Этический кодекс практического психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

Работа содержит 1 файл

Этический кодекс практического психолога.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

6. Ограничения в  деятельности практического  психолога

Квалифицированный психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности, реально оценивает  свои возможности и уровень квалификации, понимает и принимает ограничения своих возможностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей- психиатрами, врачами-терапевтами, психоневрологами, нейропсихологами и др. Квалифицированный психолог свое отношение к профессиональной деятельности не отождествляет с собственной Я-концепцией. Он рефлексирует это отношение как один из возможных источников профессионального роста. 
Квалифицированный психолог адекватно относится к проблеме профессионального роста как к необходимости постоянного профессионального взаимодействия с коллегами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: «Нет, я не работаю над этими вопросами»- не является показателем его профессиональной некомпетентности, а наоборот, ограничения и их обоснование как для клиента, так и для себя являются и источником профессионального роста практического психолога. 
Неквалифицированный психолог работает без ограничении, берется за любую проблему, любой метод без необходимой профессиональной рефлексии на ситуацию его применения, Он не желает работать с другими профессионалами, ориентируясь только на свои переживания, свою Я-концепцию как источник психологической информации и критерий ее достоверности. Отношение к своей профессии для неквалифицированного психолога включено в его Я-концепцию и не является специальным предметом рефлексии. Его позицию в ном плане можно обозначить так: «То, что я делаю как психолог, всегда правильно, так как я так считаю».

7. Межличностное влияние  в работе практического  психолога

Квалифицированный психолог понимает, что его реакция влияет на клиента и наоборот- реакции клиента влияют на него самого. Он осознает это влияние и во взаимодействии с клиентом его специально выделяет, фиксируя как свои чувства и мысли, желания и возможности, так и чувства, мысли и возможности клиента. Квалифицированный психолог это делает путем пересказа переживаний клиента, в виде открытых и закрытых вопросов и т. п. 
Для неквалифицированного психолога характерно отсутствие понимания межличностного влияния, он склонен видеть в действиях клиента отражение своих прямых воздействий. Таким образом, квалифицированный психолог не выделяет содержание своей Я-концепции и степень ее включенности во взаимодействие с клиентом. 
Человеческое достоинство в работе практического психолога является самоценностью. Для квалифицированного психолога уважение достоинства клиента является аксиомой, которая определяет его честность в общении с клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической информации. Одна из сторон работы квалифицированного психолога проявляется в этом смысле в том, чтобы в адекватной для клиента форме сообщить ему психологическую информацию - проблемы адекватного для клиента словаря психологической информации. 
Для неквалифицированного психолога неуважительное, даже оскорбительное отношение к клиенту не является предметом профессиональной рефлексии, он склонен приписывать своей профессии сверхзначимость, которая позволяет относиться к другим людям с позиции сверху. 
Для неквалифицированного психолога нет специальных профессиональных проблем в получении и передаче психологической информации, чаще всего для этого он использует псевдоквалифицированный жаргон или перегружает свою речь специальными терминами, подчеркивая исключительность своей профессии.

8. Обобщенная теория  в работе квалифицированного  психолога занимает  особое место.

Это обобщенное научное знание, на содержание которого он активно рефлексирует в ходе своей  работы, постоянно осваивает новые  теории и подходы. На их основе квалифицированный психолог создает и развивает собственную концепцию психологической помощи. Он может стать приверженцем какой-то одной теории, но постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия альтернативных точек зрения, стремится к системному подходу в своей практической работе. 
Неквалифицированный психолог привязан к одному подходу, не размышляет об альтернативах, у него всегда оценочное, практическое отношение к любым возможным точкам зрения. Он отвергает их, ориентируясь на известный ему подход, который не анализирует как систему, а принимает в качестве аксиоматической посылки. Другими словами, обобщенная теория неквалифицированного психолога не является его личным способом мышления, который он мог бы и хотел бы совершенствовать.

9. Отношение к обобщенной теории квалифицированного психолога характеризуется тем,

что он рассматривает  теорию как отражение реальности, он видит в ней манеру мышления, вытекающую из его культурной и половой  принадлежности. Ом рассматривает теорию как способ мышления, который может совершенствоваться и меняться в зависимости от куль-i урной и половой принадлежности человека. Исходя из этого, отношение квалифицированного психолога к любой теории основано на выделении в ней моментов, как отражающих реальность психической жизни человека, так и реальность культурной и половой принадлежности автора теории, отражающего эту реальность в своей манере мышления. 
Другими словами, квалифицированный психолог понимает, что в любой теории есть предмет и способы его описания; если предмет (внутренний мир человека) для всех исследований один, то способы его описания, анализа, обобщения для тех авторов будут разными. Это он видит и в своей собственной обобщенной теории, поэтому может соотносить ее с другими теориями. 
Неквалифицированный психолог игнорирует способы мышления авторов различных теорий, не выделяет предмета теории и способа мышления автора. Для него нет проблемы соотношения своей теории и теорий других авторов. 
Описанные выше качества профессиональной деятельно-1ти практического психолога позволяют утверждать, что у квалифицированного психолога принципиально отличная от неквалифицированного психолога исходная точка в понимании и получении психологической информации о клиенте. Позиция квалифицированного психолога основана на профессиональной рефлексии, позиция неквалифицированного психолога основана на его Я-концепции. Это различие позиций, то есть исходных оснований для построения взаимодействия с клиентом, можно, на наш взгляд, зафиксировать в виде следующих обобщенных формул: 
ПКП = (обобщ. теория; Я-психолог; Я-концепция), где 11КП - позиция квалифицированного психолога, которая определяется его рефлексией на обобщенную теорию, его отношение к своей профессии и рефлексией на содержание Я-концепции. 
Тогда как позиция неквалифицированного психолога (ПНК) может быть описана, на наш взгляд, в виде такой формулы: 
ПНП = (Я-психолог, Я-концепция), где содержание взаимодействия с клиентом определяется отношением к профессии и содержанием Я-концепции практического психолога. 
Описание в виде этих формул позволяет выделить тот очень сложный момент в работе квалифицированного практического психолога, который по степени сложности приближает ее к работе режиссера или летчика-испытателя, - это необходимость постоянной профессиональной рефлексии во взаимодействии с клиентом, а значит, постоянного напряжения, требующего точности профессионального действия для оказания эффективной психологической помощи

Методологические  основы организации  психологической  коррекции

Выбор исходной теоретической позиции для оказания профессионального воздействия на внутренний мир другого человека представляет для практического психолога главный момент в решении вопроса о содержании взаимодействия с клиентом и пользователем.

Принятие решения  о психологической коррекции  и путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррективной работы. В дальнейшем изложении материала мы будем исходить из того, что психологическая коррекция — это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека, то есть психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде.

Практический  психолог пользуется психодиагностической информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком или группой людей. Другими словами, психолог, занимающийся коррекцией, работает по следующей схеме:

• что есть?

• что должно быть?

• что надо сделать, чтобы стало должное?

Основной научной  категорией, направляющей ре шение  этого вопроса, является категория  нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный переход к работе практического психолога.

Представляется  существенно важным выделить i этой категории следующие уровни ее анализа:

• нейропсихологический;

• общепсихологический;

• возрастно-психологический.

На первом, нейропсихологическом уровне практи ческий психолог, анализируя психодиагностическю данные, может сделать заключение о мозговой орга низации исследуемого явления (А. Р. Лурия1, Е.Д. Хом екая и др.). Знание о функциональной организации мозга, о локальных поражениях мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе.

Общепсихологический уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека.

Возрастно-психологический  уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение практическим психологом.

Конечно, практическому  психологу не надо заменять работу нейропсихолога. Работа в контакте специалистов разного профиля — условие эффективности при проведении психологической коррекции.

Тем не менее  основные сведения из области нейропсихологии должны составлять основу исходных теоретических построений практического психолога. Какие это данные?

Прежде всего, это данные об основных функциональных блоках мозга — блоке регуляции тонуса и бодрствования; блоке приема, переработки и хранения информации и блоке программирования, регуляции и контроля сложных форм поведения — и их взаимодействии. Кроме того, необходимо знание об основных синдромах локальных нарушений мозга. Напомним основные сведения из этой области.

Блок регуляции  тонуса и бодрствования, как и  все блоки мозга, имеет иерархическое  строение и состоит из надстроенных друг над другом корковых зон следующих типов: первичные, куда поступают импульсы с периферии и откуда они направляются обратно, вторичные, где происходит переработка получаемой информации или подготовка соответствующих программ, и третичных, которые обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, требующие совместного участия многих зон мозговой коры.

Источники активации, которые регулируются ретикулярной формацией, различными ее частями,— это:

• обменные процессы организма, лежащие в основе гомеос-таза (внутреннего равновесия организма) и инстинктивных процессов;

• поступление  в организм раздражении из внешнего мира, что приводит к появлению  ориентировочного рефлекса.

В аппаратах  ретикулярной формации имеются специальные механизмы, обеспечивающие тоническую форму активации, источником которой является, главным образом, приток возбуждения от органов чувств.

Как морфологическими, так и морфофизиологичес-кими исследованиями показано, что, наряду со специфическими сенсорными и двигательными функциями, кора головного мозга имеет и неспецифические активирующие функции. Она может оказывать как активирующие, так и тормозящие влияния на нижележащие нервные образования. Нисходящие от коры волокна являются тем аппаратом, посредством которого высшие отделы мозговой коры, непосредственно участвующие в формировании намерений и планов, управляют работой нижележащих аппаратов ретикулярной формации таламуса и ствола.

Таким образом, практическому психологу в исследовании вопроса о коррекции гипоактивности и гипе-рактивности необходимо опираться на эти данные, которые показывают, что аппараты блока регуляции тонуса и бодрствования не только тонизируют кору, но и сами испытывают ее дифференцирующее влияние, Этот блок работает в тесной связи с высшими отделами мозга.

Блок приема, переработки и хранения информации расположен в задних отделах новой коры мозга и включает в себя зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) области. Его первичные зоны обладают высокой моральной специфичностью. Вторичные зоны способствуют превращению соматотопической проекции в функциональную организацию поступающей информации Кора, входящая в состав этих вторичных зон, подчиняется трем законам:

1) она построена иерархически, поэтому нарушение в раннем возрасте низших зон коры приводит к недоразвитии:

более высоких  зон коры. У взрослого ведущее  место переходит к высшим зонам коры;

2) закон убывающей  специфичности иерархически построенных зон коры. Вторичные зоны обладают уже меньшей модальной специфичностью;

3) закон прогрессивной  латерализации функций, то естч  связи функций с определенным  полушарием мозга пс мере перехода  от первичных зон коры к  вторичным и за тем третичным  зонам. На сегодняшний день  эта проблеме доминантности полушарий очень актуальна и находи! свое отражение во многих педагогических теориях'.

А.Р. Лурия (1973 г.) отмечал, что абсолютная доми-нантность  левого полушария встречается далеко не всегда, и таким образом, закон  латерализации имее! лишь относительный характер.

Итак, принцип  убывающей модальной специфичности функционального блока приема, переработки и хранения информации и принцип возрастающей функциональной латерализации обеспечивают возможность наиболее сложных форм работы мозга, лежащих в основе его познавательной деятельности, структурно связанных с речью.

Эти данные позволяют  практическому психологу выработать обоснованное отношение к проблеме функциональной асимметрии человека и использовать его в коррекционной работе. Включение этих данных в диагностический материал, как показывает практика, обязательно, так как оно дает основание для изучения средств и способов построения человеком психологического пространства (А.И. Мещеряков, 1972) и психологического времени своей жизни.

Информация о работе Этический кодекс практического психолога