Эмоции.Эмоциональные качества личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

Поведение животных предопределено врожденной, инстинктивной программой жизнедеятельности. Поведение человека обусловлено его внутренним, психическим, социально сформированным миром. В этом внутреннем мире осуществляется стратегическое и тактическое планирование его жизнедеятельности, переживаются радости и огорчения его человеческого бытия. Человек способен соизмерять настоящее с прошлым и будущим, задумываться над смыслом жизни, рефлексировать, отражать не только окружающий мир, но и самого себя.

Содержание

Введение
1. Эмоции.
2. Эмоциональные качества личности.
3. Физиологические основы эмоций и чувств.
4. Свойства и виды эмоций.
5. Конфликтные эмоциональные состояния
(стресс, аффект, фрустрация).
6. Высшие эмоции – чувства.
7. Общие закономерности эмоций и чувств.
8. Мотивация поведения личности.
9. Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

 

Введение

  1. Эмоции.
  2. Эмоциональные качества личности.
  3. Физиологические основы эмоций и чувств.
  4. Свойства и виды эмоций.
  5. Конфликтные эмоциональные состояния

    (стресс, аффект, фрустрация).

  1. Высшие эмоции – чувства.
  2. Общие закономерности эмоций и чувств.
  3. Мотивация поведения личности.
  4. Заключение.

    Список  использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       По своей биологической  организации человек – результат  эволюционного процесса. Анатомо-физиологическое  строение его тела во многом сходно с организмом высших приматов. Но человек качественно отличается от всех живых существ.

       Жизнедеятельность  человека, его потребности и способы  удовлетворения этих потребностей  отличаются от жизнедеятельности  животных социально-культурной обусловленностью.

      Человек – существо  социальное.

      Природные особенности  человека видоизменялись в процессе  его общественно-исторического развития, получали социально-культурную «огранку»  - человек стал «вольноотпущенником  природы». Он живет в мире социальной культуры, которая и образует его «вторую природу», определяет его сущность. Вся жизнедеятельность человека от рождения до конца его жизни регулируется принятыми в данном обществе установлениями, социальными нормами, правилами, обычаями, традициями. Сформированный в обществе индивид становится социализированной личностью – человеком, включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достижений человечества, его жизнедеятельность реализуется в определенных общественных условиях. Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир человек воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий. «Человек есть мера всех вещей», - глубоко подметил древнегреческий философ Протагор. Все в мире человек соотносит со своим внутренним духовным миром: испытывает душевное волнение при созерцании далеких звезд, восторгается красотой лесов, гор и морей, ценит гармонию красок, форм и звуков, добропорядочность личностных отношений и возвышенные проявления человеческого духа. Человек деятельно взаимодействует с миром – он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.

         Поведение  животных предопределено врожденной, инстинктивной программой жизнедеятельности. Поведение человека обусловлено его внутренним, психическим, социально сформированным миром. В этом внутреннем мире осуществляется стратегическое и тактическое планирование его жизнедеятельности, переживаются радости и огорчения его человеческого бытия. Человек способен соизмерять настоящее с прошлым  и будущим, задумываться над смыслом жизни, рефлексировать, отражать не только окружающий мир, но и самого себя.

 

  1. Эмоции

       Эмоции — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

       Эмоции возникли как приспособительный  "продукт" эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие".

     Эмоции двувалентны — они или  положительны, или отрицательны — объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

      Эмоции — механизм непосредственной  оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.

      Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов из внутренних органов.

        По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков — оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.

           Положительные эмоции, постоянно  сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

          Эмоции генетически связаны с  инстинктами и влечениями. Но  в общественно-историческом развитии  сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства — чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев — чувство возмущения, негодования и ненависти.

            В мозаике чувств конкретного  индивида отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.

          Если чрезмерно сложная жизненная  ситуация превышает приспособительные возможности индивида — происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы.

             Эмоции, как и ощущения, — это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях — субъективно-значимостные его стороны. Познание дает знание — отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

            Эмоции — механизм экстренного  определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект — значит усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения. В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции — механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях.

     2. Эмоциональные качества личности.

          В процессе жизнедеятельности  на основе средовых и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества — эмоциональные особенности и свойства. К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность — экспрессивность. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида.

        Однако в процессе социализации  его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку. Человек приучается сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает к их маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность — способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, у других — эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной аномалии — асинтонности (эмоциональной бесчувственности).

         Эмоциональность личности, ее речевые,  мимические, пантомимические проявления свидетельствуют о ее ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.

         Эмоциональные качества определяют  психический облик индивида — образуют эмоциональный тип личности. Различаются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).

         Люди эмоционального типа легко  возбудимы, эмоционально впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.

        Люди сентиментального типа склонны  к самосозерцанию. На весь мир они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний. Это чувствительно-пассивные типы. Они могут грешить, проливая слезы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами.

         Страстные натуры эмоционально  стремительны, высокодейственны, упорны в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными и незначительными. Эмоционально-фригидные типы — люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания.

        Эмоциональность личности связана  с ее нравственным, духовным потенциалом. В наслаждении и страданиях человека проявляется вся его личностная структура. Однако и владение эмоциями — одно из достоинств человека.

       Владеть своими эмоциями —  не значит быть бесчувственным, это значит владеть эмоциональными реакциями. Неприятность стойко переносится теми, кто не допускает при этом внешних проявлений.

 

 

 

3.   Физиологические основы эмоций и чувств

Эмоции и  чувства связаны с различным  функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И. П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований.

Эмоции как  генетически обусловленная неспецифическая  поведенческая программа определяются комплексом нервных структур, входящих в так называемую лимбическую систему мозга. В эту систему входят наиболее древние части среднего промежуточного и переднего мозга.

Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией (расположенной в стволе головного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности).

Импульсы  от внешних воздействий поступают  в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятии. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций.

Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталамусе) особые нервные  структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.

Эмоции и  чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). Сердце неслучайно считается символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности.

4. Свойства и виды эмоций

Эмоции и  чувства различаются в зависимости  от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.

Информация о работе Эмоции.Эмоциональные качества личности