Этические стандарты и практическая этика психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 13:18, реферат

Описание работы

Настоящие этические стандарты предназначены для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах. Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оценивать работу всех своих членов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
1.Общие принципы…………………………………………………………………5
2.О профессиональной компетенции и отношениях
с другими профессионалами……………………………………………………7
3.О вмешательстве………………………………………………………………….8
4.О исследовательских работах и образовании…………………………………9
5.О получении и использовании информации………………………………….11
6.О рекламе………………………………………………………………………….13
7.О гонорарах и оплате труда……………………………………………………..13
8.Законодательные гарантии……………………………………………………..14
9.Практическая этика……………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………24
Используемая литература………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

stand.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

 

СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ 
ИНСТИТУТ
 

психологии

ФАКУЛЬТЕТ 

психология

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине

Этические проблемы в работе психолога

Тема:

Этические  стандарты и практическая  этика  психолога. 
 
 
 
 
 
 
 
 

СГУ, 2001 г. 

План

Введение

  1. Общие принципы.
  2. О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами.
  3. О вмешательстве.
  4. О исследовательских работах и образовании.
  5. О получении и использовании информации.
  6. О рекламе.
  7. О гонорарах и оплате труда.
  8. Законодательные гарантии.
  9. Практическая этика.

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..4

1.Общие  принципы…………………………………………………………………5

2.О  профессиональной  компетенции и  отношениях

    с другими профессионалами……………………………………………………7

3.О  вмешательстве………………………………………………………………….8

4.О  исследовательских  работах и образовании…………………………………9

5.О  получении и использовании  информации………………………………….11

6.О  рекламе………………………………………………………………………….13

7.О  гонорарах и оплате  труда……………………………………………………..13

8.Законодательные  гарантии……………………………………………………..14

9.Практическая  этика……………………………………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………………24

Используемая  литература………………………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Настоящие этические стандарты предназначены  для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах. Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оценивать работу всех своих членов.

       Деятельность  психологов определяется прежде всего  принципами взаимной терпимости и законности. В своей профессиональной деятельности психологи должны учитывать имплицитные и эксплицитные правила, действующие в том социальном окружении, где они работают, рассматривая их как элементы существующей ситуации и оценивая последствия соблюдения или отклонения от них для профессиональной деятельности психолога. Психологи могут отвергнуть любой вид ограничений или помех своей профессиональной независимости и законному осуществлению своих профессиональных функций в соответствии с правами и обязанностями, устанавливаемыми настоящим кодексом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Общие принципы

 

       Деятельность  психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

       Психология  как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренности по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научные основы.

       Психологи не должны принимать участие или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того, что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психолога. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация не могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдания таких действий.

       Все психологи должны как минимум  информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.

       Психологи должны уважать религиозные и  моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом  при профессиональном вмешательстве.

       При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и  социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых  других различий.

       Психологи не должны использовать власти или превосходство по отношению к клиенту, которая дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

       В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно  осторожны, сдержаны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный – абнормальный, адаптированный – неадаптированный, интеллигентный – умственно отсталый.

       Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а так же действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области. Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.

       Психолог  не должен допускать использования  своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и  подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи  должны сообщать  о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

       В случае, когда личные интересы клиента  вступают в противоречия с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступить как его защитник по отношению к администрации учреждения.

       2. О профессиональной  компетенции 

       и отношениях с другими  профессионалами

       Права и обязанности профессионального  психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

       Профессиональный  статус психолога базируется на его  способностях и квалификации, необходимых  для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовлен и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

       Психолог  не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации  в рамках современных научных  знаний, без предубеждения по отношению  к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических  методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

       Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о  вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.

       Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного  сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.

       Психологические методы не должны смешиваться –  как в применении, так и в  их представлении общественности – с методами, чуждыми научным основам психологии.

       Не  отказываясь от научной критики  там, где она необходима, психологи  не должны дискредитировать коллег или  представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и  должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.

       Работа  психолога базируется на праве и  обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях близко соприкасающихся в своей  деятельности с психологией. 
 

       3. О вмешательстве 

       Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет  использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций  или общин.

       Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.

         Психолог должен стремиться к  завершению вмешательства и не  продлевать его методами сокрытия  информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители других областей знания могут продолжить вмешательство.

       Ни  в коем случае свобода клиента  – как в отношении прекращения  вмешательства, так и в отношении  консультаций у другого психолога  или иного специалиста – не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решение на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжить вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом.

       Психологи не должны пользоваться властью, которую  их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычных  обстоятельствах.

Информация о работе Этические стандарты и практическая этика психолога