Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования - выявить характерные особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.

Содержание

Введение 3

1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста 6

1.1. Структура межличностных отношений в группах детей 6

1.2. Становление и развитие межличностных отношений 9

2. Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников 15

2.1. Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие его психического здоровья 15

2.2. Отношение к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников 19

2.3. Проблемные формы межличностных отношений 22

2.4. Общение мальчиков и девочек 31

Заключение 32

Библиографический список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 50.21 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Особенности развития  межличностных взаимоотношений  и самооценки детей дошкольного  возраста 6

1.1. Структура межличностных  отношений в группах детей  6

1.2. Становление и  развитие межличностных отношений  9

2. Эмоциональное  самочувствие ребёнка в группе  сверстников 15

2.1. Эмоциональное  благополучие ребенка как необходимое  условие его психического здоровья 15

2.2. Отношение к  сверстникам у популярных и  непопулярных дошкольников 19

2.3. Проблемные формы  межличностных отношений 22

2.4. Общение мальчиков  и девочек 31

Заключение 32

Библиографический список литературы 34

Введение

Становление личности индивида не может рассматриваться  в отрыве от общества, в котором  он живет, от системы отношений, в  которые он включается. Природа межличностных  отношений в любых общностях  остаточно сложна.

В них проявляются  как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые  свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью  нормы и ценности общества. В системе  межличностных отношений человек  реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Именно активность личности, её деяния являются важнейшим  звеном в системе межличностных  отношений. Вступая в межличностные  отношения самых разнообразных  по форме, содержанию, ценностям, структуре  человеческих общностях - в детском  саду, в классе - индивид проявляет  себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе  отношений с другими.

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах  складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных  отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют  общие закономерности их становления  и развития.

Любая группа на любой  возрастной ступени характеризуется  своей особой социальной ситуацией  развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским  для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного  этапа на основе конкретно - исторической системы его отношений с социальной действительностью Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984..

Понятие социальной ситуации развития может быть применено  и к характеристике детской группы. Это, прежде всего объективные условия  существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и  пр.

Другим компонентом  социальной ситуации развития детской  группы является её объективный социальный статус, определяемый, прежде всего  положением детства как социально - возрастной группы в структуре  общества.

Помимо объективных  условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений  в детских группах. В детских  и подростковых группах могут  быть выделены функционально - ролевые, эмоционально - оценочные и личностно - смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально - оценочные  отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему  их предпочтений. Знание этих отношений  позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные  предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские  предпочтения и т.д.

Исходя из этого, актуальность данной темы курсовой работы определяется следующими аспектами:

- наше внимание  должно затрагивать особую ситуацию  развития детей данного возраста;

- необходимо найти  точки соприкосновения изменяющегося  мира и процесса становления  такого вида деятельности ребенка  в этом возрасте, как эмоционально - личностное общение, а также  уточнить влияние сложившейся  социальной ситуации на него;

- следующим аспектом  можно назвать необходимость  изучения мотивов эмоционального  выбора в межличностных отношениях  детей, что в свою очередь  выражается необходимостью изменений  в воспитательной работе дошкольных  учреждений, в связи с появлением  новых воспитательных технологий.

Специальные исследования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) свидетельствуют  о том, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным  благополучием.

Однако, среди типичных для детей эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно  влияющие как на общий психологический  настрой ребенка, так и на его  деятельность, в том числе учебную.

Отрицательные эмоциональные  состояния понижают жизненный тонус  личности и являются причиной возникновения  эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных  отношений.

В связи с этим учет эмоционального состояния ребенка, является исходным пунктом осуществления  любого педагогического воздействия. Формирование культурных эмоций, грамотная  и бережная коррекция недостатков  эмоциональной сферы должно по праву  рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачи воспитания.

Объект исследования: межличностные отношения в группе сверстников.

Предмет исследования: эмоциональное благополучие ребёнка  в зависимости от его статуса  в данной группе сверстников.

Цель курсового  исследования - выявить характерные  особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.

В соответствии с  данной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать  особенности развития межличностных  взаимоотношений и самооценки  детей дошкольного возраста, рассмотрев  их структуру, становление и  развитие.

2. Охарактеризовать  эмоциональное самочувствие ребёнка  в группе сверстников.

3. Показать различные  формы межличностных отношений.

1. Особенности развития  межличностных взаимоотношений  и самооценки детей дошкольного  возраста

1.1. Структура межличностных  отношений в группах детей 

Для дошкольника  сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения  личности. Мотивы межличностной привлекательности  не осознаются дошкольниками. Контакты, возникающие либо спонтанно (когда  дети сами выбирают себе партнера для  совместной игры), либо как организуемые взрослыми, носят непродолжительный  характер. Источником представлений  о нормативном поведении при  этом выступают взрослые. Усвоение же норм и правил межличностных отношений  происходит во взаимодействии со сверстниками. В среднем дошкольном возрасте ребенок  уже может демонстрировать свои личные отношения. Межличностные связи  становятся более избирательными и  приобретают относительно устойчивый характер.

Нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального  опыта побуждает детей в своих  действиях ориентироваться на мнение большинства (быть таким, "как все"). Симпатии и антипатий дошкольника  обусловлены тем, в какой степени  сверстник соответствует социальному  эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается  сложная и порой драматичная  картина отношений детей. Дошкольники  дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти  отношения остро переживаются и  несут массу разнообразных эмоций.

Родители и воспитатели  иногда не подозревают о той широкой  гамме чувств и отношений, которую  переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским  дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

У многих детей уже  в дошкольном возрасте формируется  и закрепляется негативное отношение  к другим, которое может иметь  весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы  межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая  задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения  детей, нормальный ход развития общения  со сверстниками, а также психологические  причины различных проблем в  отношениях с другими детьми.

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых  взаимоотношений как детей дошкольного  возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой  структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.

В детских группах  могут быть выделены функционально - ролевые, эмоционально - оценочные  и личностно - смысловые отношения  между сверстниками. Функционально - ролевые отношения выступают  при изучении "делового" общения  и совместной деятельности, что позволяет  ответить на вопросы: "в какой  конкретной деятельности разворачиваются  эти отношения?" и "что они  отражают?" Эти отношения зафиксированы  в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) и разворачиваются  в ходе усвоения ребенком норм и  способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны  взрослого.

Функционально - ролевые  отношения, проявляющиеся в игровой  деятельности, в значительной степени  самостоятельны и свободны от непосредственного  контроля со стороны взрослого. В  самой игре, как, впрочем, и во всех других формах совместной деятельности детей в группе, проявляются два  вида отношений: собственно игровые  отношения и отношения по поводу совместной деятельности в игре. Например, собственно - игровые отношения воспроизводят  социально - типические образцы поведения: доктор к больному - добр; учитель  с учеником строг. Это отношения "вообще", они "бессубъектны" и заданы ребенку в общении  со сверстниками.

Другой тип игровых  отношений возникает "вокруг" игры, при обсуждении её замысла, построении "сценария", распределении ролей. Психологический смысл общения  ребенка заключается здесь в  том, что именно в контексте этих отношений ребенок сам осуществляет личностный выбор той или иной роли. Так возникают и разрешаются  существенно важные конфликты детской  жизни: "во что играть?"; "кого принимать в игру?"; "кто будет  главным?".

В детской группе осуществляется взаимная коррекция  поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если ребенок  следует этим нормам, то он оценивается  другими детьми позитивно, если отходит  от этих норм, то возникают "жалобы" взрослому, продиктованные желанием подтвердить  норму.

Анализ мотивационного плана совместной деятельности в  детской группе открывает путь к  изучению личностно - смысловых отношений, которые выделяются при ответе на вопрос: ради чего, во имя кого осуществляется совместная деятельность?

Личностно - смысловые  отношения - это взаимосвязи в  группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При  этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные  мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют.

Личностно - смысловые  отношения особенно ярко проявляются  в тех случаях, когда ребенок  во взаимоотношениях с окружающими  берет на себя реально роль взрослого  и действует согласно ей. Это может  обнаружиться в критических ситуациях, когда, к примеру, ребенок заботиться о младшем братишке во время тяжелой  болезни матери.

1.2. Становление и  развитие межличностных отношений

Особое место в  развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают  друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение играть мячом, овладение тем или иным действием  с предметом, езда на велосипеде и  т.п.) обусловливает мотивацию к  достижению, что определяет успешность реализации стремления к признанию. При этом у ребенка развивается  рефлексия на свои достижения и достижения другого. Ребенок трех лет обладает достаточной степенью умственного  развития, чтобы быть успешным или  вполне приемлемым в социальных ситуациях  общения, он умеет контролировать свои эмоции и свою волю.

Информация о работе Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников