Этапы развития внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:35, реферат

Описание работы

Культурное развитие внимания, по Л. С. Выготскому, заключается в том, что при помощи взрослого ребенком усваивается ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.
Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С. Выготскому состоит в следующем: “Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя…”

Содержание

1. Введение……………………………………………………………....стр. 3
2. Первые этапы развития внимания…………………………………...стр. 4
3. Развитие внимания у детей дошкольного и младшего
школьного возраста…………………………………………………..стр. 5
4. Развитие внимания в подростковом возрасте…………………...….стр. 8
5. Пути воспитания внимания………………………………………….стр. 10
6. Заключение…………………………………………………………...стр. 14

Работа содержит 1 файл

общая психология Этапы развития внимания.docx

— 34.94 Кб (Скачать)

     Если  младший школьник наиболее  внимателен к ярким  фактам и  с трудом сосредоточивается на  чем-либо отвлеченном, абстрактном;  если и подросток все еще отдает  предпочтение  наглядному и конкретному, хотя уже может вникать и в обобщения, выводы, то юноша в состоянии удерживать внимание и тогда, когда речь идет  об  абстрактных, теоретических положениях, непосредственно не подкрепляемых наглядным, конкретным.  В то время как для привлечения внимания  у детей и подростков большое значение  имеет форма и подача материала, у старших школьников она уже не играет такой роли,  и сейчас особенно выступает значение содержательной  стороны преподавания.

     В юношеском  возрасте ученики  становятся  участниками производительного  труда, производственные  задания  многие из них  выполняют  уже  с немалой  степенью квалификации. Они  уже могут работать сосредоточенно  в  течение довольно продолжительного времени и противостоять всякого  рода отвлечениям. Чувство долга, развитое  в этом возрасте, позволяет им внимательно  трудиться даже тогда, когда задания, выполняемые ими, лишены для них  непосредственного интереса. В особо  трудных случаях (подготовка к экзамену, срочное задание на  производстве) старшие школьники могут мобилизовать свое внимание  на длительный  срок.

     Одна  из  особенностей внимания  старших  школьников при работе на  производстве – значительно более высокая, чем  в  младшем школьном возрасте  и у  подростков, возможность контролировать свои трудовые операции и  достигаемые  результаты, более  строго подчинить  свои действия намеченному плану, требованиям  инструкции. 
 
 
 
 

          5. Пути воспитания  внимания. 

     Видное  место в воспитании непроизвольного  внимания занимает формирование у детей  умения  видеть и слышать, подмечать  окружающее, наблюдать факты и  явления, причем делать это  без особых усилий,  в силу  постоянного  стремления как можно  полнее  и  лучше ознакомиться с  действительностью. Для этого следует  с ранних лет знакомить ребенка с  богатством и многообразием окружающего  мира, учить подмечать то, что  находится вокруг  него, учить  чутко реагировать на всякое изменение в окружающей обстановке.

     Основным  условием появления  непроизвольного  внимания у школьников  является наличие интереса  и эмоций,  которые  делали  бы для них  учебный  процесс достаточно привлекательным.

     Это зависит, прежде всего, от материала,  который подлежит изучению,  и от способов  его подачи. Важную роль, в частности, играет наглядность преподавания.  Применение пособий   (картин, муляжей, демонстрационных предметов и др.),  показ опытов,  привлечение конкретных  фактов и иллюстраций из жизни, действующих на  эмоции учащихся, - все это делает преподавание интересным, вызывает непроизвольное внимание, является необходимым в младших классах школы. Применение наглядности требует, однако, соблюдения ряда условий. Надо, прежде всего, правильно организовать восприятие ученика, научив его замечать то,  что требует внимания. Для этого надо ставить перед ним задачу – не только посмотреть на  предмет или картину, но и, например,  обнаружить в них что-то, ответить на какой-то вопрос,  произвести сравнение и т.п. Все это, активизируя мысль учащихся, приучает  их быть  внимательными, выделять существенное, замечать главное. Важное значение для привлечения непроизвольного внимания  имеет качество  объяснения учителем нового материала. Яркий по форме и богатый по содержанию, эмоционально насыщенный  рассказ учителя в большей мере  привлекает непроизвольное внимание учащихся. Вместе с тем и здесь необходимо  соблюдение ряда условий. Внимание привлекается тогда,  когда учащиеся в рассказе учителя узнают что-то новое, причем такое, в чем имеются элементы  знакомого  им. Отсюда  – необходима связь вновь сообщаемого с тем, что уже  известно. Важно, далее, чтобы  неинтересное (а оно всегда может быть и  в новом материале) было связано с тем, что интересует учащихся. “Скучные”  формулы  и абстрактные законы науки оживают, когда  ученики видят,  что эти законы отражают интересные явления в природе, в технике, в общественной  жизни. Надо, чтобы изложение  учителя будило  мысль школьников,  чтобы они сами задумывались  над возникающими у них вопросами,  стремились узнавать,  что будет дальше,  и т. п.

     Внимание  учащихся к изложению учителем нового материала возникает главным  образом тогда, когда рассказ  учителя  отличается живостью, динамичностью. Если вопрос освещается с разных  сторон и изучаемый предмет раскрывается в различных связях и отношениях,  внимание бывает значительно более  устойчивым.

     Как  правило, школьники особенно внимательны  тогда,  когда материал отличается конкретностью,  жизненностью и когда  детям понятно его значение. Иногда ученик не внимателен вследствие того, что “потерял  нить” объяснений учителя, перестал понимать  его. Такие  случаи чаще всего  бывают  на  уроках математики и физики, где  совершенно  невозможно сознательное  слушание дальнейшего без понимания  предыдущего. Встречаются, однако, и  такие случаи,  когда ученику  слишком просто  и  понятно  то,  о  чем  говорится в  классе, вследствие чего его  внимание  отвлекается  на посторонние вещи. Внимание лучше  удерживается  тогда, когда для  ученика требуется доступная  ему  работа  мысли, нуждающаяся, однако, в  некоторых усилиях с  его  стороны.

     Стараясь  делать  изложение учебного материала  интересным, нельзя заботиться только об одной  занимательности, пытаться  увлекать  детей  внешними эффектами. Даже младшие школьники, не говоря уже  о старших, прекрасно чувствуют,  когда учитель хочет  просто развлечь  их и когда он сообщает  им  нужные  и полезные знания.

     Большое значение для привлечения и удерживания  внимания имеет активность учащихся; надо, чтобы  они были не пассивными слушателями и зрителями того, что говорит или делает  учитель,  но  действовали сами: спрашивали,  отвечали, проводили  опыты и т. п.

     Важным  условием внимания является общий культурный  уровень  учащихся, расширение  их познавательных интересов, увеличение круга представлений, обогащение  знаниями и навыками.

     Необходимой  предпосылкой развития произвольного  внимания  является формирование у  школьников сознательного  отношения  к учению, к выполнению своих обязанностей.

     Еще до школы дети  стремятся принимать  участие в занятиях  окружающих людей. В школе  ребенок  становится членом коллектива, он хочет делать все не хуже  других,  стремится  заслужить одобрение учителя, считается с мнением  товарищей, - все это является сильным  побудителем к тому, чтобы  быть внимательным. Все это учитель  должен  всячески поддерживать и развивать.

     Произвольное  внимание – это прежде  всего организованное внимание, а так как учение – сознательная,  целенаправленная, определенным образом организованная деятельность, то именно школьное  обучение является  важнейшим средством воспитания произвольного внимания. Необходимо, однако,  чтобы ученик понимал значение обучения и ту роль, какую играет в учебном процессе внимание. Важно добиваться  осознания им  каждой  отдельной задачи,  которая ставится  перед ним. Если школьнику ясно, что от него хочет учитель и зачем это нужно, он  скорее будет внимательным  к тому, что от него  требуется. Четкое указание цели работы, обстоятельное разъяснение приемов ее выполнения помогают учащимся  мысленно представить результаты  своего труда, пути  их достижения, что стимулирует у них произвольное внимание.

     Большое значение для  привлечения произвольного  внимания имеет интерес к работе, причем не только непосредственный, вызываемый самой  работой,  но и косвенный – интерес к результатам деятельности. Если  школьник, не интересующийся математикой, отличающийся рассеянностью при занятиях ею, будет убежден в том, что знание математики необходимо  для работы в интересующей его области техники,  он  будет более внимателен на уроках математики.

     Важную  роль в воспитании произвольного  внимания играет требовательность  учителя, которая должна носить последовательный, систематический  характер. Предъявляя  ученикам определенные требования, необходимо следить за тем,  чтобы учебный  материал и  та  работа, которую  должен  выполнить учащийся,  были посильны ему и не были  вместе с  тем слишком легкими для  него. Если  первое условие не выполняется, ученик, убедившись в  безуспешности  своих  усилий, начинает  отвлекаться  от  работы. Во втором  случае, заметив, что  задание слишком  простое, он легко становится невнимательным, так как перестает  делать какие-либо усилия, необходимые для работы. Важно, чтобы  ученик убедился, что  выполнение задания для  него возможно, хотя  и требует  усилий. В  этих случаях произвольное внимание легко переходит в непроизвольное, возникает живой интерес к преодолению трудностей, к выполнению работы, которая в начале  казалась скучной.  Воспитывая у  учащихся  непроизвольное и произвольное  внимание, необходимо соблюдать правильное соотношение между  обоими видами внимания. Если учебный процесс рассчитан только на непроизвольное внимание, воспитание может  приобрести  ложное направление: у детей  не будет развиваться умение преодолевать трудности. Если обучение будет построено только на произвольном внимании, школьные занятия лишатся необходимой  привлекательности, вызовут отрицательное отношение к учению. Поэтому,  приучая детей к преодолению трудностей, учитель должен делать учебный процесс достаточно интересным,  воспитывая  оба вида  внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         6. Заключение. 

     Таким образом, можно сделать вывод: в задачу формирования внимания входит не только развитие его как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной, самостоятельной работы. Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности. И зная основные этапы развития внимания в различные годы жизни ребенка, педагог может найти необходимое средство для улучшения внимания.

Информация о работе Этапы развития внимания