Эмпирические исследования акцентуаций характера подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности акцентуации характера у мальчиков и девочек.
Задачи:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Описать влияние акцентуации характера на поведение подростка
3.Подбор методов исследования
4. Сравнить акцентуации характера на выборке мальчиков и девочек.
5. Обработка полученных результатов и их анализ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.1. Определение понятия “Акцентуация характера” …….…………….. 6
1.2. Классификация акцентуаций характера ……..………………………12
1.3. Основные подходы к изучению акцентуаций характера…………....21
1.4. Причины возникновения акцентуаций у подростков……………….30
1.5. Выводы …………………………………………………........................33
Глава 2. эмпирические исследования акцентуаций характера подростков
2.1. Анализ результатов исследования….………………….……………...34
2.2. Выводы…………………………………………………….……………...45
Заключение………………………………………………...………………….47
Список использованных источников………….…………………………….50
Приложения……………………………………………..…………………….51

Работа содержит 1 файл

эмпирические исследования акцентуаций характера подростков.docx

— 57.13 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………3

 

Общая характеристика работы………………………………………………..4

 

Глава 1.  Теоретический  анализ проблемы акцентуаций характера  в подростковом возрасте

 

1.1. Определение понятия “Акцентуация характера” …….…………….. 6

 

1.2. Классификация акцентуаций характера ……..………………………12

 

1.3. Основные подходы к изучению акцентуаций характера…………....21

 

1.4. Причины возникновения акцентуаций у подростков……………….30 

 

1.5. Выводы …………………………………………………........................33

 

Глава 2. эмпирические исследования акцентуаций  характера подростков

2.1.  Анализ  результатов  исследования….………………….……………...34

2.2. Выводы…………………………………………………….……………...45

Заключение………………………………………………...………………….47

Список использованных источников………….…………………………….50

Приложения……………………………………………..…………………….51

 

                                                 Введение

 

Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении  составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия  возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями. В настоящее время большинство родителей и педагогов сталкиваются с трудностями в воспитании детей, наиболее выражены они в отношении подростков. В связи с этим важное место в психологической, социальной работе с подростками занимает выявления характерологических черт, предрасполагающих к определенному типу поведения.

В настоящее время одно психологическое обследование не обходится  без диагностики акцентуаций  характера. Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и корректировать в соответствии с этим особенности  межличностных отношений.

Акцентуация характера - это  явление динамическое, зависимое  во многом от сложившейся социальной ситуации. Различные акцентуации  характера предполагают различные  типы и методы воспитания, в зависимости  от чего они могут сгладить или  заострить основные подростковые проблемы и проблемы взрослых. 

 

                           Общая характеристика работы

 

     Актуальность  изучения  данной проблемы связана  с тем, что в настоящее время  недостаточно разработана проблема  влияния характерологических особенностей  на межличностное восприятие  и межличностное взаимодействие, недостаточно разработаны проблемы  коррекции нежелательных черт  характера с учетом современных  условий. 

Объектом исследования в  данной работе является характер подростков.

Предмет исследования - акцентуации  характера мальчиков и девочек.

Цель исследования: исследовать  особенности акцентуации характера  у мальчиков и девочек.

Гипотеза – существуют различия в акцентуациях характера  у мальчиков и девочек.

Задачи:

1. Провести обзор литературных  источников по изучаемой проблеме.

2. Описать влияние акцентуации  характера на поведение подростка

3.Подбор методов исследования

4. Сравнить акцентуации  характера на выборке мальчиков  и девочек.

5. Обработка полученных  результатов и их анализ.

Теоретическая значимость исследования: обобщение данных по проблеме характера  в подростковом возрасте.

Практическая значимость - результаты, полученные в ходе данного  исследования, могут способствовать разработке методологической базы, направленной на гармонизацию личности учащихся, смягчение  деструктивного влияния современной  системы образования, а также  улучшение качества данной системы.

База исследования: Средняя  школа д. Турец-Бояры

Методы исследования: теоритический анализ литературы, сравнение, психодиагностика.

Структура работы: Общая характеристика работы, основная часть (теоретическая, практическая главы), выводы, заключение, список использованных источников, приложения

 

 

Глава 1.  Теоретический  анализ проблемы акцентуаций характера  в подростковом возрасте

        1.1. Определение  понятия “Акцентуация характера”

 Еще на заре учения  об акцентуациях возникла проблема  отграничения их от крайних  вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных  состояниях между психопатией  и нормальным состоянием"[1,с.36].

Наибольшую известность  получил термин Карла Леонгарда, немецкого психиатра и психолога, профессора неврологической клиники Берлинского университета (1968) – "акцентуированная личность". Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера"[3,с342]. Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера.

Акцентуация всегда предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной.

Акцентуированные черты  далеко не так многочисленны, как  варьирующие индивидуальные. Акцентуация  – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При  большей выраженности они накладывают  отпечаток на личность как таковую  и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. В нашей стране получила распространение  иная классификация акцентуаций,  которая была предложена известным  детским психиатром профессором  А. Е. Личко. Он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний[2,с.292].

По мнению А. Е. Личко акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях[2,с.643].

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в  отношении

определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не референтны ей.

Все акцентуации Личко рассматриваются как временные изменения характера, сглаживающиеся при повзрослении. В то же время многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь.

Акцентуации представляют собой  хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому "акцентуация характера" не может  быть психиатрическим диагнозом. По исследованиям А. Е. Личко,  патохарактерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций – скрытая она или явная, а также от социальных условий.

Явная акцентуация – эта  степень относится к крайним  вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует  способностям и возможностям. С возрастом  особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько  сглаживаются, что явная акцентуация  переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация –  эта степень относится не к  крайним, а к обычным вариантам  нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера  выражены слабо или не проявляются  совсем. Даже при продолжительном  наблюдении, при разносторонних контактах  и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако, черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления.

Наиболее благоприятный  прогноз наблюдается при гипертимической акцентуации, наихудший прогноз – при явной неустойчивой акцентуации.

Различают несколько видов  относительно стойких изменений:

- переход явной акцентуации  в скрытую, когда с возрастом акцентуированные черты стираются или компенсируются, т. е. заменяются другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся неожиданно, внезапно в полной силе;

- формирование на почве  акцентуаций психопатических развитий, роль играет среда и в результате  может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание;

- трансформация видов  акцентуаций характера, присоединение  к основному типу близких, совместимых  с этим типом других акцентуаций.

В некоторых случаях, черты  вновь приобретенных акцентуаций  могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации  могут «вытеснить», «заслонить»  черты других акцентуаций[2,с.294].

Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации  как установленной патологии. Однако это не так. В работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от неё рассматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией,  а крайним вариантом нормы[3,с.264].

В школьной и обыденной  жизни упование на несносный характер – своего рода вечный стрелочник, на которого так удобно сбрасывать ответственность. «Такой вот у меня скверный характер», - язвит подросток. «Ну-ну, характер решил показать»,- вторит взрослый. То есть сам-то ни в чём не виноват  – просто с характером не повезло. Такая данность, вроде цвета глаз или горбинки на носу.

Характер не выбирают?

Вот, например, подростки  коллекционируют книги по искусству. Зачем они им? А? Вот зачем. Один обожает приглашать к себе домой  одноклассников, чтобы похвастаться новой книгой, собственно, для этого  он их и приглашает. Он полагает, что  это престижно, это повышает его  статус в глазах  одноклассников. Другой тоже собирает книги по искусству, но его мотивация совершенно иная: он понимает, что такая литература никогда не потеряет своей рыночной стоимости.

Это и капитал, и способ инвестиций, и сохранения вкладов. Ну и, кроме того, фолианты с репродукциями  – это не кулинарные книги; вещь знаковая – признак достатка и  респектабельности. И лишь третий собирает книги просто потому, что искренне любит их читать и рассматривать. Можно  предположить, что у всех трёх подростков разные типы характеров. Они могли бы собирать спичечные  коробки, банки из-под пива, всё  что угодно, - но мотивы их оставались бы одними и теми же: коммуникативные  у ребят с одним типом характера, материальные – у подростков с  другим типом, познавательные – с  третьим.

Известно два подхода  к индивидуальным различиям человека. Один – так называемая теория черт – описывает индивидуальность как  мозаику, слагающуюся из различных  элементов. Он признаёт уникальность человека, неповторимость и множественность  составляющих его характеристик, черт, но при этом страдает эклектичностью и отсутствием целостности. Другой подход – теория типов – предлагает цельное непротиворечивое и узнаваемое описание типа характера[11].

Разумеется, количество типов  ограничено, что даёт возможность  узнать себя в одной из классификаций  или увидеть отдельные стороны  своего характера. Один из мастеров подростковой психотерапии Андрей Личко описал 11 простых и 20 смешанных типов характеров, но при этом мы можем говорить о том, что разнообразие людей вовсе не исчерпывается 31 типом характера[2,с.293].

Акцентуация – усиление характера  в какой-то степени делает его  предсказуемым. При определённом наборе условий, подростки одного типа характера  всегда проявляют сугубо специфическое  поведение. Формы протеста у подростков с разными характерами разные.

Зависимость от точки «наименьшего сопротивления» очень портит жизнь  молодым людям. В значительной степени  особенности их характеров связаны  как с психофизиологическими  особенностями организма, так и  со стилем воспитания в семье, со средой, формирующей стереотипы и навыки поведения[10].

По мнению ряда исследователей, примерно у 40% людей акцентуации  как бы ослабевают, прячутся к 30-35 годам. Но когда компромисс между характером и личностью вроде бы найден, акцентуация  может вернуться. Как правило в стрессовой ситуации личность вновь стоит перед подростковой дилеммой: «Я и мой характер, кто кого?» Психологи не случайно говорят, что в 40 лет вряд ли можно оценивать человека по его характеру. На первый план выступают другие более высокие уровни функционирования личности: ценности, цели, моральные аспекты, определяющие выбор линии поведения личности[10].

 

  1.2. Основные типы акцентуаций  характера

Существует две классификации  типов — первая предложена К.Leonhard(1968), а вторая Личко А. Е., 1977. Сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицкиим (1977), приводится ниже.

Тип акцентуированной личности,

по К. Леонгарду Тип акцентуации характера,

по А.Е. Личко

Лабильный (аффективно–лабильный и аффективно-экзальтированный) Лабильный циклоид

Сверхподвижный

Эмотивный Лабильный

Демонстративный Истероидный

Сверхпунктуальный (педантичный)  Психастенический

Ригидно-аффективный

Неуправляемый (возбудимый) Эпилептоидный

Интравертный Шизоидный

Боязливый (тревожный) Сенситивный

Неконцентрированный или  неврастенический Астено-невротический

Информация о работе Эмпирические исследования акцентуаций характера подростков