Эмоциональность как тип характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель – теоретическое исследование эмоциональности как типа характера

Гипотеза – эмоциональность является типом характера

Задачи:

1. Рассмотреть характер в структуре личности человека: история возникновения и развития.

2. Рассмотреть эмоциональность как одну из важнейших характеристик человека.

3. Доказать связь эмоциональности с типами характера человека.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Характер и эмоциональность в структуре личности 5

§1.1 Характер в структуре личности человека 5

§1.2 Эмоциональность, как одна из важнейших характеристик человека. 13

Глава 2 Эмоциональные типы характера……………………………………19

§2.1 Эмоциональные типы и их классификация…………………………..…19

§2.2 Классификации типов характера 25

Заключение. 30

Глоссарий: 31

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать)
align="justify">    В качестве основных характеристик эмоциональности человека выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека, чуткость его к эмоциогенным воздействиям. Импульсивность - как быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью понимают быстроту, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

      У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря  эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о  состояниях друг друга и лучше  преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

      Эмоционально-выразительные  движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

 

Глава 2 Эмоциональные типы характера

§2.1 Эмоциональные типы и их классификация. 
 
Разные люди склонны переживать чаще какую-нибудь одну из основных эмоций. Люди делятся на эмоциональные типы, или, как пишет К. Изард, обладают «эмоциональными чертами» (под ними он понимает склонность индивида к переживанию того или иного эмоционального состояния). 
В зависимости от выраженности разных сторон эмоциональности выделяются эмоциональные типы людей, относимые к разным типам темперамента. Одна из первых таких попыток была осуществлена в классификации типов темперамента Хейманса — Ле Сенна. Типы выделяются по сочетанию трех основных характеристик: эмоциональности (Э+ и Э-), активности (А+ и А~) и первичности и вторичности (П и В). 
  
Эмоциональность понимается авторами типологии как степень легкости возникновения эмоционального состояния в данной ситуации, а также его интенсивность. 
 
Активность отражает потребность в действии, в осуществлении плана, замысла. Высокоактивные люди не выносят безделья, простоя. Поэтому они всегда находят себе занятие. Другие инертны, долго думают, прежде чем начать что-то делать. 
Первичность характеризует другую сторону эмоциональности — быстроту исчезновения эмоции. Многие люди недолго остаются под впечатлением пережитого. Они непрестанно «разряжают» свои эмоции. Таких людей авторы называют «первичными» (скорее, это эмоционально-лабильные). «Вторичные» люди являют собой противоположность «первичным»: их настроение чаще всего бывает ровным. Однако когда чаша их терпения переполняется, сильно гневаются, обижаются и долго остаются под впечатлением пережитого. 
 
Исходя из сочетания этих свойств были выделены восемь типов характеров: 
Нервный тип - характеризуется сильными и беспорядочными эмоциональными переживаниями, склонен к жестокости и подозрительности. Чувствителен к эмоциогенным ситуациям, но его эмоции быстро исчезают. Постоянно находится в поисках новых впечатлений. Плохо переносит однообразие, которое быстро вызывает у него скуку. Подчиняет истину своим минутным настроениям и желаниям. 
 
Сентиментальный тип тоже обладает высокой эмоциональной возбудимостью, но в отличие от нервного типа глубоко и долго переживает как радость, так и огорчение, помнит о них и постоянно к ним возвращается. Это глубокая, мечтательная и постоянная натура. Требует к себе мягкого и доброжелательного отношения. 
Бурный тип - подчас проявляет неистовое проявление чувств. Жизнерадостен, всегда пребывает в хорошем настроении. С сочувствием относится к другим и не скрывает своих симпатий. Незлопамятен, но на упреки реагирует бурным возмущением. 
 
Страстный тип - отдается какому-нибудь делу увлеченно, весь без остатка. Удачу переживают спокойно, без проявления аффекта. 
Аморфный тип - безразличен к тому, что делает. Эмоционально невозбудим. 
Апатичный тип - тоже безразличен к тому, что делает. Всегда находится в ровном настроении, получает удовольствие от одиночества. К другим людям безразличен. 
 
Среди акцентуированных типов личности, выделенных К. Леонгардом, имеются аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный и эмотивный типы.  
 
Аффективно-лабильный тип характеризуется легкой сменой полярных эмоций. На передний план выступает то один, то другой полюс эмоциональных переживаний. Радостные события вызывают у них не только радость, но и высокую вербальную и двигательную активность. Печальные события вызывают подавленность, замедленность реакций и мышления. Они легко заражаются эмоциями других, например, находясь в компании. При этом степень их внешних реакций и глубина переживаний не соответствует значимости события. Они могут проявить бурный восторг по поводу незначительного успеха и впасть в глубокое депрессивное состояние по поводу пустячной неудачи.  
 
Аффективно-экзальтированный тип — это темперамент тревоги и счастья. Люди этого типа реагируют на жизнь более бурно, чем остальные: они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. У них сильно выражена экспрессия. Привязанность к близким, друзьям, радость за них могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Обладают крайней впечатлительностью по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным может довести таких людей до отчаяния. Они могут испытывать искреннее горе по поводу небольшой неудачи или разочарования. Неприятность друга такой человек может переживать сильнее, чем сам пострадавший. Этот темперамент чаще всего присущ тонким, артистическим натурам: поэтам, художникам. 
 
Эмотивный тип близок к аффективно-экзальтированному типу, но в отличие от него у людей этого типа эмоции развиваются не так быстро. Этот тип тоже связан с чувствительностью к тонким, а не грубым эмоциям, т. е. к тому, что связывается с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Обычно людей этого типа называют мягкосердечными, задушевными. Они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особую радость от произведений искусства, восприятия природных ландшафтов. Для них характерно сильное внешнее выражение своих переживаний. Особенно выражена у них слезливость. У них одинаково легко появляются и слезы печали, и слезы радости. Следствием болезненно глубокого переживания является реактивная депрессия. 
 
По П.В.Симонову, каждый тип характера связан с определенной группой эмоций. У холерика, с его чертами преодоления, борьбы, агрессивности, преобладают эмоции гнева и ярости. Для меланхолика с его нерешительностью и тяготением к обороне типичны страх, робость. Сангвиники и флегматики чаще испытывают положительные эмоции. Следует, однако, иметь в виду, что чистые типы темперамента встречаются редко, в основном они смешанные, поэтому проявление той или иной группы эмоций у конкретных людей будет сильно осложняться этим обстоятельством.  
 
Модальностные профили (типы) эмоциональности. Разная выраженность склонности к переживанию эмоций определенной модальности привела к изучению качественных индивидуальных особенностей модальности.  
 
А.А.Плоткин выявил 13 типов модальностиой структуры эмоциональности, из которых шесть являются основными: радость преобладает над страхом и гневом, страх преобладает над радостью и гневом, гнев преобладает над радостью и страхом, радость и страх преобладают над гневом, радость и гнев преобладают над страхом, гнев и страх преобладают над радостью. 
 
 
Другую классификацию эмоциональных типов предложил Б.И.Додонов. Хотя он и говорит об общей эмоциональной направленности людей (ОЭН), определяемой в зависимости от переживания, которое человек любит больше всего испытывать, на самом деле речь у него идет о том, в какой сфере активности человек чаще всего испытывает радость: при оказании помощи другому (альтруистический тип), при достижении успеха в работе (праксический тип), при познании нового, подтверждении своих догадок и предположений (гностический тип). Обнаружилось, что выраженность того или иного типа связана с доминированием определенной особенности личности: отзывчивости, трудолюбия или интеллектуального развития.  
 
Автор считает, что тип ОЭН способствует формированию того или иного свойства личности, поэтому оно и окалывается развитым несколько лучше, чем другие.  
 
Возможен и другой путь к выделению эмоциональных типов — по доминированию у людей только одной эмоции какой-либо модальности. Ниже дается характеристика этих типов. 
 
Оптимисты — пессимисты. 
 
Эмоциональное различие людей в восприятии окружающего мира среди прочих признаков было положено древнегреческими философами в основу учения о темпераменте. По Платону, она отражает различную восприимчивость людей к приятным и неприятным впечатлениям, из-за которой дисхолик при неудачном исходе какого-нибудь дела будет сердиться и сокрушаться, а при удачном не будет радоваться; эвхолик, напротив, при неудаче не будет ни досадовать, ни убиваться, а при удаче будет радоваться. Считалось, что меланхолики, обладающие мнительностью и мрачным настроением, склонны пессимистично воспринимать окружающий мир. А.Ф.Лазурский писал, что если хорошее или дурное настроение становится господствующим, постоянным, то возникает тип оптимиста или пессимиста, который на весь мир смотрит сквозь розовые или темные очки. Оптимизм и пессимизм (от лат. — optimus — наилучший upessimus — наихудший) — это понятия, характеризующие ту или иную положительную или негативную систему взглядов человека о мире, о происходящих и ожидаемых событиях и т. д. Как психологическая эмоциональная характеристика человека это его общий тон и настрой на восприятие и оценку действительности. У оптимиста это светлый, радостный тон восприятия жизни и ожидания будущего, у пессимиста — настроение безысходности. 
 
Застенчивые.  
 
Как отмечает Ф. Зимбардо, застенчивость — понятие расплывчатое: чем больше мы в него вглядываемся, тем больше видов застенчивости обнаруживаем. По данным В. Джонса и Б. Карпентера, застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, боящихся злых языков, не умею¬щих настаивать на своем, говорят, что они обречены на одиночество. 
 
Застенчивость —распространенное явление. Поданным Ф.Зимбардо, 80% опрошенных им американцев ответили, что в некоторый период своей жизни они были застенчивыми. Примерно четверть опрошенных отнесли себя к хронически застенчивым. По данным В. Н. Куницыной, значительная часть взрослого населения нашей страны попадают в категорию застенчивых (30% женщин и 23% мужчин). У школьников распространенность застенчивости колеблется от 25 до 35 %. 
 
Остальные классификации типов характера будут рассмотрены в следующем параграфе. 

 

§2.2 Классификации типов характера 
Обидчивые и мстительные.  
Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. У гордых, тщеславных, самолюбивых людей обострено чувство собственного достоинства, вследствие чего они расценивают как обидные самые обычные слова в их адрес, подозревают людей в том, что их намеренно обижают, хотя те даже и не думали об этом. У отдельного человека могут иметься особо чувствительные пункты обидчивости, с которыми он связывает наибольшую ущемленность чувства собственного достоинства и при задевании которых может дать бурную аффективную реакцию. 
 
Обидчивость, по данным Ковалева, связана со склонностью к агрессивному поведению, причем эта связь более тесная у девочек по сравнению с мальчиками. 
Мстительность — это склонность человека к мести, т. е. к агрессии в отплату за причиненное зло. Изучение мстительности П. А. Ковалёвым у школьников 5-11-х классов показало, что, во-первых, во всех возрастах мстительность у мальчиков выражена больше, чем у девочек, и во-вторых, наибольшая мстительность у мальчиков наблюдается в возрасте 12 и 14-15 лет. 
Эмпатийные.  
Когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся переживания других людей, у него проявляется свойство, называемое эмпатией (от греч. pathos — сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом «em», означающим направление внутрь). Эмпатия означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении людей, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними. Л.Н. Толстой считал, например, что лучший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший — своими чувствами и чужими мыслями. Посредине писатель располагал все разнообразие человеческих душ. 
З.Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов — заражения и подражания. К. Роджерс полагает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». Это значит, что сохраняется способность в любой момент вернуться в собственный мир переживаний. Если этот оттенок «как будто» исчезает, то речь идет уже об идентификации с эмо циональным состоянием другого, о заражении его эмоцией и переживании её в такой же степени по-настоящему. 
В. В. Бойко рассматривает эмпатию как рационально-эмоционально-интуитивную форму отражения, которая является особенно утонченным средством «вхождения» в психо-энергетическое пространство другого человека. С помощью эмпатии «пробивается» защитный энергетический экран партнера по общению, а для этого необходима повышенная проходимость. Она возникает, когда человек демонстрирует другому соучастие и сопереживание. Отсюда соучастие и сопереживание — не смысл и не функция умнатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения цели — выявление, понимание, предвосхищение индивидуальных особенностей другого и затем воздействия на него в нужном направлении (добиться его расположения и доверия). 
Особенности личности высокоэмпатийных.  
Для высокоэмпатичных характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а для низкоэмпатичных — замкнутость, недоброжелательность. П. Мартин и Т. Туми выявили, что высокоэмпатийные лица проявляют себя как поленезависимые..  
По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Однако Т. П. Гаврилова показала, что две формы эмпатичного поведения — сопереживание и сочувствие по-разному проявляются у детей разного возраста и пола.  
Сопереживание более характерно для младших школьников, а сочувствие — для подростков. Сопереживание взрослым и животным чаще наблюдалось у мальчиков, а сочувствие — у девочек. По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопереживание чаще выражалось девочками, а сочувствие — мальчиками. В целом же и те и другие чаще сочувствовали, чем сопереживали. 
Тревожные.  
У многих людей имеется высокая тревожность, т. е. выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги (беспокойства) в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают. В.С.Мерлин определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. По определению К. Изарда, тревожность понимается как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали. 
Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. 
Высокая тревожность проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги. Тревожные люди боятся трудностей, чувствуют себя неуверенно в группе. Некоторые авторы говорят не об общей тревожности, а о частной, специфической, связанной с постоянным реагированием состоянием тревоги только на определенные ситуации. Психологические особенности высокотревожных. О.Г.Мельниченко показала, что для высокотревожных характерны эмоциональная неуравновешенность (фактор С по Р. Кэттеллу), робость (фактор Н), неуверенность в себе (фактор О) и взвинченность, напряженность (фрустрированность — фактор Q4)/ У них более высокий и менее стабильный уровень притязаний. Тревожность имеет связь с показателями шизотимии, покорности, озабоченности, сентиментальности, негативизма, подозрительности, страха. 
Все эти личностные особенности имеют природную основу, в качестве которых выступают типологические особенности проявления свойств нервной системы. Выявлено, что высоко тревожные лица чаще имеют слабую нервную систему, следовательно, и высокую активацию в покое, которая связана, скорее всего, с возбуждающим влиянием на кору головного мозга ретикулярной формации. 
Совестливые.  
В ряде работ зарубежных авторов совесть или способность испытывать вину рассматривается как личностная черта. Одними из первых сделали такую попытку Дж. Уайтинг и И. Чайлд. Правда, они изучали склонность к переживанию вины только по отношению к своей болезни. Была показана роль культурных традиций в воспитании совестливости. Было обнаружено, что представители некоторых культур более склонны к переживанию стыда, в то время как другие — к переживанию вины. Способствует формированию совестливости религиозное воспитание, вера в Бога, но главным фактором остается нравственное воспитание, формирование социально зрелой личности. Показано, например, что фактор пола оказывает более сильное влияние на переживание вины, чем религиозность: мужчины гораздо реже говорили с переживании вины, чем женщины. 
Любознательные. 
 К. К. Платонов определяет любопытство как свойство личности, выражающее ся в нецеленаправленной эмоционально окрашенной любознательности. Достаточно вспомнить людей, у которых «совать нос не в свои дела» стало привычкой. Одна ко чаще всего любознательность проявляется как положительное отношение и целенаправленное стремление к приобретению новых знаний, как пытливость. Че ловек испытывает потребность в положительных эмоциях именно от получения но вых знаний.  
Таким образом, любознательность как устойчивая черта личности, отражает и эмоциональную, и мотивационную сферу личности в их единстве, образуя своеобразный эмоционально-мотивационный комплекс.

 

Заключение. 
 
Рассмотрение различных эмоциональных явлений даёт основание говорить о том, что эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности, чувства, в результате сочетания которых образуются эмоциональные типы людей. Эмоциональный фон и эмоция обладают набором свойств: универсальностью, динамичностью, доминантностью, адаптацией, пристрастностью, пластичностью, удержанием в памяти, иррадиацией, переносом, амбивалентностью, переключаемостью. У эмоций есть и свойство, не присущее эмоциональному тону: заразительность. 
 
Устойчивая индивидуальная выраженность характеристик эмоций, глубина эмоциональных переживаний, их устойчивость или быстрая сменяемость дают основания говорить об эмоциональных свойствах человека: эмоциональной возбудимости, глубины, ригидности – лабильности, устойчивости, экспрессивности.

Поскольку эмоции – это специфические реакции  на значимые стимулы, человек не может  испытывать их постоянно. В самом деле, не все ситуации и стимулы, с которыми человек встречается на протяжении дня, расцениваются им как значимые.  
Роль эмоций в управлении поведением и деятельностью человека разнообразна. Это и сигнализация о возникшей потребности, и сигнализация об имеющейся на момент принятия решения ситуации, и реакция на прогноз удовлетворения
потребности и на само это удовлетворение, способствующая погашению имевшейся потребности. 
 
 

Глоссарий:

Деятельность - целеустремлённая активность, реализующая потребности субъекта

Индивид – человек как единица общества.

Индивидуальность  – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Личность – Совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. (Леонтьев) Личность- общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. (Ганзен).

Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определённых видов деятельности.

Характер – подструктура личности человека, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие данному человеку типичные формы и способы достижения целей и самопроявления в общении с другими людьми.

Эмоциональность – свойства человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоций отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, её нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями.

Эмоции  – особый класс психических явлений, выражающих в виде пристрастного субъективного переживания значения отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.

 

Список литературы:

 
  1. Вилюнас В.К. «Психология эмоциональных явлений» / Вилюнас В.К.; п/ред. О.В. Овчинниковой – МГУ, 1976 г. – 143 с.
  2. Гозман Л.Я. «Психология эмоциональных отношений» / Гозман Л.Я. – М., 1987г. – 176 с.
  3. Додонов Б.И. «В мире эмоций» / Додонов Б.И. – К., 1987 г. – 140 с.
  4. Додонов Б.И. «Эмоция как ценность» / Додонов Б.И. – М., 1978 г. –  272 с.
  5. Ильин Е.П. «Эмоции и чувства» / Ильин Е.П. – СПб, 2002 г. – 752 с.
  6. Немов Р.С. «Психология» В 3-х т. Т. 1. / Немов Р.С. – М.; ВЛАДОС, 1995 г. – 688 с.
  7. Ольшанникова А.Е. «Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности» / Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А. – Вопр. Психологии. 1974 г. - №3. С. 65-73.
  8. Райгородский Д.А. «Психология и психоанализ характера». Хрестоматия по психологии и типологии характеров / РайгодскийД.А. – Самара; БАХРАХ, 1997 г. – 640 с.
  9. Петровский А.В. «Психологический лексикон» Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М,; ПЕР СЭ, 2005 г. – 250 с.

Информация о работе Эмоциональность как тип характера