Эмоциональное выгорание студентов-психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить степень эмоционального выгорания у студентов-психологов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) проанализировать литературу по изучаемым вопросам;
2) раскрыть сущность понятия «синдром эмоционального выгорания», описав причины эмоционального выгорания (симптомы и фазы протекания);
3) обозначить характер учебной деятельности и определить меру включенности уровней насыщенности учебной деятельности;
4) эмпирически выявить степень эмоционального выгорания у студентов-психологов, исследовав причины эмоционального выгорания;
5) разработать систему профилактических мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
Глава 1. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ……………..5
1.1Понятие о синдроме эмоционального выгорания……………….5
1.2Симптомы эмоционального выгорания………………………......8
1.3Стадии эмоционального выгорания………………………………11
1.4Эмоциональное выгорание как стресс……………………………14
Выводы ………………………………………………………………....16
Глава 2. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ………………………………………………………………...17
2.1 Мероприятия по оказанию психологической помощи при синдроме эмоционального выгорания……………………………………...17
2.2 Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания…18
Выводы …………..…………………………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..24
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...........25

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

По словам К. Маслах, выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации - стадии истощения, однако, момент, когда стресс переходит, ясно не определен [8, с.6].

Эмоциональное выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное)  напряжение - его создают хроническая  психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая  обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть  сопротивление, - человек пытается  более или менее успешно оградить  себя от неприятных впечатлений;

3) истощение - оскудение  психических ресурсов, снижение  эмоционального тонуса, которое  наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным [8, с.7].

Соответственно каждому  этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Так у индивидуума, подверженного  выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе (учебе) [8, c.7].

На второй стадии выгорания  симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Человек  может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Орел В.Е. отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [9,с.76].

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как таковой [9, c.77].

Таким образом, эмоциональное выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Выгорание наступает, когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия.

 

 

 

 

Выводы

Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы и рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

Выделяют множество симптомов эмоционального выгорания. У людей, пораженных синдромом эмоционального выгорания, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции; физические симптомы; эмоциональные симптомы; поведенческие симптомы; интеллектуальное состояние; социальные симптомы. К основным факторам, играющим существенную роль в эмоциональном выгорании, относят следующие: личностный, ролевой и организационный.

Относительно  профессии - феномен «эмоционального выгорания» рассматривается как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.), где продолжительные, многообразные и когнитивно сложные ситуации общения с другими людьми предъявляют высокие требования к качеству общения, к высокой коммуникативной компетентности. Именно для "социальных" или "коммуникативных" профессий характерны ежедневное многообразие эмоционально и когнитивно сложных ситуаций общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительного результата или мотивационного подкрепления (положительной обратной связи).

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 

2.1. Мероприятия по оказанию психологической помощи при синдроме эмоционального выгорания

 

Обычно психологи «синдром сгорания» представляют как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе. Но Трунов Д.Г. говорит в своей статье, что нельзя однобоко подходить к данному явлению. Он представляет симптомы «сгорания» как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Он позитивно относится к симптомам «выгорания», как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятым», неосознанным и осознанным. Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах «выгорания», являются не только не патологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию. Другими словами, эти процессы дают возможность психологу понять, что с ним происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше [12, с. 23].

Таким образом, в контексте  синдрома эмоционального выгорания, неизбежно возникает такой вопрос как профилактика и коррекция данного явления. На сегодняшний день, существует много способов профилактики и предотвращения синдрома эмоционального выгорания. Это дебрифинги, тренинги уверенного поведения, балинтовские группы, тренинги ассертивности, медитации, трансы [20]. Специалисты имеют возможность подобрать наиболее подходящий вид коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Дебрифинг проводится сразу после события, которое явилось сильным стрессором для профессионалов, участвующих в нем. Профессионалы, которые проводят дебрифинги, сами являются мишенью для синдрома выгорания. Выслушать подробную информацию о пережитых ужасах из уст десятка коллег очень тяжело. Делиться травмирующей информацией не обязательно. Она будет травмировать по цепочке профессионала, который проводит дебрифинг, потом его супервизора, потом супервизора супервизора и так далее. Достаточно работать только с чувствами. Цель дебрифинга - освободить от бессилия, от сомнений [20].

Балинтовские  группы - также хорошая профилактика синдрома эмоционального выгорания профессионалов. В отличие от традиционного клинического разбора или консилиума акцент в работе балинтовской группы делается на различных особенностях терапевтических взаимоотношений, на реакциях, трудностях, неудачах, которые консультанты или психотерапевты сами выносят на обсуждение. Занятия в балинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с пациентами. В работе семинара могут использоваться ролевые игры, элементы психодрамы, приемы эмпатического слушания, невербальной коммуникации и др. [13,c.156].

Вместе с  тем каждый психолог, консультант  или психотерапевт может выполнять самостоятельно определенные ритуалы очищения. В конце рабочего дня, проведенного в самых сокровенных уголках человеческих жизней, полезно применить что-то, что помогло бы возвратиться к другой части жизни и устранить «негативные осколки», сохраняя соответствующие границы между работой и домом [2, c.279].

Таким образом, существует множество мероприятий по мерам оказания психологической помощи при синдроме эмоционального выгорания - это дебрифинги, тренинги уверенного поведения, балинтовские группы, тренинги ассертивности, медитации, трансы и т.д., но вместе с тем каждый психолог, консультант или психотерапевт может выполнять самостоятельно определенные ритуалы очищения.

 

 

2.2. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания

 

Эмоциональное выгорание - процесс довольно «коварный», поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. К. Маслах считает, что «сгорание» не является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Она подчеркивает, что многие из причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и также в определенных социальных и ситуативных факторах [8].

Еще одно важное условие  состоит в наличии разделения между работой и домом, между  профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни.

Р. Кочюнас [6, с.193], предлагает несколько конкретных способов преградить путь «синдрому сгорания»:

- культивирование других  интересов, не связанных с работой; наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, хобби и т.д.;

- поддержание своего  здоровья, соблюдение режима сна  и питания, овладение техникой  медитации [6, c.202];

- удовлетворяющая социальная  жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

- стремление к тому, чего хочется, без надежды стать  победителем во всех случаях  и умение проигрывать без ненужных  самоуничижения и агрессивности;

- способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

- открытость новому  опыту;

- умение не спешить  и давать себе достаточно времени  для достижения позитивных результатов  в работе и жизни;

- обдуманные обязательства  (например, не следует брать на  себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

- чтение не только  профессиональной, но и другой  хорошей литературы, просто для  своего удовольствия без ориентации  на какую-то пользу [6, c.203];

- участие в семинарах,  конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

- периодическая совместная  работа с коллегами, значительно  отличающимися профессионально  и личностно;

- хобби, доставляющее  удовольствие [6, c.204].

  Терапия и предупреждение синдрома эмоционального выгорания, с экзистенционально-аналитической точки зрения, естественным образом начинаются с ситуативной разгрузки. Для экзистенциального анализа пока еще нет специфических тем и методов. Г. Соннек советует, что следует подумать о том, как можно помочь человеку, работающему в конкретных условиях конкретной организации или учреждения. В первую очередь надо применить меры, ориентированные на изменение поведения, целями которого будут делегирование и разделение ответственности, постановка реалистичных целей. Дополнительно, если это необходимо, следует обсудить представление о норме, догматах веры, обратить внимание на характерные образцы мышления, также важно обнаружить и восполнить отсутствующую информацию, которую можно использовать для повышения эффективности труда, при этом полезными бывают супервизия и отработка конфликтов в команде [6,c.206].

Значение методов расслабления и периодов отдыха неоспоримо для  предупреждения этого синдрома. Однако работа над планированием отдыха будет полезна лишь в том случае, если одновременно с этим и даже до этого ведется работа над экзистенциальными установками и ситуативными позициями. Лишь на этом фоне отдых и расслабление могут иметь продолжительное действие [8, с.15].

Макаров В.В. и Макарова Г.А [20] предлагают методику, в основе которой лежит транзактный анализ. Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося. Первоначально с клиентом, «пораженным выгоранием», пришедшим на терапию или групповое занятие, заключается контракт. В контракте фиксируются две активные позиции. Первая - признание существования синдрома эмоционального выгорания. Здесь «пораженный» признает существование синдрома и берет на себя ответственность за свое собственное переживание стресса. И вторая активная позиция - признание необходимости изменения и принятие решения измениться. Согласие на подписание контракта - спасательный круг для «пораженного», который позволяет остановить процесс выгорания, признать его существование и искать пути оздоровления.

Далее Макаров В.В. Макарова Г.А. проводят анализ эго-состояний  личности профессионала. От силы эго-состояний  зависит исход психотерапевтической работы. Обычно «пораженный» синдромом выгорания профессионал в момент прихода не имеет ресурсов для выполнения условий контракта, так как истощен и его самооценка низка. Диагностика эго-состояний позволяет активно работать с накоплением ресурсов. Эта работа по диагностике эго-состояний полезна и в профилактических целях как предупреждение синдрома эмоционального выгорания [9, c.119].

Существенная  роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные  ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

- определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания) [14, c.83];

- использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

Информация о работе Эмоциональное выгорание студентов-психологов