Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: 1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психолога; 2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста; 3. Проанализировать понятие «конфликт», охарактеризовать основные особенности протекания конфликтов, обозначить существующие типологии.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 91.59 Кб (Скачать)

35

Выводы  ко 2 – му разделу

1. Межличностные  конфликты среди подростков возникают  довольно часто, но отличаются  небольшой продолжительностью, при  этом подростки часто отрицают  свою причастность к их возникновению,  отмечают основными их причинами  несправедливые поступки и оскорбления.

2. Большинству подросткам свойственна мелочность, стремление найти поводы для споров, большая часть которых излишня. Они любят критиковать, но только когда это выгодно им, стремятся навязать свое мнение, даже если они не правы.

3. Для  большинства подростков характерна  активная позиция поведения в  конфликте, целью которой является, как поиск взаимоудовлетворяющих решений противоречивых ситуаций, так и стремление при взаимодействии настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления. Наименее характерными стратегиями для подростков являются стратегия избежание и приспособление.

4. У  большинства подростков адекватная  самооценка, то есть они правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  
 

36

Заключение

Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом  любой сферы человеческой деятельности.                            Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов.                                В данной работе мы основное внимание уделили межличностным конфликтам. Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.                 Проведенный анализ онтогенеза конфликтного поведения показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.                   Подростковый возраст отмечен физиологическим и психологическими изменениями детей. Общение со сверстниками начинает играть главную роль для подростка раннего юношеского возраста. Так как общение это и канал информации, по которому юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, специфический вид деятельности, межличностные отношения. Вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Формируются коммуникативные качества. И, наконец, это специфический вид эмоциональных контактов. Сознание групповой принадлежности, солидарности формирует у подростков чувства эмоционального благополучия и устойчивости (самоуважения).                    Межличностный конфликт у подростков может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д.      Выявив психологическую значимость межличностных конфликтов в подростковом возрасте, в практической части работы мы с помощью эмпирических методов исследовали особенностей межличностных конфликтов подростков.                  Мы предположили, что существует взаимосвязь между личностными характеристиками подростков и особенностями межличностных конфликтов у них.                    Для проверки данной гипотезы мы изучили особенности межличностных конфликтов у подростков со сверстниками, а также личностные характеристики.

37

Умение  же устанавливать контакт с окружающими, находить друзей, стремление заниматься общественной деятельностью, помогать близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, способствует развитию конструктивных отношений, стремлению к поиску путей  примирения.          В связи с этим и учитывая, что в подростковом возрасте многие временные состояния закрепляются и становятся устойчивыми свойствами личности, педагогам, родителям, психологам при организации и осуществлении воспитательного процесса важно, не подавлять конфликты между подростками, а развивать у них коммуникативные качества, объективную самооценку и здоровую критичность к окружающим, формировать навыки конструктивного взаимодействия. Все это поможет преодолеть высокую конфликтность свойственную подросткам, сделать отношения в подростковых группах более гармоничными, а их воспитательный и развивающий потенциал более высоким.

Таким образом, считаем, что задачи данной работы выполнены, цель достигнута.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

38

Список  использованной литературы

  1. Г. С. Абрамова  Практическая психология. – М.: Академический проект, 2003
  2. Я.Д.Коломинский. Психология взаимоотношений в малых группах. Уч. пособие 2-е изд. –М.: ТетраСистемс, 2000
  3. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. : Практикум /Ред. Ростов н/Д: «Феникс» 2001
  4. Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога. Книга 1. 2000
  5. Дж.Морено. Социометрия. М., 1958
  6. В.И.Сперанский. Конфликтология на каждый день. – 2002
  7. З. Фрейд. Введение в психоанализ. М., 1917
  8. Р.С.Немов. Практическая психология. – М.: проспект, 1999
  9. К.У.Томас. О деструктивности конфликтов. – М.: 1972
  10. А.Я.Анцупов. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2008
  11. Р.Фишер. Пусть к согласию или переговоры без поражения. – М.: 1987
  12. Б.С. Волков. Психология подростка. – М,: Академический проект, 2005
  13. Г.С. Саливан. Интерперсональная теория психиатрии. –М.: 1947
  14. С.В. Березин. Личностно – развивающий потенциал под кофликты. //Вестник СамГУ,1996
  15. Е.А. Клинов. Об амбифлекторной природе психического. //Вестник моск. Ун-та №1, 1992
  16. Г.И.Козырев. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, ИМПЭ им. Грибоедова, 2001
  17. И.С. Кон. Психология ранней юности – М.: Просвещение. 1989
  18. Б.Г. Ананьев. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М.: Издательство педагогика, 1980
  19. Н.В. Гришина. Психология межличностного конфликта: Дис. Д-ра психол.наук – СПб, 1995
  20. К.С. Лисецкий. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. – Самара, 1996
  21. В.Н.Лозовцева. Конфликты, развивающиеся в условиях формирования взаимоотношений подростка с одноклассниками. Под ред. Е.А.Шумилина. – М.: 1986
  22. Л.Н. Винокуров. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно – психических нарушений у детей и подростков. – Кострома: Изд-во Костром гос.пед.ун-та, 1994
  23. В.А.Аверин. психология детей и подростков. – СПб: Питер, 2004
  24. В. Стефенсон. Методика «Q – сортировка» /Под ред. А.А. Карелина:в 2-х т. –М, 2001
  25. М.В. Гамезо. Возрастная и педагогическая психология – М.: Просвещение, 1984

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков