Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования - выявить характерные особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.

Содержание

Введение 3

1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста 6

1.1. Структура межличностных отношений в группах детей 6

1.2. Становление и развитие межличностных отношений 9

2. Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников 15

2.1. Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие его психического здоровья 15

2.2. Отношение к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников 19

2.3. Проблемные формы межличностных отношений 22

2.4. Общение мальчиков и девочек 31

Заключение 32

Библиографический список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 50.21 Кб (Скачать)

Общение - основа межличностных  отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у  детей. Общение со сверстниками очень  важный специфический канал информации.

В процессе общения  происходит направленное и ненаправленное личностное взаимовлияние, которое  может быть как позитивным, так  и негативным, как вербальным, так  и невербальным и осуществляться через внушение, убеждение, заражение  и подражание. Эти условия являются предпосылкой возникновения близких  или аналогичных психических  состояний.

“Начиная взаимодействовать  с другими людьми в новом для  себя виде деятельности, человек опирается  на более или менее обобщенный им опыт познания людей и их поведения, накопленный в иных, чем эта  деятельность, условиях” Бодалева А.А.Формирование понятия о другом человеке как личности.-М.,2002.

Общение ребенка, начавшего  посещать детский сад, опирается  на те представления о людях, которые  сформировались у него в семье  и яслях.

Это же относится  к невербальному опыту взаимодействия. В младшем дошкольном возрасте невербальное поведение очень естественно  и хорошо понимаемо как сверстниками, так и взрослыми. Характерной  особенностью мнения, которое дошкольник высказывает о человеке, является его крайняя неустойчивость, большая  изменчивость, ярко выраженная ситуативность. Большую роль в выработке “точки зрения“ на людей у ребёнка  играют облик и поведение воспитателя  и взаимоотношения между детьми.

Наиболее ярко проявляются  отношение детей в общении  со сверстниками, и в первую очередь  нерегламентированном воспитателем. Данные об этом общении воспитателя с  дошкольниками можно получить, наблюдая за детьми в групповой комнате  или на участке.

Специфика общения  дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими  детьми отсутствуют жесткие нормы  и правила, которые следует соблюдать, общаясь с взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более  раскованны, говорят неожиданные  слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию.

На протяжении дошкольного  возраста общение детей друг с  другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения  могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы. От двух до семи лет отмечаются два таких  перелома: первый происходит приблизительно в четыре года, второй - около шести  лет.

Первый перелом  внешне проявляется в резком возрастании  значимости других детей в жизни  ребенка. Если к моменту своего возникновения  и в течение одного - двух лет  после этого потребность в  общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку  двух-трех лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у четырехлетних детей эта  потребность выдвигается на первое место. Теперь они начинают явно предпочитать общество других детей взрослому  или одиночной игре.

Второй перелом  внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Он связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

Эти переломные моменты  можно рассматривать как временные  границы трех этапов в развитии общения  детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы  формами общения дошкольников со сверстниками.

К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая. Новая  потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место вслед  за потребностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых  впечатлениях. Содержание ее состоит  в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах  и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым  крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Детей привлекает сам  процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в  процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются  в сосредоточенности детей на самовыявлении. Хотя малыш стремится  подражать ровеснику и возрастает интерес детей друг к другу, образ  ровесника для ребенка очень  нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны.

Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют все  действия, которыми овладели в общении  с взрослыми - жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все  большее место в общении занимает речь,

В возрасте с 4 до 6 лет  у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая  форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать  совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая  друг другу игрушку, наиболее привлекательную  роль в игре и т.д.

У детей ярко проявляется  склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно  спрашивают об успехах товарищей, требуют  признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится  привлечь внимание к себе. Ребенок  не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный  интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой  эмоциональностью.

Дети используют разнообразные средства общения, и  несмотря на то, что они много  говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.

Внеситуативно-деловая  форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к  ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность  в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое  приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного  отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к  личности ровесника, не связанный с  его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения - речь.

Особенности общения  со сверстниками ярко проявляются в  темах разговоров. То, о чем говорят  дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в  его глазах. 

Высказывания в  адрес сверстника, так или иначе, связаны с собственным «я»  ребенка. Младшие дошкольники разговаривают, прежде всего, о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с  помощью предметов, которыми обладают. Занимая у младших особое место, такие темы сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

.

Средние дошкольники  чаще демонстрируют сверстникам  то, что они умеют делать и как  это у них получается. В 5-7 лет  дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»).

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой  период детства наблюдаются конфликты  между детьми. Рассмотрим их типичные причины.

В младенчестве и  раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при  наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет  партнера и тормозит развитие положительных  взаимоотношений. Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и  хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в  том, что его замечают, и ощущать, что он самый хороший. Среди детей  малышу приходится доказывать свое право  на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение очень  субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как  предмет сравнения с собой, поэтому  сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника  чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сразу же сверстник  получает суровую оценку, соответствующую  характеристику. Ребенок ждет от ровесника  одобрения и похвалы, но поскольку  он не понимает, что и другому  требуется то же самое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники плохо  осознают причины поведения других. Они не понимают, что сверстник - такая же личность со своими интересами и потребностями.

К 5-6 годам число  конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться  в глазах сверстника. Дети чаще говорят  о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

Различен вклад  каждой формы общения в психическое  развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают  как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных  переживаний. При недостатке общения  со взрослыми общение с ровесниками  выполняет компенсаторную функцию.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей  проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные  условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая  формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В  то же время она позволяет ребенку  уточнить представления о самом  себе Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика. Проблемы. Коррекция. - М.: Владос, 2005..

2. Эмоциональное  самочувствие ребёнка в группе  сверстников

2.1. Эмоциональное  благополучие ребенка как необходимое  условие его психического здоровья

В исследованиях  эмоционального состояния детей  дошкольного возраста [А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.] устойчиво  положительное, комфортное эмоциональное  состояние ребенка рассматривается  как базовое, являющееся основой  всего отношения ребенка к  миру и влияющее на особенности переживания  семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Обобщенно такое  базовое эмоциональное состояние  характеризуется как чувство  эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и  низкий, коррелирующие с типом  материнско-детского взаимодействия и  его выраженностью. Высокий уровень  эмоционального благополучия формируется  при эмоционально-принимающем и  поддерживающем типе взаимодействия Лебединский  В.В. и др. Эмоциональные нарушения  в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991.

Разные формы эмоционально-зависимых  и эмоционально-отвергающих типов  взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка. Разработаны методы диагностики  уровня эмоционального благополучия. В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое  чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение  к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех  в достижении целей, эмоциональный  комфорт в семье и вне семьи.

С момента, когда  ребенок пошел в детский сад, его эмоциональное развитие в  большей степени, чем раньше, зависит  от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает вне  дома.

Информация о работе Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников