Эмоционально-волевые процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Эмоции присущи человеку и животным. Эмоции появились в процессе эволюции живых существ, как жизненно важные приспособительные механизмы, необходимые при адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Эмоции необходимы, для мобилизации внутренних резервов организма. С их помощью животные спасаются от опасности, охотятся. У человека эмоции имеют более сложный характер.

Работа содержит 1 файл

Эмоционально-волевые процессы.docx

— 111.64 Кб (Скачать)

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых  достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять  непосредственно возникающие в  данной ситуации желания и Импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения  и идеалы.

Еще один признак  волевого характера действия или  деятельности, регулируемой волей, —  это наличие продуманного плана  их осуществления. Действие, не имеющее  плана или не выполняемое по заранее  намеченному плану, нельзя считать  волевым. «Волевое действие — это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом»1.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного  удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. У.Джемс по этому поводу писал следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот этак»2.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько  на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы  преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного  типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать  вопреки своим природным или  характерологическим данным.

[Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М, 1989. — Т. II. — С. 187.]

[Джемс У. Научные  основы психологии. — СПб., 1902. — С. 363.]

Ни одна более  или менее сложная жизненная  проблема человека не решается без  участия воли. Никто на Земле никогда  еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем  и отличается от всех остальных живых  существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

[Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.] 

Преднамеренные  и волевые действия. 

Большинство психологов не выделяет волевые действия в особую категорию, отождествляя их с произвольными.

     Например, по К. Н. Корнилову [1957], волевые  действия — это сочетание или  целая система движений, связанных  между собой общей целью, единым  мотивом. Эти действия, отмечал  К. Н. Корнилов, называются волевыми  потому, что они являются выражением  нашей воли. С моей точки зрения, в данном случае следовало  бы говорить о произвольных  действиях, а не волевых, поскольку,  описывая их, автор не говорил  о преодолеваемых при их осуществлении препятствиях.

     К.  М. Гуревич [1940] называл волевым  такое действие, в котором преодолевается  аффективно-отрицательное отношение  ради эффективно-положительной цели.

     Ф.  Н. Гоноболин [1973] вроде бы выделял волевые действия среди произвольных, однако в чем состоит специфика первых по сравнению со вторыми — в даваемых им определениях остается неясным. Так, произвольные действия он характеризовал как сознательные и преследующие определенную цель и в то же время писал, что такие действия могут быть названы волевыми.

     Н.  Д. Левитов [1958] отмечал, что  нередко волевые действия называют  произвольными, в отличие от непроизвольных. Такую замену он считал неудачной, так как термин «произвольный» в жизни обычно употребляется как синоним термина «своевольный», для обозначения непродуманных действий, движимых капризом или упрямством.

     Не  соглашаясь с утверждением Н.  Д. Левитова о непродуманности произвольных действий, я тоже считаю, что целесообразно различать (но не отрывать друг от друга!) произвольные и волевые действия, так же как и произвольное управление, и волевую регуляцию.

     Е.  О. Смирнова тоже разделяет  произвольные и волевые действия [1990]. По ее мнению, волевые действия  всегда являются инициативными:  их побуждение должно исходить  от самого человека. Цели же  и задачи произвольного действия  задаются извне и могут лишь  приниматься или не приниматься  человеком. По существу, Е. О.  Смирнова говорит о произвольных  действиях как «внешнеорганизованных», а о волевых действиях — как о «внутреннеорганизованных».

Анализ текстов  Н. А. Леонтьева показывает, что в  них эксплицитно или имплицитно представлены следующие обязательные условия правильного понимания  воли: рассмотрение всей системы мотивов  человека; учет их масштаба и иерархии; подчеркивание того, что волевой  может быть лишь деятельность, побуждаемая  социально-значимыми идеальными мотивами.

     [Гиппенрейтер Ю. Б. О природе человеческой воли // Психологический журнал. 2005. № 3. С. 17]

     Произвольность, считает Е. О. Смирнова, поддается  тренировке, обучению, которое заключается  в усвоении средств овладения  своим поведением. Воля, по ее  мнению, такой тренировке не поддается.  Если принимать за волю мотивы, как это имеет место у Е.  О. Смирновой, то с автором  можно было бы и согласиться:  мотивы формируются, а не тренируются.  Но с другой стороны, разве  не очевидно, что воля (по крайней  мере, ее нравственный компонент) воспитывается?

     Таким образом, на мой взгляд, для деления действий на произвольные и волевые Е. О. Смирнова выбрала не очень удачное основание.

     А.  А. Люблинская [1971] считала, что произвольные действия превращаются в волевые в процессе овладения ребенком речью. С этим нельзя согласиться: ведь и произвольные действия характеризуются связью с речью. Дело не в овладении речью как таковой, а в придании некоторым словам не только пускового, но и стимулирующего значения или значения запрета. Таковыми А. А. Люблинская считала только два слова — «надо» и «нельзя», которые ребенок сначала слышит от взрослых, а затем использует в процессе самоуправления.

     В.  А. Иванников [1991] охарактеризовал  волевое действие как действие  с двумя смыслами: один задается  жизненным, т. е. исходным, мотивом,  а другой — человека воображаемым, при дефиците силы первого.  Конечно, как частный случай  волевой регуляции это принять  можно (если только расшифровать, что такое смысл, проистекающий  от жизненного мотива, и чем  он отличается от воображаемого  смысла), но все же такой подход  с «двойной мотивацией» оставляет  открытым вопрос: почему же такие действия называются волевыми?

     В  связи с этим приведу мысль  В. К. Котырло: «…чтобы волевое действие было основным “представителем” воли, оно по своей сущности должно нести в себе основные черты волевой регуляции» [1971, с. 38].

     Волевые  действия — это разновидность  произвольных действий, спецификой  которых является использование  при достижении цели волевого  усилия. Это действия, связанные  с преодолением затруднений, требующие  больших затрат энергии и сопровождающиеся  переживанием внутреннего напряжения.

     К  волевым действиям относятся:  всматривание (при плохой видимости), прислушивание (при плохой слышимости  или звуковых помехах), принюхивание, концентрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости, т. е. все те сенсорные, мнемические и двигательные действия, осуществление которых требует проявления значительного волевого усилия. 

Воля  как форма активности личности. 

Воля отражает способность человека сознательно  регулировать свою деятельность, поведение  и эмоции, преодолевая трудности  при достижении поставленных целей. Воля - это процесс преодоления  себя в обстоятельствах, когда требуется  действовать, проявлять активность, в достижении цели.

Воля проявляется  там, где любят то, что сами себе приказывают. Волю считают ядром  характера человека. По словам В. Шекспира, наша личность - это сад, а ноля в  нем садовник. Воля - это высшая степень  мастерства управления собой. Волевой  человек - лучший менеджер сам себе. Волевой человек умеет подняться над своими влечениями, инстинктами и преградами, посмотреть на них с высоты своей личности, сделать разумный осознанный выбор и действовать в направлении поставленной цели.

Какова роль воли в жизнедеятельности человека? Вряд ли найдется человек, который не мечтал бы стать значимой и счастливой личностью. Увы, зачастую эти мечты  превращаются в груды обломков, которые  хоронят под собой надежды, способности  и даже таланты. И это потому, что  между мечтой и действием стоит  воля! Вместо того чтобы действовать, человек как бы «засыпает» в сладких  мечтах, заменяющих ему реалии активной жизни и служащих в данном случае своеобразной психологической защитой  от ощущения своей неполноценности. Он пытается найти счастье - это естественное состояние, к которому стремится  любой человек, - уходя из активной сферы жизни. Но по-настоящему счастливым может быть лишь тот, кто, оглядываясь  на выполненную им работу, узнает следы  своей воли. Безвольные, ленивые  люди не могут быть счастливы. Ибо  это люди несостоявшиеся, не реализовавшие себя в полной мере.

По критерию направления активности человека воля неоднородна. Один проявляет высокий  уровень волевой регуляции преимущественно  при подавлении собственных чувств, и здесь воля выступает в качестве щита личности, «смирительной рубашки» для своих эмоций. Это воля интровертированная и как форма активности направлена на достижение внутренней уравновешенности. Другой лее предпочитает преодолевать трудности через воздействие на внешние факторы (через организацию усилий других людей, подбор исполнителей, укрепление своей власти, власти в целом и т.п.). Это экстравертированная воля, направленная в сферу внешней активности.

Интернальная  и экстернальная  локализация контроля. 

Большая часть  исследований, которые были проведены  в соответствии с теорией Роттера, сосредоточивалась на личностной переменной, называемой локус контроля (Rotter, 1966, 1975). Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. "Экстерналы" верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). "Интерналы" поэтому чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.

Хотя веру в  экстернальный или интернальный контроль можно рассматривать как черту личности в смысле индивидуальных различий, Роттер (Rotter, 1982) ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть "типы", поскольку каждый имеет характеристики не только своей категории, но и, в небольшой степени, другой. Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную "экстернальность", а на другом - "интернальность", убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине. Иначе говоря, какие-то люди очень экстернальны, какие-то очень интернальны, а большинство находится между двумя экстремумами. Учитывая это, мы можем обратиться к измерению локуса контроля и некоторым важным психосоциальным характеристикам, связанным с индивидуальными различиями по этой важной величине.

Измерение локуса контроля. Хотя существует несколько способов измерения ориентации контроля, применимых к детям и взрослым, исследователями в этой области чаще всего используется "Шкала И-Э", созданная Роттером (Rotter, 1966). Она состоит из 23 пар утверждений вынужденного выбора, с шестью дополнительными вопросами для того, чтобы замаскировать цели этого теста. Результаты обрабатывались на компьютере, и за каждый ответ, указывающий на экстернальную ориентацию, испытуемый получал один балл, и так по всем 23 парам. Результаты ранжируются от нуля до 23, причем самый высокий результат отражает высокую экстернальность. Исследователи, использующие шкалу И-Э, обычно определяли испытуемых, чьи результаты находились за крайними границами распределения (например, сверх 75 или ниже 25 процентилей). Эти испытуемые классифицировались либо как экстерналы, либо как интерналы, а те, чьи результаты занимали промежуточное положение, исключались из дальнейшего исследования. Затем исследователи продолжали искать различия между двумя крайними группами путем измерения других показателей самоотчета и/или поведенческих реакций.

Характеристики  экстерналов и  интерналов. Исследования, основанные на роттеровской шкале И-Э, показывают, что экстерналы и интерналы различаются не только по своему убеждению относительно того, где находится источник контроля их поведения (Strickland, 1989). Одно из ключевых различий, отличающих экстерналов от интерналов - это способы, какими они ищут информацию об окружении. В нескольких исследованиях было показано, что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы, будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья (Strickland, 1979; Wallston, Wallston, 1981).

Интерналы также в большей степени, чем экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу (Strickland, 1978; Wallston, Wallston, 1982). Объяснение таким последовательным фактам можно найти в раннем семейном опыте людей, когда они были детьми. А именно, Ло (Lau, 1982), сравнивая экстерналов и интерналов, обнаружил, что последние в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем - придерживались диеты, хорошо чистили зубы, регулярно показывались стоматологу и терапевту. В результате этого раннего опыта интерналы больше, чем экстерналы, знают о том, что может послужить причиной заболевания, и в большей мере заботятся о своем здоровье и благополучии.

Информация о работе Эмоционально-волевые процессы