Эмоциональная и волевая сфера личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:21, реферат

Описание работы

Отношение человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в

действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм

отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир

при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление

опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то

эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в

их значении для его потребностей и мотивов деятельности.

Содержание

1. Введение.

2. Эмоциональная сфера личности.

3. Волевая сфера личности.

4. Заключение.

5. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Эмоциональная и волевая сфера личности.docx

— 50.96 Кб (Скачать)
 

Реферат: Эмоциональная и  волевая сфера  личности 

Содержание. 

1.    Введение.

2.    Эмоциональная  сфера личности.

3.    Волевая  сфера личности.

4.    Заключение.

5.    Список  литературы.

                                                          

1. Введение. 

На вопрос, что  такое личность, психологи отвечают по-разному, и в

разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет

проявляется сложность  самого феномена личности.

Проблема личности в психологии – проблема необъятная, охватывающая огромное

поле исследований. Отчасти в силу растяжимости понятия  «личность», отчасти

из-за того, что  такие слова как «личность», «характер», «темперамент»,

«способности», «потребности», «смысл» и многие другие входят не только в

систему научных  понятий психологии личности, но и  в наш повседневный язык,

вокруг проблемы личности ведется очень много  споров и дискуссий: ведь почти

каждый в какой-то степени считает себя специалистом по проблеме личности! При

этом существует слишком мало достоверных, экспериментально подтвержденных

данных, чтобы на их основе можно было уверенно признать одну теорию

правильной, а другую – нет, оценить истинность каждой из сталкивающихся точек

зрения.

Отношение человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в

действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм

отражения сознанием  реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир

при непосредственном его действии на органы чувств, а  мышление

опосредствованно  отражает связи и отношения между  предметами и явлениями, то

эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в  их отношении к человеку, в

их значении для его потребностей и мотивов деятельности.

    

Эмоциональная и волевая сферы  личности.

 

2. Эмоциональная сфера личности 

     Эмоции особый класс субъективных психологических состояний,

отражающих в  форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или не

приятного отношения  человека к миру и людям, процесс  и результаты его

практической деятельности.

Эмоции человек  не только переживает, но и выражает внешне в виде телесных

проявлений: мимики (изменение положения губ и  бровей), пантомимики (жестов,

позы), тона голоса (вокальной мимики), ряда вегетативных явлений (изменение

частоты сердечных  сокращений и дыхания, покраснения  или побледнения,

изменения тонуса мышц, дрожи, потоотделения) и более  или менее глубоких

биохимических изменений  в организме (выделения надпочечниками адреналина,

увеличение сахара в крови, появление в моче белка  и т. д.). Наблюдение за

этими телесными  проявлениями эмоций помогает их изучению, хотя и не всегда

может вскрыть  содержание переживаемого  чувства.

Под эмоциями, или  эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые

разнообразные реакции  человека – от бурных взрывов страсти  до тонких оттенков

настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную

значимость и  оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности

человека в форме  переживаний. Наиболее существенной чертой эмоций является их

субъективность. Если такие психические процессы, как  восприятие и мышление,

позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и

независящий от него мир, то эмоции служат для отражения  субъективного

отношения человека к самому себе и окружающему его  миру. Именно эмоции

отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость,

пристрастность  и интерес.

Структура эмоциональных  процессов существенно отличается от структуры

познавательных. К  классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты,

страсти, стрессы . это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все

психические процессы и состояния человека.

Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект. Он полностью захватывает

психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздражитель со всеми

смежными и тем самым, образуя обобщенный аффектный комплекс, предопределяющий

единственную реакцию  на ситуацию в целом, включая сопутствующие  ассоциации и

движения.

Отличительными  чертами аффекта являются его  ситуативность, обобщенность,

большая интенсивность  и малая продолжительность. В  аффекте резко меняется

внимание, снижается  его переключаемость, и в поле восприятия удерживаются

только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все

остальные раздражители, не вошедшие в комплекс, осознаются недостаточно – и

это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Вместе с тем

может иметь место  и облегчение перехода к неуправляемым  действиям, и полное

оцепенение. Поскольку  аффект захватывает человека целиком, то, если он

получает выход  в какой-нибудь деятельности, даже не относящейся

непосредственно к объекту аффекта, он ослабляется  иногда до такой степени,

что наступает  упадок сил, безразличие. Регулирующая, приспособительная

функция аффектов состоит в формировании специфического ответа и

соответствующего  следа в памяти, определяющего  в дальнейшем избирательность

по отношению  к ситуациям, которые прежде вызвали  аффект.

Итак, аффект – это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного

эмоционального  возбуждения, возникающее в результате фрустрации

(эмоционально  тяжелое переживание человеком  своей неудачи, сопровождающееся

чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой

цели) или какой-либо иной, сильно действующий на психику  причины, обычно

связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

     Настроение – эмоциональное «хроническое» состояние, окрашивающее

все поведение  человека, связанное со слабо выраженными положительными или

отрицательными  эмоциями и существующее в течение  длительного времени.

     Чувство – высшая, культурно-обусловленная эмоция человека,

связанная с некоторым социальным объектом. Это устойчивые психические

состояния, имеющие  четко выраженный предметный характер. Они выражают

устойчивое отношение  к каким-либо конкретным объектам (реальным или

воображаемым). Конкретная отнесенность чувства проявляется  в том, что человек

не может переживать чувство вообще, безотносительно, а  только к кому-нибудь или

к чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если

у него нет объекта  привязанности или поклонения.

     Страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или

чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с

соответствующим объектом. Страсти, в отличие от аффектов, - более длительные

состояния. Они  – реакция не только на события  свершившиеся, но и на вероятные

или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу  действия и отражают суммарную

итоговую оценку ситуации, то страсти смещаются к  началу действия и

предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в

форме обобщенной субъективной оценки. И, наконец, стресс. Это

вид эмоций имеет  очень важное значение в жизни человека. Это такое состояние

душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с

неспособностью  человека целесообразно и разумно  действовать в сложившейся

ситуации, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

Все эмоциональные  проявления характеризуются направленностью (положительной

или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.

Направленность  эмоции связанна не столько с результатом  деятельности, сколько

с тем, насколько  полученный результат соответствует  мотиву деятельности,

например, в какой  мере достигнуто желаемое. Важно подчеркнуть: эмоции не

только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. В отличие от мышления,

отражающего свойства и отношения внешних объектов, переживание – это

непосредственное  отражение человеком своих собственных  состояний, так как

раздражитель, вызывающий соответствующую эмоцию через изменение  состояния

рецепторного аппарата, находятся внутри организма.

Поскольку эмоция отражает отношение человека к объекту, постольку она

обязательно включает некоторую информацию о самом  объекте, в чем состоит

предметность эмоций. В этом смысле отражение объекта  – познавательный

компонент эмоции, а отражение состояния человека в этот момент – ее

субъективный компонент. Отсюда следует двойная обусловленность  эмоций: с

одной стороны, потребностями  человека, которые определяют его  отношение к

объекту эмоций, а  с другой – его способностью отразить и понять определенные

свойства этого  объекта.

Органическая взаимосвязь  двух основных компонентов эмоции –  объективного и

субъективного – позволяет реализовать их вероятностно-прогностические функции

в регуляции поведения  человека. Отражая вероятностные  события, эмоция

определяет предвосхищение, являющееся значимым звеном всякого  обучения.

Например, эмоция страха заставляет ребенка избегать огня, которым он когда-то

обжегся. Эмоция может  предвосхищать также благоприятные  события.

Мы уже обратили внимание на то обстоятельство, что  при эмоциональном

возбуждении человека, его состояние сопровождается определенными

физиологическими  реакциями: изменяется давление крови, содержание в ней

сахара, частота  пульса и дыхания, напряженность  мышц. Джеймс и Г.Н. Ланге

предполагали, что  именно эти изменения и исчерпывают  существо эмоций, однако

в дальнейшем было экспериментально показано, что глубокие органические

изменения, происходящие при эмоциональных реакциях, не исчерпывают  существа

эмоций: когда в  опыте исключили все их физиологические  проявления,

Информация о работе Эмоциональная и волевая сфера личности