Эмоциональное выгорание медработников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:49, реферат

Описание работы

Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие на работе – это обычное и частовозникающее явление. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Работа содержит 1 файл

Эмоц.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

критически  неблагоприятные факторы, низкой устойчивости к стрессорам медицин-

ских профессий (таким, как боль, страдания, болезнь  и смерть) может стать носителем 

быстро прогрессирующего «синдрома эмоционального выгорания» [29]. Но существует

и противоположное  мнение. По Е. Махер, «авторитаризм» и  «низкая степень эмпатии»

в сочетании  с фанатичной преданностью делу («я всю жизнь мечтал стать врачом»)

и реакцией на стресс, агрессивностью и апатией (унынием) при невозможности достичь

в короткий срок желаемых результатов могут инициировать возникновение симптомов 

«эмоционального выгорания».

3. Фактор среды  (места работы). Огромное значение  имеет взаимоотношение с кол-

легами в  коллективе и то, создается или  нет ситуация «движения рука об руку», активного

совместного решения  профессиональных задач в рамках гуманистического ценностного 

подхода. Коллектив (нередко — включая администрацию) может снижать мотивацию 

деятельности  своим общим негативным или равнодушным отношением к ней. Кроме того,

условия работы могут не способствовать успешному  осуществлению профессиональных

задач: общая  низкая материально-техническая база, отсутствие медикаментов, суточные

дежурства и  отсутствие полноценного отдыха после  них.69

Немного подробнее  рассмотрим особенности профессиональной деятельности

и индивидуальные характеристики самих профессионалов, работающих в бригадах скорой

помощи.

• Процессуальное содержание деятельности медработников  заключается в том,

что постоянно  надо входить и находиться в состоянии пациента: надо всматри-

ваться, вслушиваться, вчувствоваться в него; сопереживать, сострадать, сочув-

ствовать, предвосхищать  его слова, настроения, поступки (эмпатия). Постоянно 

приходится  принимать на себя энергетические разрядки коллег и пациентов. Та-

кая деятельность характеризуется как хроническая  напряженная психоэмоцио-

нальная деятельность.

• Наличие дестабилизирующей  организации деятельности. «Выгоревшие» ра-

ботники скорой помощи указывают на многочасовой характер работы, большое

количество  вызовов, недостаток оборудования и  медикаментов, нечеткое плани-

рование трудовой деятельности (нестабильный график работы).

• У медицинских  работников скорой помощи повышенная ответственность 

за исполняемые  ими функции и операции. Врачи и фельдшера работают «на

износ» —  ведь ответственность и самоконтроль очень велики. В результате

возможно появление  тревожности, депрессии, эмоциональной  ригидности, эмо-

ционального опустошения. Но есть и оборотная сторона. Может  ли человек, на-

ходящийся в  состоянии такого эмоционального напряжения, адекватно, с пол-

ной отдачей  оказывать помощь своим пациентам? В ходе изучения синдрома

«выгорания» (беседы, анкетирование) у работников скорой помощи было вы-

явлено, что  врачи и фельдшера в целях экономии своих энергоресурсов при-

бегают к  различным механизмам психологической  защиты и, по крайней мере,

обречены на эмоциональное выгорание.

• Персонал скорой помощи постоянно имеет дело с  психологически трудным кон-

тингентом (тяжелые  и умирающие больные). В беседе врачи и фельдшера указы-

вали на то, что  ежедневно им попадается коллега  или пациент, который «портит 

нервы» или  «доводит до белого каления». Невольно они начинают упреждать 

подобные случаи и прибегают к экономии эмоциональных  ресурсов, убеждая

себя при  помощи формулы: «не следует обращать внимание…»

• Иногда возникают  конфликтные случаи в системе  «руководитель–подчиненный»,

чаще в системе  «коллега–коллега», когда работающие в бригаде врач и фель-

дшер — люди с совершенно разными взглядами  и позициями на определенные

вещи.

Все перечисленное  выше относится к внешним факторам (особенности профессио-

нальной деятельности), вызывающим синдром «эмоционального  выгорания».

К внутренним факторам (индивидуальные характеристики самих профессионалов)

можно отнести:

• склонность к  эмоциональной ригидности;

• интенсивную  интериоризацию обстоятельств профессиональной деятельности.

Около 20 % молодых  специалистов скорой помощи уходят в  первые пять лет 

своего трудового стажа. Они или меняют профиль работы, или же вообще меня-

ют профессию. Врачи и фельдшера спустя 5–7 лет (что следует из проведенного 70

исследования (бесед, анкет)) приобретают энергосберегающие  стратегии ис-

полнения профессиональной деятельности. Причиной является истощение

эмоционально-энергетических ресурсов и в связи с этим поиск  способов их вос-

становления и  сбережения.

Действительно, бывает так, что в работе чередуются периоды интенсивной инте-

риоризации  и психологической защиты; возможны слабая мотивация эмоциональной

отдачи в  профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация 

личности.

К основным симптомам  «эмоционального выгорания» медицинских  работников скорой

помощи можно  отнести (согласно проведенным клинико-психологическим беседам)

• усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятель-

ности);

• психосоматические  проблемы (колебания артериального  давления, головные

боли, заболевания  пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологи-

ческие расстройства);

• бессонницу;

• негативное отношение  к пациентам (после имевших место  позитивных взаимо-

отношений);

• отрицательную  настроенность к выполняемой  деятельности (вместо присут-

ствующего раньше «это дело на всю жизнь»);

• стереотипизацию  личностной установки, стандартизацию общения, деятель-

ности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий,

ригидность  мыслительных операций;

• агрессивные  тенденции (гнев и раздражительность  по отношению к коллегам

и пациентам);

• функциональное, негативное отношение к себе;

• тревожные  состояния;

• пессимистическую настроенность, депрессию, ощущение бессмысленности 

происходящих  событий;

• чувство вины.

Врачи и фельдшера  бригад скорой помощи — это люди, ориентированные на дру-

гого человека, фанатично преданные своему делу и обладающие большим творческим

потенциалом.

Учет указанных  данных свидетельствует о необходимости  популяризации знаний

о синдроме профессионального  выгорания у медицинских работников и его ранних про-

явлениях с  целью его последующей коррекции для сохранения здоровья медицинского

персонала и  продления его профессионального  долголетия.

Литература

1. Бойко В.  В. Энергия эмоций. СПб., 2004. 474 с.

2. Кайбышев В.  Т. Профессионально детерминированный  образ жизни и здоровье врачей в условиях

современной России // Медицина труда и пром. экология. 2006. № 12. С. 21–26.

3. Водопьянова  Н. Е. Синдром выгорания: Диагностика  и профилактика. СПб., 2005. 336 с.4. Хетагурова  А. К., Касимовская Н. А. Социально-демографические  и психологические факторы,

влияющие на уход из профессии медицинских сестер на современном этапе // Экономика  здравоохра-

нения. 2007. № 2–3 (112). С. 25–29.

5. Barth A. R. Burnout bei Lehrern. Gottingen: Hogrefe, 1992. 215 S.

6. Freudenberger H. J. Staff burn-out // J. of Social Issues. 1994. Vol. 30. P. 159–165.

7. Kondo K. Burnout syndrome // Asian medical. 2001. N 34. P. 34–42.

8. Maslach C., Jackson S. E. Burnout Inventory (MBI): Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists

press, 1986. 112 p.

9. Maslach C., Jackson S. E. The role of sex and family variables in burnout // Sex Roles. 1985. Vol. 12.

P. 41–48.

10. Клиническая  психология / Под ред. М. Перре,  У. Баумана. СПб., 2003. 1312 с.

11. Практикум  по психологии менеджмента и  профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под

ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2003. 448 с.

12. Lazarus R. S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping // Eur. J. of Personality.

1987. Vol. 1. P. 141–169.

13. Maslach C. Burnout: a social psychological analysis // The burnout syndrome: current research, theory,

interventions / Ed. J. W. Jones. London, 1982. Vol. 11. N 78. P. 78–85.

14. Maslach C. Understanding burnout: Defi nitional issues in analyzing a complex phenomenon // Job

Stress and Burnout. Vol. 9 / Eds. W. S. Paine. Beverly Hills, 1982. P. 26–31.

15. Paine W. S. Job Stress and Burnout. Vol. 9. Beverly Hills, 1982. P. 44–50.

16. Tang C. S-K., Lau B. H-B. Gender role stress and bumout in Chinese human service professionals in

Hogn Kong // Anxiety, Stress and Coping: An Int. J. 1996. Vol. 9. N 3. P. 217–227.

17. Психология  здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003. 607 с.

18. Касимовская  Н. А. Внедрение школ профессионального  здоровья в методологию диспансериза-

ции — одно из направлений сохранения здоровья медицинских  работников // Матер. всерос. научн. конф.,

посвящ. 85-летию  кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики  им. И. М. Сече-

нова, «Общественное  здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров». М., 2007. С. 179–181.

19. Kyriacou C. Teacher stress and burnout: An international review // Educat. Res. 1987. Vol. 29. P. 38–44.

20. Pines A., Aronson E. Career burnout: causes and cures. New York, 1988. 321 p.

21. Ronginska Т., Arold H., Schaarschmidt U. Vergleichende Untersuchungen zur psychischen Gesundheit

von Lehre-rinnen und Lehrer in Brandenburg und Polen: [w:] Zdrowie psychiczne w zawodzie nauczycielskim.

Psy-chische Gesundheit im Lehrerberuf // Materialy miedzynar-odowej konferencji naukowej «Zdrowie psychiczne w zawodzie nauczycielskim». Zielona Gora; Potsdam, 1998. P. 114–118.

22. Schaufeli W. B., Enzmann D. The Bumout companion for research and practice: A critical analysis of

theory, assessment, research and interventions. Washington DC, 1999. 128 p.

23. Rudow В. Die Arbeit des Lehrers. Bern, 1994. 274 p.

24. Van Yperen N. W. Informational support, equity and bumout: The moderatin effect of self-effi cacy // J. of

Occupat. Psychol. 2004. Vol. 71. N 1. P. 29–33.

25. Perlman B., Hartman E. A. «Burnout»: summary and future and research // J. Human relations. 1982.

Vol. 14. N 5. P. 153–161.

26. Klis M., Ronginska Т., Gaida W., Schaarschmidt U. Zdrowie psychiczne w zawodzie nauczycielskim // J. Zespo wypalenia zawodowego a cechy osobowosci nauczycieli. N 32. Zielona Gora; Potsdam, 1998.

P. 53–58.

27. Vierick P. Bumout and work organization in hospital wards: A cross-validation study // Work and Stress.

1996. Vol. 10. N 3. P. 257–265.

28. Шафранова А. С. Из опыта изучения труда работников просвещения. М., 1925. 280 с.

29. Арутюнов А. В. Изучение  синдрома эмоционального выгорания  у врачей-стоматологов и методы 

его профилактики: Дис. …  канд. мед. наук. М., 2004. 165 с.


Информация о работе Эмоциональное выгорание медработников