Эмоционально-волевые процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Эмоции присущи человеку и животным. Эмоции появились в процессе эволюции живых существ, как жизненно важные приспособительные механизмы, необходимые при адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Эмоции необходимы, для мобилизации внутренних резервов организма. С их помощью животные спасаются от опасности, охотятся. У человека эмоции имеют более сложный характер.

Работа содержит 1 файл

Эмоционально-волевые процессы.docx

— 111.64 Кб (Скачать)

Важной характеристикой  воли является инициативность.  Инициативность заключается в способности предпринимать  попытки к реализации возникших  у человека идей. Для многих людей  преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может  только самостоятельный человек. Самостоятельность  —  это характеристика воли, которая  непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется  в способности осознанно принимать  решения и в умении не поддаваться  влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный  человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить  в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

От самостоятельности  следует отличать негативизм. Негативизм проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать  наперекор другим людям, противоречить  им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Негативизм большинством психологов расценивается  как слабость воли, выражающаяся в  неумении подчинить свои действия доводам  разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим  желаниям, ведущим к безделью, и  др. Очень часто безделье связывают  с ленью. Именно лень является всеобъемлющей  характеристикой качеств, противоположных  по смыслу позитивным качествам воли.

Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности всегда связана  еще с одним качеством воли — решительностью.  Решительность  заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром  принятии решений. Прежде всего решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью  в принятии решений,

необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий  того, что он делает, поэтому часто  раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения  таким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что принятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.

Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность  действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые  человеком поступки вытекают из единого  руководящего принципа, которому человек  подчиняет все второстепенное и  побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом  связана с самоконтролем и самооценкой.

Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.

Воля, как и  большинство других высших психических  процессов, формируется в ходе возрастного  развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные  действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно  позднее. Причем первые желания ребенка  характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга  и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни  желания приобретают более или менее устойчивый характер.

В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение  борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего  возраста после некоторых колебаний  могут делать выбор между несколькими  возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее  конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже  может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной  стороны, достаточно высокий уровень  развития, а с другой — некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.

Как и все  психические процессы, воля развивается  не сама по себе, а в связи с  общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое  развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень  развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.

Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего, успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требовании, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.

Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины.  Развитие родителями у ребенка волевых  качеств является предпосылкой для  формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с  условиями реальной деятельности.

Важную роль в воспитании волевых качеств  играет школа. Школа предъявляет  к ребенку ряд требований, без  выполнения которых не может нормально  осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенное время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уроки и т. д. Все это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив.

Учитель, с которым  общается ребенок в школе, оказывает  непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик  и, обладая яркой личностью, оставляет  в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка  стремление подражать поведению  учителя, и если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников.

Аналогичная картина  наблюдается в отношении школьного  коллектива. Если деятельность ребенка  протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то и у ребенка могут сформироваться соответствующие характеристики личности.

Не менее важно  физическое воспитание ребенка, а также  ознакомление его с художественными  ценностями. Более того, формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности [Маклаков А. Общая психология: учебник для вузов – СПб.: Питер, 2003. – 592с.]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Эмоции являются важными психологическими инструментами  обеспечения социального бытия  человека. Они возникают у человека, как необходимая сторона его  душевной жизни. Эмоции оказывают воздействие  на физиологические функции человека, поскольку образуют совместно с  ним единую психофизическую систему. В связи с этим, эмоции сопровождаются, в той или иной степени, изменениями  функций организма. К тому же возможности  эмоциональной регуляции физиологических  функций многообразны. Они могут  изменяться в десятки и сотни  раз в разных направлениях: от усиления до затухания, улучшаться и наоборот ухудшаться, ускоряться и замедляться, и прочее. На эмоциональной основе возникает большое количество различных болезней.

 Под влиянием  эмоций человек может быть  «несобранным» и наоборот быть  «электро - веником». Благодаря эмоциональным  переживаниям человек имеет творческое  мышление и воображение, он  способен творить в различных  сферах. Эмоции и чувства привели  к тому, что человек может любить: родных, Родину, другого человека, работу и прочее.

 Являясь сложными  внутренними психическими процессами, эмоции хорошо вырабатываются  во вне, в мимике, жестах, движениях, действиях и прочем. Все это позволяет понимать эмоциональное состояние других людей, налаживать с ними контакт и более эффективно с ними общаться.

 Как верно  заметил Ф. Крюгер «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его сущность, его характер, индивидуальность».

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

Главное отличие  произвольных действий состоит в  том, что они осуществляются под  контролем сознания и требуют  со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно  поставленной цели. Эти усилия часто  называют волевой регуляцией, или волей.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Главная функция  воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Понимание воли как реального фактора поведения  имеет свою историю. При взглядах на природу этого психического явления  выделяют два аспекта: философско-этический и естественнонаучный.

Существуют относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность  волевых усилий. К их числу относятся: мировоззрение личности, проявляющееся к отношении к тем пли иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая способность следовать по намеченному пути: уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы. Воля человека характеризуется определенными качествами. Наиболее часто принято выделять силу воли, выдержку и самообладание, целеустремленность, настойчивость, решительность и другие качества.

Как и все  психические процессы, воля развивается  не сама по себе, а в связи с  общим развитием личности человека.

Воля очень  часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных  характеристик личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эмоционально-волевые процессы