Этапы развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:50, реферат

Описание работы

Цель данной работы – разъяснить, что такое развитие личности, рассмотреть детство, юность, зрелость, как этапы развития личности выделить их отличительные черты и взаимосвязь.
Чтобы выполнить поставленную цель, нужно решить следующие задачи:
o Проработать литературу по данной теме
o Дать понятие личности
o Объяснить, что такое развитие личности
o Рассмотреть этапы ее развития
o Проанализировать специфику и взаимосвязь данных этапов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность личности………….…………………………..……………………..4
1.1. Понятие личности………………………………………………..……......4
1.2. Развитие личности…………………..……………………….…..………..7
2. Этапы развития личности: их специфика и взаимосвязь…………………....9
2.1. Младенчество…………………………………………………………..…9
2.2. Раннее детство ………………………………………………………….11
2.3. Возраст игры ………………………………………………………….....14
2.4. Школьный возраст ……………………………………………………...15
2.5. Юность ………………………………………………………………..…17
2.6. Ранняя зрелость …………………………………………………………20
2.7. Средняя зрелость ……………………………………………………..…23
2.8. Поздняя зрелость ……………………………………………………..…25
Заключение……………………………………………………………………….27
Глоссарий………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

ДЕТСТВО ЮНОСТЬ ЗРЕЛОСТЬ.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

      . Переход от одной стадии к другой характеризуется кризисами. Кризис - «как поворотный пункт», «момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. Этот выбор между двумя полярными отношениями к миру, к себе закрепляется в определенных свойствах и качествах личности.[6] 

      2.1. Младенчество: базальное доверие - базальное недоверие (от рождения до 1 года).  

      На  этой стадии формируется базовое доверие к людям, чувство безопасности существования в мире, в противовес чувству недоверия к людям, ощущение угрозы, идущей от мира. К первому социальному достижению относится готовность ребенка позволить матери исчезнуть из поля зрения без чрезмерной тревоги или гнева, ибо ее существование стало внутренней уверенностью, а ее появление можно предсказать. Именно это постоянство, непрерывность и тождественность жизненного опыта формирует у маленького ребенка первоначальное чувство собственной идентичности. Очень большую роль играет мать на этой стадии, ее любовь, желание и умение удовлетворить потребности ребенка.

    Общее чувство доверия в этот период является основой формирования здоровой личности. Младенец, имеющий базальное чувство «внутренний определенности», воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично осознается в период младенчества.

    Согласно  Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научится доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Подобное поведение мы наблюдаем тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее.[12]

    Ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития. Эриксон также считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности.[12] Наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего у него появляется чувство недоверия. Согласно Эриксону, поведенческими последствиями подобного неблагополучного развития являются острая депрессия у младенцев и паранойя у взрослых.[11]

    Дилемма доверие - недоверие будет проявляться снова и снова на каждой последующей стадии развития, хотя она и является центральной для периода младенчества. Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для развития личности ребенка в дальнейшем. Укрепление доверия к себе и к матери дает возможность ребенку переносить состояния фрустрации, которые он неизбежно будет переживать на протяжении следующих стадий своего развития.

       Таким образом, на стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет  мать,  она кормит,  ухаживает,  дает заботу,  в  результате  чего  у  ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика  развития  доверия  зависит  от матери.  Сильно  выраженный  дефицит  эмоционального  общения  с   младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. 

    2.2. Раннее детство:  автономия- стыд и сомнения (от года до 3 лет).

    Приобретение  чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегая  чувств стыда, сомнения и унижения.

    Стадия  раннего детства характеризуется формированием и отстаиванием ребенком своей автономии и независимости в противовес сомнений в себе и чувству стыда. Борьба чувства независимости, самостоятельности, уверенности в себе против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настойчивостью и ее ограничениями. В конце стадии возникает устойчивое равновесие между этими противоположностями. Он будет положительным, если родители и близкие не будут слишком руководить ребенком, подавлять ее стремление к автономии. Из ощущения самоконтроля при сохранении положительной самооценки возникает стойкое чувство доброжелательности и гордости, из чувства потери самоконтроля и постороннего внешнего контроля появляется устойчивая склонность к сомнению в себе и стыда.

    До  наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность, они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо. В особенности они гордятся своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предмет и манипулировать им.[9]

    С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями.[11] В то же время он подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих.

    Эриксон рассматривает переживание стыда  у ребенка как нечто родственное  гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою автономию и самоконтроль.[11] Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то чего они еще сами сделать не в состоянии. Разумеется, каждый родитель хотя бы однажды подталкивал своего ребенка к действиям, которые на самом деле лежат за пределами разумных ожиданий. Но только в тех случаях, когда родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того, чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. У них слабая «сила воли» - они пасуют перед теми, кто над ними главенствуют или их эксплуатирует. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.

    По  убеждению Эриксона, приобретение ребенком постоянного чувства автономии  в значительной степени укрепляет  у него чувство доверия. Это взаимозависимость доверия и автономии может иногда замедлять будущее психическое развитие. Например, дети с неустойчивым чувством доверия могут на стадии автономии стать нерешительными, робкими, могут бояться отстаивать свои права, так что будут искать помощи и поддержки у окружающих. [12]

    Родители должны быть всегда справедливыми и уважать права и привилегии других, если они хотят, чтобы их дети были готовы в зрелом возрасте принять ограниченную автономию.

    Таким образом, данная стадия развития личности характеризуется формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается  контролировать  себя ,  общество  и родители  приучают   ребенка   к аккуратности, опрятности. 
 
 
 
 
 
 

    2.3. Возраст игры: инициативность – вина (от 3х до 6 лет) 

    На  этой стадии при нормальной линии развития формируется инициативность, активность и в то же время переживания чувства вины и моральной ответственности за свои желания. Ребенок жадно и активно познает окружающий мир, через игру ребенок проникает в мир взрослых отношений. На этом этапе происходит осознание своей половой принадлежности. Стремление занять место отца (матери) в отношениях с родителями противоположного пола.

    Конфликт  между инициативой и виной - последний  психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры».[12] В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Они начинают интересоваться трудом других, пробовать новое и допускать, что и на других людях в их окружении лежит определенная ответственность. Успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома, что позволяет им участвовать в разнообразных общественных играх. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель.

    Будет ли у ребенка после прохождения  этой стадии чувство инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии, начиная идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы. [11]

    Согласно  психосоциальной теории, чувство  вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также  способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность  любить и получать любовь от родителей противоположного пола. В любом случае, когда ребенок скован чувством вины, он чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети боятся постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности или решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Кроме того, как полагает Эриксон, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной патологии, в том числе общей пассивности, импотенции или фригидности, а также психопатического поведения.[11]

    Можно сделать вывод - на этой стадии ребенок  уже  убежден,  что  он личность, так как он бегает, умеет  говорить, у ребенка формируется чувство предприимчивости,  инициативы,  которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е.  формирует инициативу,   творчество. И  если  родители  сильно  подавляют ребенка,  не  уделяют внимания его играм, то это отрицательно  сказывается  на  развитии  ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. 

    2.4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность (от 6 до 11 лет).

    Эта стадия характеризуется включением ребенка в новые социальные связи - вступлением в школу. Формируется  любовь к труду и умение обращаться с орудиями труда или чувство  несостоятельности, неполноценности, неспособности, зависти к другим детям.

    Предполагается, что в начале этого периода  ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется  возрастающими способностями ребенка  к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола обычно в этом возрасте уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к приобретению новых навыков к успеху.

    Согласно  Эриксону, у детей развивается  чувство трудолюбия, когда они  обучаются в школе.[12] Термин «трудолюбие» отражает в себе основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где им дают первоначальные знания о «технологических элементах» социального мира, обучая их и трудясь с ними.

    Опасность на этой стадии кроется в возможности  появления чувства неполноценности. Например, если дети сомневаются в  своих способностях или статусе  в среде сверстников, это может  отбить у них охоту учиться  дальше (в этом периоде постепенно приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально- экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

Информация о работе Этапы развития личности