Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: 1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психолога; 2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста; 3. Проанализировать понятие «конфликт», охарактеризовать основные особенности протекания конфликтов, обозначить существующие типологии.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 91.59 Кб (Скачать)
  1. индекс эмоциональной экспансивности группы;
  2. индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);

Подробнее о социометрических индексах.              Интерпретация результатов. Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.

30

Всесторонний  анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.                  Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе: Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.             Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0. Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.

Методика  «Q – сортировка» Стефенсона.

Назначение  теста                                    Методика предназначена для изучения представлений человека о себе и позволяет определить шесть основных тенденций  поведения человека в реальной группе :

  • зависимость;
  • независимость;
  • общительность;

31

  • необщительность;
  • принятие «борьбы»;
  • «избегание борьбы».

Возможно  использование данной методики в  качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы. Разработана В.Стефансоном и впервые опубликована в 1958 г.  Инструкция к тесту                                      Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от  «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики.                    Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:

  1. «социальное «Я» (каким меня видят другие);
  2. «идеальное «Я» (каким бы я хотел быть);
  3. «актуальное «Я» (какой я в разных ситуациях);
  4. «значимые другие» (каким я вижу своего партнера);
  5. «идеальный партнер» (каким я хочу видеть своего партнера).

Модификация: испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т.е. разложить на три группы ответов.                Тестовый материал (см. приложение 1).                        Ключ к тесту.                                Зависимость: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54;                                Независимость: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60;                        Общительность: 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52;                     Необщительность: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58;                             Принятие «борьбы»: 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59;                 Избегание «борьбы»: 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.            Описание шкал теста.                     Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических.                         Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.

32

Тенденция к «борьбе» – активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений;                     Тенденция к избеганию  «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.             Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.                           Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие «борьбы» – избегание «борьбы») приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами. Обработка и интерпретация результатов теста.              Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.  Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.                      Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов по одной тенденции совпадают с суммой ответов по противоположной. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Методика  Баса-Дарки.

Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. И предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.                                                                                               Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм

33

агрессивности и враждебных реакций, а также  общий индекс агрессивности и  индекс враждебности.                                                                                                                                                                  Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.                                   Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

  • физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
  • косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  • раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  • негативизм – оппозиционна манера в поведении от ассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  • подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред.
  • вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит  из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.                                                       При составлении опросника использовались принципы:                                                                                                               Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.                                                                                                 Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.                                                                                                                                           Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:                                                                       Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68                                                                                                              

34

«нет» =1, «да» = 0: 9, 7.                   Косвенная агрессия:                                  «да» = 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63                                                                                                                           «нет» =1, «да» = 0: 26, 49.                                    Раздражение:                                  «да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72                                                                                                                          «нет» =1, «да» = 0: 11, 35, 69.                                    Негативизм:                                           «да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28                                                                                                                                                    «нет» =1, «да» = 0: 36.                           Обида:                                         «да» = 1, «нет» = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.                          Подозрительность:                                         «да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59                                                                                                                       «нет» =1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75                                 Вербальная агрессия:                                            «да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73                                                                                                             «нет» =1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75                           Чувство вины:                                «да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54.61, 67.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и  мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7.                                                                                                              Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а  враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.                                                                                     Инструкция: Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Нужно ответить «да" или "нет". Необходимо твечать правдиво и искренне. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков