежде чем ставить им в вину свое испорченное настроение, стоит приглядеться к своему собственному поведению: не портим ли мы (невольно!) настроения другому? И в ответ получаем... тоже испорченное настроение. Но уже свое.

Настроение зависит  от всего стиля жизни человека и рецептов на все случаи

найти трудно.

Противоположными  настроению психическими состояниями  являются аффекты — бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Порой в состоянии аффекта, гнева, страха, радости и т. д. человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию.

Для того, чтобы  регулировать аффекты, прежде всего, необходимо воспитывать у себя выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности. Можно сказать, что они отдают себя во власть аффекта и пользуются этим сознательно как средством давления на других. Регуляции этого состояния может помочь переключение на какую-либо физическую работу, на какое-то привычное дело.

Иным помогает счет в уме: досчитают до десяти, и все проходит.

Пожалуй, самым  сильным и ярким эмоциональным  состоянием человека является страсть. В отличие от аффекта, это стойкое, всеохватывающее чувство, которое для своего удовлетворения вызывает стремление к активной деятельности.

Великой страсти  требуют от человека и все другие виды деятельности: труд,

спорт, искусство. В то же время человек не должен становиться рабом своих

отрицательных эгоистических страстей: скупости, зависти, приобретательства и т. д.

Эмоциональный мир личности - это не просто красивый образ. Стоит еще и еще раз напомнить: психика наша едина и целостна. Вся она пронизана

эмоциональными  переживаниями. Может быть, они-то как раз и обеспечивают гармонию и единство личности в одних случаях и ее дисгармоничность, противоречивость, внутреннюю конфликтность — в других.

                                                    Заключение. 

Достижение цели дать представление о природе  эмоций и чувств затруднено

большим числом фактов, высказываемых теорий и предположений, в которых отсутствует определенная упорядоченность. Но из этого я смогла выяснить общие положения по данной проблеме. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение  реальной  действительности, но только в форме переживания. При этом понятия "эмоции" и "чувства" обозначают различные психические явления, которые, конечно, самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.

В эмоциональных  переживаниях отражается жизненная  значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные.

Важное отличие  чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают

относительной устойчивостью и постоянством, а  эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию.

Подтвержден неопровержимыми  фактами сформулированный еще в  прошлом веке Ч. Дарвином тезис о врожденности эмоций, как внутрииндивидуальных процессов. Это означает, что эмоции имеют врожденные нейронные программы и общие переживаемые качества.

Эмоции возникают, как результат изменений в  нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними событиями.

Эмоции возникают  под влиянием внешних воздействий  или процессов, происходящих в самом организме. Факторы, вызывающие эмоциональный процесс:

1)   натуральные  (безусловные) эмоциональные раздражители;

2)   сигналы  важных для субъекта событий  (значимость);

3)   способные  вызывать эмоцию вследствие того, что они соответствуют или

противоречат  приобретенным в опыте познавательным структурам.

Эмоции удобно подразделять на положительные и  отрицательные на основе

особенностей  их переживания, но существуют классификации  и по другим

признакам.

Выражение эмоций может быть спонтанным, оно может  проявляться в мимике, пантомимике или голосе.

Информация о работе Эмоции и их природа