Этапы развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:50, реферат

Описание работы

Цель данной работы – разъяснить, что такое развитие личности, рассмотреть детство, юность, зрелость, как этапы развития личности выделить их отличительные черты и взаимосвязь.
Чтобы выполнить поставленную цель, нужно решить следующие задачи:
o Проработать литературу по данной теме
o Дать понятие личности
o Объяснить, что такое развитие личности
o Рассмотреть этапы ее развития
o Проанализировать специфику и взаимосвязь данных этапов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность личности………….…………………………..……………………..4
1.1. Понятие личности………………………………………………..……......4
1.2. Развитие личности…………………..……………………….…..………..7
2. Этапы развития личности: их специфика и взаимосвязь…………………....9
2.1. Младенчество…………………………………………………………..…9
2.2. Раннее детство ………………………………………………………….11
2.3. Возраст игры ………………………………………………………….....14
2.4. Школьный возраст ……………………………………………………...15
2.5. Юность ………………………………………………………………..…17
2.6. Ранняя зрелость …………………………………………………………20
2.7. Средняя зрелость ……………………………………………………..…23
2.8. Поздняя зрелость ……………………………………………………..…25
Заключение……………………………………………………………………….27
Глоссарий………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

ДЕТСТВО ЮНОСТЬ ЗРЕЛОСТЬ.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

    Итак, средняя зрелость -центральная стадия развития  личности.  Развитие идентичности идет всю жизнь,  идет  воздействие  со  стороны  других  людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им  нужен.  Положительные  симптомыэтой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый  труд  и  заботу  о детях, удовлетворена собой и жизнью. 
 

    2.8. Поздняя зрелость: эго - интеграция – отчаяние (от 60-ти лет) 

    На  последней VIII стадии происходит интеграция результатов всех предыдущих фраз. Формируется мудрое отношение жизни, которое зрелая личность воспринимает не впадая в отчаяние, не разочаровываясь в прожитому жизни, в людях, в себе и не испытывая презрения к жизни, желание получить от жизни больше, чем было получено, парализующего страха приближающейся смерти.

    Последняя психосоциальная стадия завершает  жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту.

    По  убеждению Эриксона, для последней  фазы зрелости характерен не столько  новый психосоциальный кризис, сколько  суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.[12]

    Чувство интеграции эго проистекает из способности  человека оглядеть всю свою прошлую  жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».[12]

    На  противоположном полюсе находится  люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я». Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путей проецирования их на внешний мир. Иногда Эриксон очень поэтично описывает отчаяние у пожилых: «Судьба не принимается как остов жизни, а смерть - как последняя ее граница. Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания». Касаясь случаев тяжелой психопатологии, Эриксон предполагает, что чувства горечи и сожаления могут, в конце концов, привести пожилого человека к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии, сильной озлобленности и паранойяльности. Общераспространенным у таких стариков является страх оказаться в доме для престарелых.[11]

    Таким образом, на последней стадии человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я"  в  духовных  раздумьях  о прожитых годах. Человек должен понять, что  его  жизнь  –  это  неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою  жизнь, осознает необходимость в логическом завершении  жизни,  проявляет  мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. 

    Вывод 

    Развитие  личности - процесс формирования личности как социального индивида в результате его социализации и воспитания.[3]

      Развитие личности представляет собой закономерную смену этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения человека, в результате чего он как личность получает то новое, характерное именно для данного этапа развития.

    Выделяют три этапа формирования личности: детство, юность, зрелость, которые в свою очередь подразделяются на стадии:

      1)Детство

    • Младенчество
    • раннее детство
    • возраст игры
    • школьный возраст

           2)юность 

           3)Зрелость

    • ранняя зрелость
    • средняя зрелость
    • наконец, поздняя зрелость.[9]

    Теперь, когда рассмотрены все этапы, можно сделать вывод –при изучении развития личности уделяется очень большое внимание подростковому возрасту. Этот период считается центральным в формировании психологического и социального благополучия индивидуума. Каждая стадия психосоциального развития имеет свои сильные и слабые стороны, так что неудачи на одной стадии развития не обязательно обрекают индивидуума на поражение в следующем периоде жизни.

    На  определенном этапе развития возникают  новообразования - это качества, свойства личности, те психические и социальные изменения, которые в основном и определяют отношение к окружающему миру людей, самого себя и весь ход развития в данный период. Новообразования являются опорой дальнейшего развития. Существует определенный срок для развития тех или иных свойств личности, пропустив этот срок, соответствующее свойство сформировать в другое время будет гораздо сложнее, а то и вовсе невозможно. Некоторые свойства личности могут развиваться только на основе уже сформированных.  Этим объясняется взаимосвязь этапов развития личности.

    И так, цели реферата достигнуты, поставленные задачи выполнены. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глоссарий

    Детство - термин, означающий начальные периоды онтогенеза - от рождения до возраста подросткового. В расширенном смысле - до появления возможности включения во взрослую жизнь). Согласно принятой периодизации, детство охватывает:

    1) младенчество - от рождения до  одного года;

    2) детство раннее - от 1 до 3 лет;

    3) возраст дошкольный  - от 4 до 6-7 лет;

    4) возраст школьный младший  - от 6-7 до 10-11 лет. [7] 
 

    Зрелость - (взрослость), состояние, к коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. [7] 

         Интеграция личности  - очень простой и действенный процесс эмоционального, умственного и духовного прояснения, который может проводить практически каждый, с минимальным обучением и опытом. Прояснение может быть практически определено как повышение осознания и способностей. Состояние, при котором что-либо рассматривается в точности так, КАК оно ЕСТЬ, само по себе, без каких-либо добавлений, фильтрования, изменений или отрицаний, является фундаментальным исцеляющим процессом.[7] 
 

          Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.[10] 

         Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.[7] 

          Развитие личности - процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.[10] 

         Сензитивный период - (от лат. sensus - чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.[7] 

         Эго-идентичность - термин Э. Эриксона - целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я - тот же самый).[10] 

    Юность - период развития человека, соответственный переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются по-разному; чаще всего выделяются ранняя юность - старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и поздняя юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершается физическое созревание. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.[7] 
 
 
 

    Список  использованной литературы: 

    1. Абульханова К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1997. 342с

    2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет  познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.12-15с.

    3. Асмолов А.Г. О предмете психологии  личности.  —  Вопр.  психологии,

       1983, № 3

    4. Асмолов  А.Г.  Психология  личности:  Принципы  общепсихологического  анализа. – М.: Смысл, 2001. 156,157,159 с.

    5. Головаха Е. И., Кроник А. А.  Психологическое время  личности.  Киев,

       2004. 34-42 с.

   7. Головин С. Ю. Словарь психолога - практика. - 2-е изд., нерераб. И доп. - Мн.: Харвест, - М.: АСТ, 2001. - 976 с. 

   8. Карабанова О. А. Возростная  психология: Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005. – 23,56,67,240 с. - (Высшее образование). 

   9. Крупник Е.П., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. - 2000. том 21. - № 6 - С. 12-23. 

   10. Мещереков Б. Зинченко В. Большой  психологический словарь. - СПб.: прайм  - ЕВРОЗНАК, 2003. -234-238, 599-612, 672 с. 

   11. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. 

    12.   Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996

Информация о работе Этапы развития личности