Эмоциональное выгорание медработников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:49, реферат

Описание работы

Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие на работе – это обычное и частовозникающее явление. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Работа содержит 1 файл

Эмоц.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

а этот пусть  подождет и понервничает».

К сожалению, в жизни мы нередко сталкиваемся с проявлениями эмоционально-

нравственной  дезориентации. Как правило, это  вызывает справедливое возмущение, 65

мы осуждаем попытки поделить нас на достойных  и недостойных уважения. Но с такой 

же легкостью  почти каждый, занимая свое место в системе межличностных отношений,

допускает эмоционально-нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно

исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения.

Это свидетельствует, если можно так сказать, о раннем периоде развития цивилизации

в сфере субъектно-субъектных отношений [2, 3, 8, 9, 13, 14].

Симптом «расширения  сферы экономии эмоций». Такое доказательство эмоциональ-

ного выгорания  имеет место в тех случаях, когда данная форма защиты осуществляется вне

профессиональной  деятельности — дома, в общении  с приятелями и знакомыми. Случай

известный: на работе человек до того устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы,

что ему не хочется  общаться даже с близкими. Кстати, часто  именно домашние становятся

первой «жертвой»  эмоционального выгорания.

Симптом «редукции  профессиональных обязанностей».Термин «редукция» означает

упрощение. В  профессиональной деятельности, связанной  с людьми, редукция проявля-

ется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных

затрат [11, 24, 25].

По пресловутым  «законам редукции» нас, субъектов  в сфере обслуживания, лечения,

обучения и  воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не находит нужным

дольше побеседовать с больным, побудить к подробному изложению жалоб. Анамнез

получается  скупым и недостаточно информативным. Больной жалуется на кашель, его  надо

послушать с  помощью фонендоскопа, задать уточняющие вопросы, но вместо этих операций,

требующих подключения  эмоций, доктор ограничивается направлением на флюорографию.

Медсестра, пришедшая  к вам на дом сделать укол, не обронила доброго слова, «забыла»

дать пояснения  к приему назначения. Официант «не  замечает», что надо сменить или  хотя

бы стряхнуть  скатерть на вашем столике. Проводник не спешит предложить чай пассажирам.

Стюардесса, общаясь  с вами, смотрит «стеклянными глазами». Одним словом, редукция про-

фессиональных обязанностей — привычная спутница бескультурья в деловом общении.

Симптом «эмоционального  дефицита». К профессионалу приходит ощущение,

что эмоционально он уже не может помогать субъектам  своей деятельности [5, 18, 22,

26], не в состоянии  войти в их положение, соучаствовать  и сопереживать, отзываться 

на ситуации, которые должны трогать, побуждать  усиливать интеллектуальную, воле-

вую и нравственную отдачу. О том, что это ничто  иное как эмоциональное выгорание,

свидетельствует прошлое: некоторое время тому назад  таких ощущений не было, и лич-

ность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более

осложненную форму: все реже проявляется недостаток положительных эмоций и все 

чаще возникают  отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы 

дополняют симптом  «эмоционального дефицита».

Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исклю-

чает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти 

ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрица-

тельные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности,

а приобретенная  за годы работы с людьми эмоциональная  защита. Человек постепенно

научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полно-

кровными эмоциями [9, 11, 15, 16].

Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания».

Он свидетельствует  о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту 66

общения. Партнер  обычно переживает проявленное к  нему безразличие и может быть

глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстра-

ненности, когда  профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

Симптом «личностной  отстраненности, или деперсонализации». Проявляется 

в широком диапазоне  умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Прежде

всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профес-

сиональной  деятельности. Он воспринимается как  неодушевленный предмет, как объект

для манипуляций  — с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами,

потребностями, неприятно его присутствие, сам  факт его существования.

Личность утверждает, что работа с людьми неинтересна, не доставляет удовлет-

ворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых  формах «выгора-

ния» личность рьяно защищает свою антигуманистическую  философию: «ненавижу...»,

«презираю...», «взять бы автомат и всех...» В таких  случаях «выгорание» смыкается 

с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопати-

ческими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная деятель-

ность с людьми. Но они ею заняты, поскольку нет  психологического подбора кадров

и аттестации.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует 

из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия.

Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного  свойства: многое

из того, что  касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения

в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или

контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство 

страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хро-

нических заболеваний  и т. п. [1, 2, 7, 12–14].

Переход реакций  с уровня эмоций на уровень психосоматики  свидетельствует о том,

что эмоциональная  защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагруз-

ками, и энергия  эмоций перераспределяется между другими  подсистемами индивида. Таким

способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Серьезными  проявлениями «выгорания» являются психосоматические недомога-

ния, поведенческие  изменения и ригидность. Если человек  обычно болтлив и несдержан,

он может  стать тихим и отчужденным. Или, наоборот, человек, который обычно тих и сдер-

жан, может стать  очень разговорчивым, вступать в  беседу с любым и каждым. Жертва

«выгорания» может  стать жесткой и ригидной в  мышлении. В конечном счете, она впадает 

в депрессию и начинает воспринимать ситуацию как «безнадежную», а также может даже

пристраститься  к алкоголю и наркотикам.

Анализ конкретных исследований синдрома «психического  выгорания» показывает,

что основные усилия психологов были направлены на выявление  факторов, вызывающих

«выгорание». Традиционно  они группировались в два больших, которые были рассмотрены 

ранее, но некоторые  авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержа-

тельные аспекты  деятельности как самостоятельные.

Основная идея подхода, предложенного, например, американскими учеными

К. Маслач и С. Джексон, заключается в том, что  «выгорание» — результат несоответствия

между личностью  и работой [9]. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность 

возникновения «выгорания». Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода

и рассматривают  «выгорание» как проявление «выгорания»  человеческой души в целом, 67

независимо  от типа профессиональной деятельности. Ими предлагается шесть сфер такого

несоответствия:

1. Несоответствие  между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресур-

сами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее воз-

можностям. «Выгорание»  может привести к ухудшению качества работы и разрыву 

взаимоотношений с коллегами.

2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень само-

стоятельности в своей работе, определять способы  достижения тех результатов, за кото-

рые они несут  ответственность, и жесткой нерациональной политикой администрации 

в организации  рабочей активности и контролем за ней.

3. Несоответствие  работы и личности ввиду отсутствия  вознаграждения, что пере-

живается работником как непризнание его труда.

4. Несоответствие  личности и работы ввиду потери  чувства положительного взаи-

модействия  с другими людьми в рабочей среде.

5. Несоответствие  между личностью и работой,  которое может возникнуть при 

отсутствии  представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает

признание и  закрепление самоценности сотрудника.

6. Несоответствие  между этическими принципами и принципами личности и требо-

ваниями работы. Например, человека обязывают вводить  кого-то в заблуждение, говорить

что-то, не соответствующее  действительности, и т. п.

Данный подход представляется перспективным, поскольку  позволяет найти сово-

купное влияние  различных факторов в каждом конкретном случае «выгорания», обе-

спечить адекватные превентивные меры и перейти от рассмотрения «выгорания» к его 

устранению.

Как уже упоминалось  выше, медицинских работников первоначально  относили

к лицам, потенциально подверженным «выгоранию». Их «сгорание» объяснялось специфи-

ческими особенностями  «помогающих профессий». Специфика  работы на скорой помощи

и в других медицинских  учреждениях отличается большим  количеством эмоционально

насыщенных  и часто когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от чело-

века большого субъективного вклада в ежедневные профессиональные дела.

Профессиональная  деятельность медицинских работников предполагает эмоцио-

нальную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как

правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенного лечения, чувство 

собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение  и уважение коллег;

но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть

к преуспевающим  коллегам, разочарование в профессии  и т. п.

Существует  классификация профессий А. С. Шафрановой (1925) по «критерию 

трудности и  вредности» деятельности [28]:

1. Профессии  высшего типа — по признаку  необходимости постоянной внеурочной

работы над  предметом и собой (просвещение, медицина, искусство).

2. Профессии  среднего (ремесленного) типа — подразумевают  работу только над 

предметом.

3. Профессии  низшего типа — после обучения  не требуют работы ни над  собой,

ни над предметом.

Особая специфика  работы позволяет причислить медицинский  персонал, в том числе 

и персонал бригад скорой помощи, к категории «профессий высшего типа», а именно 68

по необходимости  постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности.

Но кроме  этого хочется выделить совершенно особую специфику труда медицинского

персонала бригад скорой помощи.

Врачи и фельдшера  на уровне эмоционального переживания  постоянно имеют дело

со смертью. Она может выступать для них  в трех формах:

1) реальная (бесполезность  реанимационных мероприятий, смерть  в машине скорой 

помощи…);

2) потенциальная  (когда от результатов деятельности  врача, фельдшера, от их про-

фессионализма зависит здоровье, а возможно, и  жизнь человека). Смерть как угроза, как 

потенциальная возможность постоянно присутствует в деятельности персонала скорой

помощи, вызывая  сильнейшее эмоциональное напряжение;

3) фантомная  (в виде ее могут выступать  жалобы на состояние здоровья  мнительного 

человека, страх  и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками

тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).

В каждом из этих случаев для врача и фельдшера  существует проблема невключе-

ния своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими

образованиями (реальной, потенциальной и фантомной  смертью) им просто необходимо

строить отношения. И только эмоционально зрелая, целостная  личность в состоянии 

решать эти  задачи и справляться с подобными  трудностями [29].

Выделяют различные факторы, играющие существенную роль в эмоциональном

выгорании. У  медицинского персонала скорой помощи выделяют три типа факторов

в возникновении  «синдрома эмоционального выгорания».

1. Социальный  фактор, особенности которого рассмотрены  выше.

2. Личностный фактор. Как уже было сказано, «сгорают», как правило, не изна-

чально равнодушные  и безучастные к своей работе, и не те, кто в профессиональной

деятельности  реализует модус социальных достижений или обладания, а наоборот,

профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана,

предполагает  известное эмоциональное отношение, ориентацию на других людей,

т. е. реализующие  модус служения. Сочувствующий, увлекающийся врач-идеалист, ори-

ентированный  на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оценивать

Информация о работе Эмоциональное выгорание медработников