Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их социальный статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние акцентуаций характера подростков на социальный статус в классном коллективе
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.
2) Подбор диагностического материала.
3) Эмпирическое исследование акцентуаций характера в подростковом возрасте.
4) Эмпирическое исследование социометрического статуса в коллективе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 .Теоретические основы изучения характера подростков, акцентуаций характера и взаимоотношений подростков в коллективе…………..…………………………...……………………………….5
1.1. Особенности развития характера и акцентуаций в подростковом
возрасте………………………………………………………………….................5
1.2. Взаимоотношения в коллективе подростков…………………………..….14
1.3.Социальный статус подростка и факторы, которые влияют на него…………………………………………………………………………...…...17
Глава 2 . Эмпирическое исследование влияния акцентуаций
характера подростков на их социальный статус…………………………..30
2.1. Методы и методики исследования……………………………………….30
2.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера подростков и их социального статуса в коллективе………………………………………..…31
Выводы………………………...……………………………………………….36
Список использованной литературы………...…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работаКоробки Дарьи2курс.рус.яз.docx

— 107.50 Кб (Скачать)
le="text-align:justify">В каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех - семи человек.

Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и во-вторых не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.

Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.

В коллективе может быть много лидеров, тем более, что различные обстоятельства выделяют временных, ситуативных лидеров. Когда в коллективе много лидеров, это явление положительное, так как разнообразие лидеров обеспечивает разнообразную жизнь коллектива, но при обязательном условии: их нравственные ценности не должны противоречить друг другу.

Любой неформальный лидер  обладает личностным притяжением, которое  проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в  узком смысле слова) и ситуативный  лидер.

Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Так, исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя - вожака:

1)физические качества  – активный, энергичный, здоровый, сильный;

2)личностные качества  – приспособляемость, уверенность  в себе, авторитетность, стремление  к успеху;

3)интеллектуальные качества  – ум, умение принять нужное  решение, интуиция, творческое начало;

4)способности – контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением  и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером 
(«делай, как я»). Как правило, его влиянием распространяется только на часть членов неформальной группы.

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие  в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.

Лидеры есть в любом  коллективе, и заслуживают особого  внимания, так как именно они активно  влияют на морально-психологический  климат в коллективе.

Среди неформальных лидеров  можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров.

Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной  группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач существуют:

- бытовой тип лидерства  (в школьных, студенческих группах,  досуговых объединениях, в семье);

- социальный тип лидерства  (на производстве, в профсоюзном  движении, в различных обществах:  спортивных, творческих и т. д.);

- политический тип лидерства  (государственные, общественные  деятели).

Существует несомненная  связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность  выдвинуться в лидеры другого  типа.

Лидерство — один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат  общения и взаимодействия индивидов  в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим  феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются  важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую  или эмоционально - психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность. Попытки вывести лидерство из чисто психологических отношений между членами малых групп и противопоставить его руководству как процессу, имеющему исключительно социальную и политическую природу, характерны для современной американской социальной психологии, которая рассматривает малые группы в основном в качестве эмоционально-психологической общности людей.

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными  качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и  ответственности, благодаря признанию  группой его заслуг и способности  оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в  системе групповой организации, т. е. в ее структуре. Групповая структура  с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.

Лидер - это такой человек, который обладает определенными  свойствами, чертами, благодаря которым  он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические  качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские и коммуникативные способности.

Уманский Л.И. разделяет  организаторские способности на три группы: организаторское чутье, умение оказывать эмоционально-волевое  воздействие, склонность к организаторской  деятельности.

В группу организаторского чутья он включает следующие компоненты:

- психологическая сообразительность  - быстрое понимание психологических  особенностей и состояния других  людей, умение запоминать людей  и их поступки, склонность к  психологическому анализу поведения  и поступков других людей и  своих собственных, способность  мысленно ставить себя в психическую  ситуацию другого человека и  действовать вместо него, глубокая  вера и убеждение в силе, способностях  и возможностях отдельной личности  и коллектива;

- практический психологический  ум – умение лидера и руководителя  распределять задачи в зависимости  от индивидуальных особенностей  людей, регулировать психическое  состояние в зависимости от  условий деятельности и учета  взаимоотношений между ними при  постановке задач, выдвигаемых  перед коллективом в его деятельности;

- психологический такт  – умение быстро найти необходимый  тон, целесообразную форму общения  в зависимости от психического  состояния и индивидуальных особенностей  окружающих людей, в речевой  адаптации к разным людям простоте  и естественности в отношениях  с ними, чувстве справедливости  и объективности при оценке  и подборе людей.

Ко второй группе организаторских  качеств Л.И. Уманский относит качества, связанные с эмоционально-волевым  воздействием:

- общественная энергичность  – способность лидера заражать  своей энергией окружающих его  людей (с помощью мимики, взгляда,  выражения лица, жестов, позы), логически - речевые и практическое воздействие через личный пример;

- взыскательность, характеризующаяся  смелостью, постоянством и гибкостью,  категоричностью и настойчивостью, разнообразными формами понуждения, начиная с шутливой формы до  приказа, индивидуальный подход  в зависимости от постоянных  и временных психических особенностей  и состояния людей;

- критичность – способность  анализировать отклонения от  нормы в деятельности и поведении  других людей, которая выражается  в самостоятельности при проведении  критического анализа вместе  с коллективом, логичность и  аргументированность критических  замечаний, прямота и смелость, глубина замечаний, а также  доброжелательность.

В третью группу качеств  – склонность к организаторской  деятельности – Л.И. Уманский выделяет способность руководителя самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на себя функции организатора и ответственность за работу других людей в трудных и неблагоприятных  условиях, потребность осуществлять организаторскую деятельность и  постоянную готовность браться за нее, получение положительных эмоций от ее осуществления и скуку, если ею не заниматься.

Люди, обладающие коммуникативными способностями, испытывают постоянную потребность, как в коммуникативной, так и в организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в новом  коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся  сложной ситуации принимать самостоятельные  решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли  бы их потребность в коммуникации и организаторской деятельности. Люди с высокими коммуникативными способностями  легко и с удовольствием вступают в контакт с незнакомыми людьми, являются приятными собеседниками и все люди для них друзья.

Зачастую отмечается, что  руководитель, будучи тесно связан с официальной организацией группы, может справиться с ее руководством только в том случае, если члены  группы будут воспринимать его в  качестве лидера (в этом случае лидерство  служит важным дополняющим фактором процесса руководства). Учитывая, что  деятельность руководителя шире и охватывает такие области, где лидер бы не справился, эффективность руководства  зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на лидеров, а они поддерживают его. Искусство  руководства — это в известном  смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них, т. е. укреплять  устойчивость и жизненность официальной  организации, умело, используя и  направляя в нужное русло межличностные  связи и отношения.

Различают «формальное» и  «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство  возникает на основе личных взаимоотношений  участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах  официальный лидер, занимающий руководящие  должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его  выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своих учеников, либо предоставлять  им возможность самим выбирать старосту класса. Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом  у учеников, будет разлагать коллектив  и эффективность организации  и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между  формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, чтобы учителя  имели представления о том, кто  же является лидером класса.

Кроме формальных и неформальных, лидеры могут подразделяться ещё  и по следующим критериям:

- по содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий  программу поведения; б) лидер-исполнитель,  организатор выполнения уже заданной  программы; в) лидер, являющийся  одновременно как вдохновителем,  так и исполнителем.

- по стилю руководства:  а) авторитарный, б) демократический,  в) совмещающий в себе элементы  того и другого стиля.

- по характеру деятельности: а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера, б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.

Лидер в процессе взаимоотношений  влияет на общество, в котором он находится, то важно узнать какое  значение для юноши или подростка  имеет общество сверстников. Общество сверстников - это, во-первых, важный канал  информации; по нему подростки и  юноши узнают многие необходимые  вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, во-вторых, это вид деятельности и межличностных  отношений.        Совместные деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В–третьих, это вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных имеет решающее значение для юношеского самоуважения. На все эти факторы непосредственно влияет личность лидера, так как он пользуется огромным авторитетом и влиянием.

Так как неформальные лидеры выявляются в процессе межличностных  взаимоотношений, то, как пример можно  привести спонтанно образовавшуюся группу людей. В стихийных группах  часто бывает так, что вожаком  является тот, кто обладает реальным авторитетом. Лидерами в стихийных группах становятся чаще всего юноши, не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе. И.С. Полонский, изучил с помощью социометрии положение 30 неформальных лидеров (имеющих самый высокий статус на своих улицах) в тех классах, где они учатся.   Выяснилось, что в 9-х классах ощутимо просматривается тенденция расхождения статусов: чем выше социометрический статус юноши стихийной группы, тем ниже он в официальном классном коллективе.

Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый  процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. В  ходе межличностных отношений, с  момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их социальный статус