Эмоциональная и волевая сфера личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:21, реферат

Описание работы

Отношение человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в

действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм

отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир

при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление

опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то

эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в

их значении для его потребностей и мотивов деятельности.

Содержание

1. Введение.

2. Эмоциональная сфера личности.

3. Волевая сфера личности.

4. Заключение.

5. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Эмоциональная и волевая сфера личности.docx

— 50.96 Кб (Скачать)

субъективное переживание  сохранилось. Следовательно, необходимые

биологические компоненты не исчерпывают эмоции.

Оставалось неясным, для чего нужны физиологические  изменения. Впоследствии

выяснили, что указанные  реакции существенны не для переживания  эмоций, а для

активизации всех сил организма для усиленной  мышечной деятельности (при

борьбе или бегстве), наступающей обычно вслед за сильной эмоциональной

реакцией. На основании  этого пришли к заключению, что  эмоции осуществляют

энергетическую  мобилизацию организма. Такое представление  позволяет понять

биологическую ценность врожденных эмоций.

В одной из своих  лекций И.П. Павлов пояснил причину  тесных связей между

эмоциями и мышечными  движениями следующим образом: «  Если мы обратимся к

нашим отдаленным прародителям, то увидим, что там  все было основано на

мускулах. Нельзя себе представить какого-нибудь зверя, лежащего часами и

гневающегося без  всяких мышечных проявлений своего гнева. У наших предков

каждое чувствование переходило в работу мышц. Когда  гневается, например, лев,

то это выливается у него в форму драки, испуг  зайца сейчас же переходит в бег

и т. д. И у наших  зоологических предков все выливалось так же непосредственно

в какую-либо деятельность скелетной мускулатуры: то они в  страхе убегали от

опасности, то в  гневе сами набрасывались на врага, то защищали жизнь своего

ребенка».

Весьма выразительное  описание физиологических и поведенческих  компонентов

радости, печали и  гнева приводит в своих работах  Г.Н. Ланге. Радость

сопровождается  усилием иннервации в мышцах внешних  движений, при этом мелкие

артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она краснеет и делается

теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание  тканей, и все

физиологические отправления начинают совершаться  лучше. Радующийся человек

жестикулирует, дети прыгают и хлопают в ладоши, поют и смеются. Радость

молодит, потому что  человек довольный, находящийся  в хорошем настроении,

создает оптимальные  условия для питания всех тканей тела.

Напротив, характерным  признаком физиологических проявлений печали является ее

парализующее действие на мышцы произвольного движения, возникает чувство

усталости и, как  это бывает при всякой усталости, наблюдаются медленные и

слабые движения. Глаза кажутся большими, так как  расслабляются мышцы глазной

впадины. В то время  как мышцы расслабляются, сосудодвигатели сжимаются и

ткани обескровливаются. Человек постоянно ощущает чувство  холода и озноба, с

большим трудом согревается  и очень чувствителен к холоду, мелкие сосуды

легких при этом сокращаются, и, вследствие этого, легкие освобождаются от

крови. В таком  положении человек ощущает недостаток воздуха, стеснение и

тяжесть в груди  и старается облегчить свое состояние  продолжительными и

глубокими вздохами. Печального человека можно узнать и  по его внешнему виду:

он ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый, беззвучный. Такой

человек охотно остается неподвижным. Огорчения очень старят, поскольку они

сопровождаются  изменениями на клеточном уровне – кожи, волос, ногтей, зубов.

Известно, например, что в армиях, терпящих поражение, наблюдается гораздо

большая подверженность болезням, чем в армиях победоносных.

Итак, если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из

душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать

хорошее настроение.

Однако биологический  компонент приспособительной функции  такого сложного

психического процесса, как эмоция, - способствовать своевременной и

полноценной энергетической мобилизации организма в экстремальных  условиях –

не ограничивает роль эмоций в жизни человека. Теоретические  положения П. К.

Анохина подчеркивают стабилизирующую функцию эмоций и ее глубинную связь с

процессами предсказания ситуации на базе следов памяти. Он считал, что

эмоциональные переживания  закрепились в эволюции как механизм, удерживающий

жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий  разрушительный

характер недостатка или избытка жизненно значимых факторов. Положительные

эмоции появляются тогда, когда представления о  будущем полезном результате,

извлеченные из памяти, совпадают с результатом поведенческого акта.

Несовпадение ведет  к отрицательным эмоциональным  состояниям.

Переживательный компонент эмоции обеспечивает человеку возможность

приспособиться  к существованию в информационно  неопределенной среде. В

условиях полной неопределенности цель может быть достигнута и без помощи

эмоций; у человека не будет ни радости ни торжества, если в заранее

определенное время, совершив несколько строго определенных действий, он

окажется у цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений.

Эмоции возникают  при недостатке сведений, необходимых  для достижения цели,

они способствуют поиску новой информации и тем  самым повышают вероятность

достижения цели. Однако люди вынуждены удовлетворять  свои потребности в

условиях хронического дефицита информации. Это обстоятельство способствовало

развитию особых форм приспособления, связанных с  эмоциями, которые

обеспечивают приток дополнительной информации, изменяя  чувствительность

сенсорных входов. Повышая чувствительность, эмоции способствуют реагированию

на расширенный  диапазон внешних сигналов. Одновременно повышается разрешающая

способность восприятия сигналов внутренней среды, и, следовательно, больше

гипотез извлекается  из хранилищ памяти. Это, в свою очередь, приводит к тому,

что при решении  задачи могут быть использованы маловероятные  или случайные

ассоциации, которые  в спокойном состоянии не рассматривались  бы.

В условиях дефицита информации, необходимой для организации  действий,

возникают отрицательные  эмоции. Как считает П. В. Симонов, эмоция страха

развивается при  недостатке сведений, необходимых для  защиты. Именно в этом

случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов,

полезность которых еще не известна. Подобно энергетической мобилизации, такое

реагирование избыточно  и незакономерно, но зато оно предотвращает  пропуск

действительно важного  сигнала, игнорирование которого может  стоить жизни.

Самой сильной  отрицательной эмоцией является страх, который определяется

как ожидание и  предсказание неудачи при совершении действия, которое должно

быть выполнено  в данных условиях. Повторные неудачи  в сочетании с

необходимостью  вновь и вновь повторять безуспешное  действие к страху перед этим

действием. Информированность  способствует преодолению страха. Так, в

соревнованиях равных по силе спортивных команд, как известно, чаще побеждают

хозяева поля, то есть спортсмены, выступающие в своем  спортивном зале, в своей

стране. Предварительная  информированность спортсменов  об условиях соревнований,

о соперниках, о  стране и ее нравах, обычаях способствует тому, чтобы в сознании

спортсменов не оставалось места неосведомленности, а вместе с тем и тревоге,

сомнению и страху.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных  и неизвестных,

достигает такой  силы, что человек погибает. Понимание  того, что страх может

быть следствием недостатка информации, позволяет его  преодолеть. Известна

старинная притча о страхе. «Куда ты идешь? – спросил  странник, поравнявшись с

Чумой. Иду в  Багдад. Мне нужно уморить там  пять тысяч человек». Через

несколько дней тот  же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь

пять тысяч, а  уморила пятьдесят», - упрекнул он ее. «Нет, - возразила она, -

я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха».

Мужественный французский  врач Ален Бомбар, взявший на себя труд разобраться в

причинах гибели терпящих бедствие в открытом море и доказавший личным

примером, что можно  переплыть океан в резиновой  спасательной шлюпке, пришел к

выводу, что главной  причиной гибели людей в море является чувство

обреченности, ужас перед стихией. Он писал: «Жертвы  легендарных

кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю, вас  погубила не жажда.

Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!»

Предполагают, что  чувство удивления связано с теми же условиями,

при которых иногда возникает страх. Реакцию удивления рассматривают как

своеобразную форму  страха, которая пропорциональна  разнице между предвидимой и

фактически полученной дозой информации. При удивлении  внимание

сосредотачивается на причинах необычного, а при страхе – на предвосхищении

угрозы. Понимание  родства удивления и страха позволяет  преодолеть страх, если

перенести акцент с результатов события на анализ его причин.

     Удовольствие, радость, счастье – положительные эмоции. Удовольствие

обычно возникает  как результат уже происходящего  действия, в то время как

радость чаще связана  с ожиданием удовольствия при  растущей вероятности

удовлетворения  какой-либо потребности. Эмоция удовольствия присуща и животным,

в радость и  счастье возникают только в ситуации человеческих межличностных

отношений. Самая  мощная положительная эмоция – счастье. Человек обычно

стремится выбрать  для себя по возможности такую  деятельность, которая дала бы

ему достижимый при  данных обстоятельствах максимум счастья  в том смысле, как он

его понимает.

    

3. Волевая сфера личности. 

Творческая жизнь  и деятельность людей, решающих практические задачи в области

развития экономики, науки, техники, культуры и искусства  требуют от человека

большой активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый,

кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает вполне определенные

усилия для их осуществления и воплощения задуманного  в реальность, должен

обладать необходимыми волевыми качествами.

     Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в

Информация о работе Эмоциональная и волевая сфера личности