Эмпирические исследования акцентуаций характера подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности акцентуации характера у мальчиков и девочек.
Задачи:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Описать влияние акцентуации характера на поведение подростка
3.Подбор методов исследования
4. Сравнить акцентуации характера на выборке мальчиков и девочек.
5. Обработка полученных результатов и их анализ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.1. Определение понятия “Акцентуация характера” …….…………….. 6
1.2. Классификация акцентуаций характера ……..………………………12
1.3. Основные подходы к изучению акцентуаций характера…………....21
1.4. Причины возникновения акцентуаций у подростков……………….30
1.5. Выводы …………………………………………………........................33
Глава 2. эмпирические исследования акцентуаций характера подростков
2.1. Анализ результатов исследования….………………….……………...34
2.2. Выводы…………………………………………………….……………...45
Заключение………………………………………………...………………….47
Список использованных источников………….…………………………….50
Приложения……………………………………………..…………………….51

Работа содержит 1 файл

эмпирические исследования акцентуаций характера подростков.docx

— 57.13 Кб (Скачать)

           3.  Подростковый кризис.

 В 12 –14 лет в психологическом  развитии наступает переломный  момент – «подростковый кризис».  Это пик «переходного периода  от детства к взрослости». Согласно  Э. Эриксону, происходит «кризис идентичности – распад детского «Я» и начало синтеза нового взрослого «Я». В этот период процессу познания самого себя придается всеподавляющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматриваются как первоисточник все трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание, стремление к самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к детям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть как межличностными, так и внутриличностными[13].

              4. Психическую травму.

 Психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т.п.).

 

 

                                Выводы

1.Характер в общей структуре  личности занимает центральное  место, объединяет все другие  свойства и особенности поведения.  Эмоциональная жизнь человека  находится под прямым влиянием  характера. В первую очередь,  характер определяет индивидуальность  и своеобразие личности и отличается  от других черт личности своей  устойчивостью и более ранним  формированием. Однажды сформировавшись,  он остается более или менее  устойчивым, за исключением ситуаций тяжелых заболеваний, захватывающих мозг человека и происходящих с возрастом глубоких органических изменений в центральной нервной системе

2.Акцентуация – это,  в сущности, те же индивидуальные  черты, но обладающие тенденцией  к переходу в патологическое  состояние. При большей выраженности  они накладывают отпечаток на  личность как таковую и, наконец,  могут приобретать патологический  характер, разрушая структуру личности

 

   Глава 2. эмпирические  исследования акцентуаций  характера  подростков 

2.1. Анализ результатов  исследования.

В данном исследовании было опрошено 26 респондентов, учащихся 11-го А класса средней общеобразовательной школы д. Турец-Бояры. Участие всех испытуемых в исследовании было добровольным. Результаты шести человек, при обработке анкет испытуемых, полученных в ходе настоящего исследования, были исключены  из общей выборки и не участвовали в дальнейшем анализе, так как данные респонденты неправильно истолковали инструкцию к тесту-опроснику, а, следовательно, достоверность полученных результатов весьма сомнительна и научной ценности не представляет. Таким образом в психологическом анализе приняло участие 20 респондентов.

Для выполнения поставленных задач использована психодиагностическая тестовая методика определения акцентуаций  характера К.Леонгарда. Опросник типологии характера, разработан известным немецким психиатром, неврологом и психологом К.Леонгардом, на основе его концепции акцентуированных личностей.

Характерологический опросник К.Леонгарда, предназначен для выявления акцентуаций, заострений характера. Данная психодиагностическая методика включает в себя 88 вопросов, сгруппированных в 10 шкал, соответствующих определенным, выделяемым К.Леонгардом, акцентуациям характера.

Выявляются следующие  типы акцентуированных личностей:

1. Гипертимные,

 

2. Возбудимые,

3. Эмотивные,

4. Педантичные,

5. Тревожные,

6. Циклотимные,

7. Демонстративные,

8. Неуравновешенные,

9. Дистимные,

10. Экзальтированные.

Возможно, применение опросника как индивидуально, так и в группе.

При групповом обследовании каждый опрошенный должен иметь перед  собой текст опросника и лист для ответов, однако, допускается и зачтение вопросов психологом. Опросник используется как в целях психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации. Полный текст вышеописанной методики приведен в приложении № 2.

После получения психодиагностического  материала каждому испытуемому  был присвоен индивидуальный номер. Результаты тестирования внесены в  таблицу 2.1.

 

Таблица 2.1.

№ респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность

1 ж 18 12 21 8 9 12 10 3 9 12

2 ж 18 12 21 4 9 18 22 15 9 18

3 м 15 8 9 10 6 15 20 3 9 18

4 м 24 10 18 14 6 12 14 15 9 18

5 ж 18 20 21 18 15 21 14 15 12 18

6 ж 15 12 21 10 15 21 16 12 15 18

7 ж 18 10 15 8 12 12 22 0 9 12

8 ж 15 10 12 10 12 21 16 12 9 18

9 м 18 16 12 12 15 24 20 15 9 24

10 м 18 4 6 10 9 21 16 12 3 18

11 ж 18 12 21 6 6 18 12 6 9 18

12 м 21 12 12 10 3 12 8 9 9 12

13 м 21 12 9 10 0 6 14 6 12 12

14 ж 18 18 21 10 12 6 24 6 6 12

15 ж 15 14 18 8 3 15 20 9 6 18

16 ж 12 14 21 6 6 15 12 9 15 12

17 ж 21 17 24 18 18 24 20 15 12 18

18 м 18 14 9 6 3 12 12 9 6 12

19 ж 18 10 15 12 3 9 12 18 12 12

20 ж 15 8 9 8 3 24 20 18 12 18

Средние значения 17,7 12,25 15,75 9,9 8,25 15,9 16,2 10,35 9,6 15,9

 

В таблице 2.1. приведены результаты анализа ответов респондентов по характерологическому опроснику К.Леонгарда. Значения распределены по шкалам, так же представлено среднее значение выборки по каждой шкале (акцентуации).

В ходе проведенного исследования, после обработки полученных на первом этапе психодиагностических данных и занесения их в таблицу 2.1.   были выявлены следующие результаты:

произведен количественный анализ совокупных результатов в  общей выборке респондентов. Мы выделили следующие параметры:

1. Количество шкал с нулевым показателем (0 баллов).

2. Количество шкал с показателем 24 из 24 (24 балла – максимальное значение по каждой из шкал характерологического опросника К.Леонгарда, использованного нами для проведения данного исследования).

3. Количество шкал без акцентуаций (данный параметр характеризуется количеством таких шкал, результаты которых, в соответствии с инструкцией по анализу опросника К.Леонгарда, не выявили акцентуации характера у респондента).

4. Количество средневыраженных акцентуаций (количество шкал, показатели которых выявили наличие акцентуации характера средней степени выраженности).

5. Количество ярковыраженных акцентуаций (количество шкал, результаты которых указывают на наличие у респондента ярковыраженной акцентуации характера).

Полученную на данном этапе  анализа информацию мы занесли в  Таблицу  2.2. Совокупные результаты шкал акцентуаций в общей выборке  респондентов.

Таблица 2.2.

№ респондента Пол К-во ярковыраженных акцентуаций К-во средневыраженных акцентуаций К-во шкал без акцентуаций К-во шкал с показателем 24/24  Общее к-во акцентуаций К-во шкал с нулевым показателем

1 ж 2 7 1 0 9 0

2 ж 6 3 1 0 9 0

3 м 4 4 2 0 8 0

4 м 6 3 1 1 9 0

5 ж 9 1 0 0 10 0

6 ж 7 3 0 0 10 0

7 ж 3 6 1 0 9 1

8 ж 4 6 0 0 10 0

9 м 7 3 0 2 10 0

10 м 4 3 3 0 7 0

11 ж 4 3 3 0 7 0

12 м 1 8 1 0 9 0

13 м 2 5 3 0 7 1

14 ж 4 3 3 1 7 0

15 ж 6 2 2 0 8 0

16 ж 4 3 3 0 7 0

17 ж 9 1 0 2 10 0

18 м 2 5 3 0 7 0

19 ж 3 6 1 0 9 0

20 ж 5 4 1 1 9 0

Средние зззначения 4,6 3,95 1,45 0,35 8,55 0,1

 

В Таблице 2.2. мы отразили результаты совокупных результатов по шкалам акцентуаций (по опроснику К.Леонгарда) для каждого респондента общей выборки.

В Таблице 2.2. содержатся данные анализа характерологического опросника К.Леонгарда. Представленные параметры выраженности степени акцентуаций характера респондентов классифицированы в соответствии с ключом расшифровки результатов опросника К.Леонгарда. В Таблицу 2.2 введены параметры 24 из 24, то есть максимально возможный показатель по каждой из шкал опросника и показатель 0, то есть минимальное значение результатов по каждой из шкал опросника. Также в Таблице 2.2. приведена информация об общем количестве подтвержденных ключом теста акцентуаций характера для каждого испытуемого и средние значения каждого из параметров для общей выборки респондента.

 Количество ярковыраженных акцентуаций явно превалирует над количеством средневыраженных акцентуаций.

Далее, мы проанализировали количественные соотношения шкал акцентуаций  в их качественном аспекте, то есть, в качестве параметра для анализа  выступило не количественное соотношение  результатов шкал акцентуаций, сгруппированных  по тому или иному признаку, а  непосредственно результаты (показатели) самих этих шкал акцентуаций.

На данном этапе обработки  данных мы проанализировали соотношение  средних значений числовых показателей  каждой шкалы акцентуаций в общей  выборке респондентов. Данное соотношение  отображено в графике №1,(см. приложение№1)

Как видно на графике №1, преобладающей над всеми акцентуацией в нашей выборке является гипертимность. По данной шкале ни один тестируемый не показал значений лежащих в пределах интервала «без акцентуаций». Однако, в интервал средневыраженных акцентуаций также вошло мало значений. Для иллюстрации этих данных, а также соотношений количественных интервалов внутри каждой шкалы обратимся к таблице 2.3.

 Интрошкальные (внутри каждой шкалы) совокупные значения результатов тестирования общей выборки респондентов по параметрам степени (уровня) выраженности акцентуаций.

 

                                                                                                    Таблица 2.3.

Параметры

Выраженности Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность

Показатель 24/24 1 0 1 0 0 3 1 0 0 1

показатель 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0

Ярко выраженные акцентуации 19 7 12 3 4 12 14 7 2 12

Средне выраженные акцентуации 1 12 7 13 6 6 6 7 13 8

Шкалы без акцентуаций 0 1 1 4 10 2 0 6 5 0

 

Также мы предположили, что  у мужской и женской подгрупп общей выборки респондентов могут  быть различные показатели по шкалам акцентуаций. Для проверки данного  предположения мы условно разделили  общую выборку респондентов. (см. таблицу 2.1.) на мужскую и женскую подгруппы общей выборки, соответственно, дифференцировав таблицу общей выборки тестируемых по половому признаку.

Таким образом, данная информация приняла следующий вид (см. Таблица 2.4. и Таблица 2.5.) результаты тестирования женской и мужской подгрупп общей выборки респондентов.

                                                                                        Таблица 2.4.

№ респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность

1 ж 18 12 21 8 9 12 10 3 9 12

2 ж 18 12 21 4 9 18 22 15 9 18

5 ж 18 20 21 18 15 21 14 15 12 18

6 ж 15 12 21 10 15 21 16 12 15 18

7 ж 18 10 15 8 12 12 22 0 9 12

8 ж 15 10 12 10 12 21 16 12 9 18

11 ж 18 12 21 6 6 18 12 6 9 18

14 ж 18 18 21 10 12 6 24 6 6 12

15 ж 15 14 18 8 3 15 20 9 6 18

16 ж 12 14 21 6 6 15 12 9 15 12

17 ж 21 17 24 18 18 24 20 15 12 18

19 ж 18 10 15 12 3 9 12 18 12 12

20 ж 15 8 9 8 3 24 20 18 12 18

Средние значения 16,846 13 18,46 9,6923 9,461 16,615 16,9230 10,61 10,38 15,69

 

 

                                                                                                 Таблица 2.5.

№ респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность

3 м 15 8 9 10 6 15 20 3 9 18

4 м 24 10 18 14 6 12 14 15 9 18

9 м 18 16 12 12 15 24 20 15 9 24

10 м 18 4 6 10 9 21 16 12 3 18

12 м 21 12 12 10 3 12 8 9 9 12

13 м 21 12 9 10 0 6 14 6 12 12

18 м 18 14 9 6 3 12 12 9 6 12

Средние значения 19,28571 10,85714 10,71429 10,28571 6 14,57143 14,85714 9,857143 8,142857 16,28571

 

В таблице2.4. приведены результаты анализа анкет респондентов по характерологическому опроснику К.Леонгарда женской подгруппы общей выборки тестируемых. Значения распределены по шкалам, так же представлено среднее значение данной подгруппы общей выборки по каждой шкале.

В таблице 2.5. приведены результаты анализа ответов респондентов по характерологическому опроснику К.Леонгарда мужской подгруппы общей выборки респондентов. Значения распределены по шкалам, так же представлено среднее значение данной подгруппы общей выборки по каждой шкале.

На основании средних  результатов мужской и женской  подгрупп общей выборки по каждой из шкал акцентуаций мы построили  график№2 (см. приложение№1).

 

                                        Выводы

Несмотря на то, что показатели шкал у разных подгрупп общей выборки  респондентов расходятся, причем, местами  весьма значительно, какой-либо четкой закономерности  не  наблюдается.

Характеристика молодых  людей не отличается от общей, поэтому  мы отдельно описываем лишь тип поведения  межличностных отношений, характерный  для девушек.

Эгоцентризм, жажда внимания к своей особе, восхищение, сочувствие, театральность, позерство. Желания  не совпадают с возможностями. Неудовлетворенный  эгоцентризм часто подталкивает к яростной оппозиционности. Выигрывают в ситуации неразберихи. Любят быть в центре внимания, претендуют на первенство среди сверстников. Очень адаптивны. При желании могут многого  добиться. Внешняя комфортность скрывает глубокое желание самостоятельности, самонадеятельности, желание полной свободы и власти.

Любят играть на чувствах окружающих, легко претворяются, способны для  того, чтобы вызвать интерес к  себе на неразумные, глупые поступки, возможен вариант делинквентного поведения для привлечения внимания. Довольно сильно выраженная акцентуация может привести к психопатии, а так же высокий балл по шкале эмансипации настораживает. В данном случае она выражается в вербальном выплеске агрессии.

Информация о работе Эмпирические исследования акцентуаций характера подростков