Эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Изучение психологических особенностей детей, имеющих нарушения в развитии, в частности, детей с задержкой психического развития занимает важное место в коррекционной педагогике и психологии. Одним из направлений коррекционной работы с детьми является коррекция эмоционально-волевой сферы, т.к. незрелость интересов детей и слабость эмоциональной регуляции поведения затрудняет общение ребенка со взрослыми, сверстниками, мешает его социальной адаптации и так же может способствовать закреплению аффективных форм поведения и формированию личностной акцентуации.

Работа содержит 1 файл

КР - Эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

     3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

     Если  в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее  трех, то психическое состояние оценивается  как позитивное, при 4-6 баллах – как  негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7-9 баллах – как НПС средней степени; больше 9 баллов – НПС высокой степени.

     Наряду  с полученным индивидуальным результатом  можно определить и общий психологический  климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.

     Оценка  результатов:

  • 70 % и выше – высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
  • 42-69 % – средняя сБПК;
  • 26-41,9 % – незначительная сБПК;
  • 0-25 % – начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
  • -1 до-25% – средняя сНПК;
  • -26 % и ниже – сильная сНПК.

     Эти методики помогут взглянуть на ситуацию с позиции ребенка и в связи  с ней оценить его поведение, посмотреть уровень развития его эмоционально-волевой сферы, адаптацию в школе и его мотивационную готовность к обучению, увидеть имеющиеся у него негативные установки. Так же они предусматривают возможность проведения параллели на всем классе и оценки его психологического климата.

 

     

Заключение

     В данной работе мы раскрыли поставленные перед нами задачи. На основе изученной литературы мы рассмотрели эмоционально-волевую сферу детей с задержкой психического развития. Выяснили, что в онтогенезе эмоционально-волевой и личностной сфер детей с задержкой психического развития проходят те же этапы, что и нормально развивающиеся дети, только под влиянием неблагоприятных факторов и церебро-органических нарушений становление этапов находится в состоянии запаздывания. Так же, мы увидели, что основные нарушения эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития проявляются в лабильности собственных эмоций и отсутствии контроля за ними, что говорит об эмоциональной незрелости. Эмоциональная зрелость является показателем, определяющим готовность к школе. Дети с задержкой психического развития к семилетнему возрасту к школе не готовы: у них отсутствует учебная мотивация, не сформирована позиция школьника и наблюдается преобладание игровых интересов над учебными. В следствии, мы проследили, что учебная неуспешность вызывает фрустрационные состояния у детей, что свидетельствует о страхе перед будущим.

     Изученные особенности эмоциональной сферы  детей с задержкой психического развития определили выбор методик, направленных на диагностику эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития. Нами были выбраны методики, результаты которых дадут нам понимание об индивидуальных особенностях ребенка, состоянии его мотивационного компонента, отношении ребенка к учителю и одноклассникам, его адаптации в школе, наличии состояний тревожности, страха и ситуаций их вызывающих, а так же помогут оценить психологический климат всего класса.

     Данная  работа может служить базой для проведения экспериментального исследования с детьми, имеющими задержку психического развития. Она направлена на оценку эмоциональной зрелости ребенка и его готовности к школьному обучению. В дальнейшем это поможет составить методические рекомендации по работе с детьми, имеющими задержку психического развития и подобрать коррекционные программы, которые помогут специалистам найти подход к ребенку и правильно воздействовать на его психические процессы, чтобы добиться положительных результатов, как можно эффективнее сгладить следы дефекта и социализировать ребенка в обществе.

 

Список  литературы

  1. Психодиагностика  и психокоррекция. / Под ред. А.А. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
  2. Бардышевская М.К. Привязанности у эмоционально депривированных детей. // Дефектология 2006. №1. С. 6-20.
  3. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие школьного психолога. / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80 с.
  4. Белопольская Л.Н. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР. // Вопросы психологии. 1997. №1. С. 19-26.
  5. Белопольская Л.Н. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. / Л.Н. Белопольская. – М.: УРАО, 1999. – 178 с.
  6. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. / Сост. С.В. Велиева – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
  7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. / А.Л. Венгер – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
  8. Выготский Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
  9. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное издание. / П.Я. Гальперин. – изд. 4-е. – М.: АСТ: КДУ, 2007. – 400 с.
  10. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учебное пособие для студ. фак. Психологии. / Сост. О.В. Защиринская – СПб.: Речь, 2003. – 432 с.
  11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
  12. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с ЗПР к обучению в школе. // Дефектология. 1981. №6. С. 10-18.
  13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. / В.В. Лебединский – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.
  14. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие. / В.В. Лебединский – М.: Издательство Московского Университета, 1985. – 163 с.
  15. Специальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
  16. Маклаков А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
  17. Марковская И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития. // Дефектология. 2006. №3. С. 28-34.
  18. Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 2000. №4. С. 36-43.
  19. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002 С. 275
  20. Сычевич И.В. Исследование самооценки младших школьников с задержанным и нормальным развитием в разных условиях обучения. // Дефектология. 2006. №4. С. 69-77.
  21. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
  22. Фролова О.В. Психологические особенности тревожности в фрустрационных ситуациях и их психологическая коррекция у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Дис. Канд. психол. наук: 19.00.10 : Екатеринбург, 2001. – 193 с.
  23. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / С.Г. Шевченко, Р.Г. Триггер, Г.М. Капустина и др.; Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.
  24. Юдина Н.Ю. Особенности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития. // Успехи современного естествознания. 2009. № 9. С. 176-177.

Информация о работе Эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР младшего школьного возраста