Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их социальный статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние акцентуаций характера подростков на социальный статус в классном коллективе
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.
2) Подбор диагностического материала.
3) Эмпирическое исследование акцентуаций характера в подростковом возрасте.
4) Эмпирическое исследование социометрического статуса в коллективе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 .Теоретические основы изучения характера подростков, акцентуаций характера и взаимоотношений подростков в коллективе…………..…………………………...……………………………….5
1.1. Особенности развития характера и акцентуаций в подростковом
возрасте………………………………………………………………….................5
1.2. Взаимоотношения в коллективе подростков…………………………..….14
1.3.Социальный статус подростка и факторы, которые влияют на него…………………………………………………………………………...…...17
Глава 2 . Эмпирическое исследование влияния акцентуаций
характера подростков на их социальный статус…………………………..30
2.1. Методы и методики исследования……………………………………….30
2.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера подростков и их социального статуса в коллективе………………………………………..…31
Выводы………………………...……………………………………………….36
Список использованной литературы………...…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работаКоробки Дарьи2курс.рус.яз.docx

— 107.50 Кб (Скачать)

Каждое свойство характера  всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков. Истоки характера человека и ключ к его формированию — в побуждениях и мотивах его деятельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку — это и есть личностная черта характера в ее генезисе. Поэтому пытаться строить характерологию как отдельную дисциплину, обособленную от психологии, — значит стать на ложный путь.

Исследование характера  и его формирования, до сих пор  мало продвинутое, должно было бы сосредоточиться  в первую очередь на этой проблеме — проблеме перехода ситуационно, стечением  обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в педагогическом плане определяется и основная линия  воспитательной работы по формированию характера. Исходное здесь — это  отбор и «прививка» надлежащих мотивов  путем их генерализации и «стереотипизации», Общая концепция, согласно которой внешние причины действуют через посредство внутренних условий, определяющая, в конечном счете, наш подход к психологическому изучению человеческой личности, определяет и понимание путей ее психического развития [14].

В периоде становления  характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько  ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций  обычно сглаживаются. Это позволило  нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [19].

Типы акцентуаций характера  весьма сходны и частично совпадают  с типами психопатий.

Наибольшую известность  получил термин Карла Леонгарда [17] — “акцентуированная личность”. Однако правильнее говорить об “акцентуациях характера” [19]. Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т.д. В описаниях К.Леонгарда речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин “акцентуированная личность” стали использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.

Акцентуации характера —  это крайние варианты нормы, при  которых отдельные черты характера  чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при  хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Наибольшую популярность определения акцентуации характера  в подростковом возрасте получила классификация  Шмишека.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.

При эндогенных психозах некоторые  типы акцентуаций, видимо, также могут  играть роль предрасполагающего или  повышающего риск заболевания фактора (шизоидная и сенситивная акцентуации  в отношении вялотекущей шизофрении, циклоидная—в отношении маниакально-депрессивного  и шизоаффективного психозов).

В зависимости от степени  выраженности выделяют две степени  акцентуации характера — явная  и скрытая [19].

Явная акцентуация. Эта степень  акцентуации относится к крайним  вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного  типа характера. Тщательно собранный  анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериаcентально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника [19] позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта  степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам  нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера  выражены слабо или не проявляются  совсем. Даже при продолжительном  наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к “месту наименьшего сопротивления”. Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить па характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

В школьной и обыденной  жизни упование на несносный характер – своего рода вечный стрелочник, на которого так удобно сбрасывать ответственность.

Известно два подхода  к индивидуальным различиям человека. Один – так называемая теория черт – описывает индивидуальность как  мозаику, слагающуюся из различных элементов. Он признаёт уникальность человека, неповторимость и множественность составляющих его характеристик, черт, но при этом страдает эклектичностью и отсутствием целостности. Другой подход – теория типов – предлагает цельное непротиворечивое и узнаваемое описание типа характера.   Акцентуация – усиление характера в какой-то степени делает его предсказуемым. При определённом наборе условий, подростки одного типа характера всегда проявляют сугубо специфическое поведение. Формы протеста у подростков с разными характерами разные.

 

По мнению ряда исследователей, примерно у 40% людей акцентуации  как бы ослабевают, прячутся к 30-35 годам. Но когда компромисс между характером и личностью вроде бы найден, акцентуация  может вернуться. Как правило в стрессовой ситуации личность вновь стоит перед подростковой дилеммой: «Я и мой характер, кто кого?» Психологи не случайно говорят, что в 40 лет вряд ли можно оценивать человека по его характеру. На первый план выступают другие более высокие уровни функционирования личности: ценности, цели, моральные аспекты, определяющие выбор линии поведения личности.

1.2 Взаимоотношения  в коллективе подростков

Межличностными называются сугубо личные отношения и связи  между отдельными членами группы, независимо от условий и характера  их совместной деятельности. В основе таких отношений лежат эмоциональные  переживания, которые один член группы, как определенная личность вызывает у другого. Различают два вида чувств, возникающих у членов группы по отношению друг к другу и  придающих особый характер их межличностным  отношениям:

1) чувства, способствующие  сближению личностей;

2) чувства, отталкивающие  одну личность от другой.

Основу межличностных  отношений всегда составляет своеобразная оценка одним человеком другого. В неофициальной межличностной  системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями каждого класса.

Межличностное взаимодействие есть реально функционирующая связь, взаимное взаимодействие между субъектами личностями. В его структуре чаще всего выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: практический, поведенческий, аффективный, гностический (А.А.Бодалев); поведенческий аффективный, когнитивный (Я.Л.Коломинский) и регулятивный, аффективный, информационный (Б.Ф. Ломов). Каждый из этих компонентов имеет богатое психологическое содержание. Поведенческий компонент включает в себя результаты и поступки, мимику и жестикуляцию, пантомимику и речь, т.е. все, что люди могут наблюдать друг у друга. Аффективный включает все то, что связано с состоянием личности, а гностический характеризуется активностью личности, принимающей и перерабатывающей информацию.

Межличностное взаимодействие становится общением только тогда, когда  происходит взаимный обмен мыслями  и чувствами с образованием общего фонда этих мыслей и чувств, знаний, умений, интересов, ценностных ориентаций.

Межличностное взаимодействие описывается с помощью таких  феноменов, как взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, общение.

В социальной педагогике выделяют два вида межличностного взаимодействия подростков: функционально-ролевое  и эмоционально – межличностное.

Функционально-ролевое взаимодействие возникает в сферах познания, предметно-практической и духовно-практической деятельностей, организованной игры, спорта и имеет  целью их обслуживание.          Эмоционально-межличностное взаимодействие возникает в сфере общения и имеет целью удовлетворение потребности субъектов в эмоциональном контакте.

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы межличностного взаимодействия подростков:

1. Интимно-личностное общение  – взаимодействие, основанное на  личных симпатиях, - «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает  соучастие собеседников в проблемах  друг друга. Интимно-личностное  общение возникает при условии  общности ценностей партнеров,  а соучастие обеспечивается пониманием  мыслей, чувств и намерений друг  друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

2. Стихийно-групповое общение  - взаимодействие, основанное на  случайных контактах – «я»  и «они». Стихийно-групповой характер  общения подростков доминирует  в том случае, если не организована  общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения  приводит к появлению разного  рода подростковых компаний, неформальных  групп. В процессе стихийно- группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

3. Социально-ориентированное  общение – взаимодействие, основанное  на совместном выполнении общественно-важных  дел – «я» и «общество». Социально-ориентированное  общение обслуживает общественные  потребности людей и является  фактором, способствующим развитию  форм общественной жизни групп, коллективов, и т.д.

Исследования, проведённые Фельдштейном Д.И. показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.

Взрослые, а также младшие  дети исключены в качестве партнёров  общения, которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в  качестве субъектов общения.

Педагоги и родители вообще не входят в круг общения подростков данной формы. Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся неформальные группы подростков нередко приобретают противоправную направленность, превращаясь в криминальные объединения.

Для подростков, участвующих  в социально-ориентированной форме  общения, личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции говорят также  о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации  и т.д. За всеми этими понятиями  ясно виден принцип выделения  различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие  его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки  зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие»  совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия  для нее.

Кооперация, или кооперативное  взаимодействие, обозначает координацию  единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент  совместной деятельности, порожденный  ее особой природой. Важным показателем  «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Что касается другого типа взаимодействия – конкуренции, то здесь  чаще всего анализ сконцентрирован  в наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или общении как  восприятии людьми друг друга.

1.3. Социальный статус и факторы, которые влияют на него

Любой коллектив не может  быть однородным. В нем всегда образуются различные группировки ребят, связанные  общими интересами, симпатиями. И очень важно правильно построить взаимоотношения внутри групп и их взаимодействия друг с другом. Если их взаимоотношения строятся на основе стремления к сотрудничеству, взаимопониманию, то это говорит о том, что коллектив формируется правильно, но если группы враждуют между собой, соперничают из-за раздела «зон влияния», отказываются найти общий язык, то тут есть над чем поработать учителю, классному руководителю, социальному педагогу.

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их социальный статус