Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».

Работа содержит 1 файл

юр псих.docx

— 368.75 Кб (Скачать)

Довольно трудной областью в  деятельности правоведа является установление правильных взаимоотношений, умелая организация  деятельности участников предварительного следствия и своей собственной  деятельности, умение быстро ориентироваться  в различных ситуациях, вскрывать  их причины и принимать верные решения. Это требует от молодого специалиста таких личностных черт, как уверенность в себе, сила духа, уравновешенность.

Характер влияния внутреннего  состояния на протекание психических  процессов зависят в первую очередь  от нравственного облика личности, способности управлять собой, подавлять  свои чувства во имя долга и  необходимости. Эти качества следует  воспитывать у будущих следователей еще в стенах университета.

Психическую неуравновешенность, отсутствие веры в собственные силы, выдержки и самообладания нередко можно  обнаружить у будущих юристов  еще в период обучения в вузе. Поэтому очень важно во всей системе  учебно-воспитательной работы обращать большое внимание на воспитание у  студентов выдержки, сосредоточенности  при решении следственных задач, самостоятельности.

Потребность в самовоспитании органически  входит в общую структуру отношений  личности к окружающему миру, к  людям, к себе, своей деятельности и является одним из внутренних мотивов, побуждающих человека к высоконравственному  поведению.

Стремление к знаниям, к трудовой и общественной деятельности побуждает  человека к дальнейшему совершенствованию  своих способностей, к активным действиям  во имя долга — к осознанной необходимости выполнения своих  обязанностей перед обществом, коллективом, самим собой.

Важнейшей предпосылкой самовоспитания является самосознание. В зависимости  от знания себя и характера отношения  к себе определяется содержание и  направленность активности личности в  работе над собой. Самосознание формируется  в процессе познания и других людей, и самого себя.

Следует остановиться более подробно на таком понятии, как «духовность», так как это качество крайне необходимо для работника правоохранительной системы. В психологическом словаре  духовность определяется как индивидуальная выраженность в системе мотивов  личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать  «для других». Это качество личности человека характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и  горе, также это относится и  к деловым параметрам, т. е. дело выполняется  внимательно, заинтересованно, «с душой». Наряду с этим к понятию духовность относится потребность познания — мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Поэтому считается, что человек духовен в той  мере, в какой он задумывается над  этими вопросами и стремится  получить на них ответ. При этом на первый план выступает объективная  значимость и полезность духовной деятельности человека, диалектически сочетающаяся с ее субъективным бескорыстием, где  наградой служит удовлетворение от выполненного долга, а наказанием — угрызения  совести и чувство вины. В связи  с тем что работникам правоохранительной системы по роду своей профессиональной деятельности постоянно приходится сталкиваться с негативными сторонами жизни общества, наличие такого качества, как духовность, становится просто необходимым.

Основные стороны жизни человека; труд, общественная работа, семья, сфера  досуга и увлечений — выступают  объектами ценностных ориентации и  представлений.

Система ценностных ориентации выражает внутреннюю основу отношений личности к действительности и образует содержательную сторону ее направленности. Ценностные ориентации в социальной психологии рассматриваются как: а) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом  окружающей действительности и ориентации в ней; б) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Они  выявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях  личности и формируются, структурируются  при усвоении человеком социального  опыта.

К. Маркс указывал, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». В процессе общения люди познают и оценивают друг друга.

Важным фактором в развитии личности будущего следователя, прокурора, судьи  является устойчивый интерес к правоохранительной деятельности. Именно ярко выраженный профессиональный интерес является важнейшим условием самовоспитания личности студента, потому что он в  большой мере способствует наиболее целенаправленной, сознательной работе студента над собой. Однако для этого  нужен ряд условий: должный уровень  развития личности, который позволяет  сознательно относиться к своим  обязанностям, анализировать собственные  поступки, черты характера, оценивать  их и т. д.

Далее, условием и предпосылкой успешного  самовоспитания является активная деятельность. Тот, кто ничего не делает, не испытывает и потребности в самовоспитании, и это понятно, так как только в деятельности человек встречается  с трудностями и видит свои недостатки, которые должны быть устранены, если он хочет успешно учиться  и трудиться. Только в систематической  учебной и общественной работе, труде  могут формироваться те свойства личности, которые стремится выработать у себя учащийся.

Наконец, необходимо знать те требования, которые предъявляет избранная  профессия к личности, каких качеств  она требует от специалиста. При  этом самое главное, чтобы студент  имел объективное, реальное представление  об этих профессиональных требованиях.

При анализе типичных ошибок, допущенных молодыми специалистами (стажерами-следователями), обращает на себя внимание неумение планировать  расследование по хозяйственному делу, разобраться в сложной следственной ситуации и выдвинуть правильные версии, организовать взаимодействие и руководить поисковой группой  в процессе раскрытия преступления и т. д. Многие из них не умеют общаться в конфликтной ситуации, снимать  излишнее напряжение, обеспечивать психологический  контакт, участвовать в дискуссии  и управлять ею. Деловые игры — это универсальный метод, который повышает познавательную активность студентов, развивает у них систему навыков, умений и знаний, необходимых будущему следователю. Анализировать следственную ситуацию, отделяя важное от второстепенного, формулировать проблемы, развивать в каждом участнике максимум личной инициативы, обучать умению устанавливать деловой и эмоциональный контакт, а также осознавать свое место в системе межличностных отношений.

Основным предметным содержанием  игры является проблемная следственная ситуация, которая с высокой степенью реальности имитирует конкретные условия  и динамику следственных действий, обеспечивая включение играющих в ситуацию и освоение ими профессиональных ролей.

Способность взглянуть наследственную ситуацию и на самого себя глазами  партнера по общению является необходимым  элементом психологической культуры следователя.

Способность постичь чужой прогноз  и через него мотив чужого поведения  — необходимое условие взаимопонимания.

Совместная игровая деятельность носит характер ролевого взаимодействия, которое развертывается в соответствии с нормами закона, рекомендациями криминалистической науки, психологическими и педагогическими закономерностями, характерными для межролевого взаимодействия. Выполнение каждым из участников игровых правил, подчинение нормам, регулирующим разрешаемую следственную ситуацию, — необходимое условие реализации полноценной деловой игры. Чем выше уровень вовлеченности каждого участника в игровую ситуацию, тем выше и уровень освоения им своей роли, взаимодействия с другими участниками игры, их совместная деятельность, которая направлена на разрешение поставленной проблемы.

В формировании специалиста, наряду с  активным влиянием высшей школы, важное значение имеет факт самосознания и самодиагностики, т. е. насколько правильно человек представляет себе структуру профессиограммы избранного им вида юридического труда и насколько правильно он диагностирует наличие или отсутствие у себя нужных качеств. Самодиагностика играет большую роль в дальнейшем самосовершенствовании личности в процессе практической деятельности.

Качество профессиональной подготовки юристов в большей степени  определяет эффективность деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, поэтому организация  системы подготовки кадров нуждается  в самом пристальном внимании и постоянном совершенствовании.

Особенно велика и ответственна в этом процессе роль юридического вуза, который должен выявленные в  ходе отбора задатки развить в  результате обучения и воспитания в  личности будущего следователя, прокурора  в систему качеств, навыков и  умений, готовую для реализации в  очень сложных условиях практической работы.

Содержание собеседования.

Роль внешних факторов в повышении 

эффективности юридического труда 

Правоохранительная деятельность — творческий процесс, одна из характерных  особенностей которого — общение  с людьми. Важнейшая сторона деятельности юриста — коммуникативная — часто  предполагает получение от людей  информации по самым интимным вопросам.

Допрос одновременно (и в первую очередь) является организацией того психологического состояния допрашиваемого, которое  способствует даче показаний, наиболее объективно и полно отражающих событие  преступления. На успешность решения  коммуникативных вопросов, наряду с  личностными качествами судьи, прокурора, следователя, большое влияние оказывает  внешняя обстановка допроса.

Условия производства самого допроса, а также некоторые обстоятельства, непосредственно предшествующие допросу, составляют группу внешних факторов. К ним относятся обстоятельства вызова на допрос, внешний вид здания, приемной и кабинета, где производится допрос, наружность и поведение допрашивающего, внешняя организационная сторона  допроса и некоторые другие. Успешному  проведению допроса во многом способствует своевременное начало допроса и правильная организация вызова допрашиваемого лица. Как показывает практика, преждевременный допрос (особенно допрос подозреваемого и обвиняемого), так же как запоздалый, может оказать самое отрицательное влияние на весь ход дальнейшего расследования.

При выборе времени допроса следует  учитывать два критерия: субъективный и объективный. К первому критерию относится состояние готовности допрашивающего к допросу. Перед сложным допросом следователь должен находиться в «хорошей форме», он должен привести себя в такое состояние, которое гарантировало бы ему свободное владение всеми материалами дела, успешный контроль за психикой допрашиваемого лица и управление ею в рамках закона с целью создания психического состояния, способствующего даче наиболее полных и правдивых показаний; следователь также должен успешно осуществлять контроль за собственным психическим состоянием и уметь управлять этим состоянием во время допроса.

Объективный критерий готовности к  допросу — это полное и глубокое изучение следователем материалов дела, разработка на базе этого изучения всех версий, которые следует проверить  при допросе данного лица, составление  подробного плана допроса, изучение личности допрашиваемого и, наконец, техническая  готовность следователя к допросу.

Большое значение имеет организация  вызова на допрос, при котором должны учитываться и процессуальные, и  тактические, и психологические  рекомендации таким образом, чтобы  они не противоречили другим планам следователя. Так, необходимо знать  индивидуальные особенности личности допрашиваемого: внезапная доставка в следственный орган без предварительного предупреждения допрашиваемого с целью сохранения следственной тайны и получения правдивых показаний не всегда приводит к успеху потому, что люди со слабой нервной системой наделены повышенной чувствительностью к сильным раздражителям и в такой ситуации «уходят в себя», поэтому с ними нельзя наладить контакт не только на первом, но и на последующих допросах; внезапный вызов надолго травмирует их психику, вызывает у них стойкие отрицательные эмоции по отношению к следователю, а иногда и любому представителю следственных органов. Указывая на это, мы отнюдь не отрицаем, что внезапный вызов на допрос в ряде случаев принесет пользу, однако всегда надо помнить об индивидуальных особенностях личности допрашиваемого.

Внешний вид следователя, судьи, прокурора, манера его поведения, умение держаться  с людьми, такт также оказывают  существенное влияние на результаты допроса. Особенно влияет этот аспект на первое впечатление, которое производит следователь на допрашиваемого. Первое впечатление — это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. Оно содержит более или менее осознанные и обобщенные оценочные суждения, и, наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к человеку, который оказался предметом восприятия и оценки. Первое впечатление представляет собой результат аналитико-синтетической деятельности, осуществляемой совместной работой первой и второй сигнальных систем.

Впечатление, которое производит на человека новое лицо, впервые им воспринимаемое, определяется прежде всего особенностями, которые свойственны облику и поведению воспринимаемого лица. Именно от этих особенностей в значительной степени зависит течение познавательных процессов у воспринимающего субъекта. Хотя первое впечатление о человеке определяется присущими ему особенностями, степень обобщенности, полнота впечатления, а также отношение, вызываемое человеком, зависят от личности субъекта восприятия. Формирование первого впечатления, как правило, означает отнесение человеком воспринимаемой личности к одной из групп людей в той «классификации типов», которая сложилась у него в прошлом.

Это впечатление складывается под  влиянием в основном внешних, «формальных» признаков. Естественно, возможен разрыв между «формой» и внутренним содержанием, и первоначальные выводы могут быть сделаны не в пользу последнего. Иными словами, действуют закономерности, которые давно подметила народная мудрость: «Встречают по одежке — провожают  по уму». Следователь не может не считаться с тем, какое впечатление  он производит на людей своей внешностью.

Следователь должен быть воплощением  закона и справедливости. Он должен вести себя просто, вежливо и корректно. Его одежда также должна соответствовать  этим критериям.

Все вышесказанное можно проиллюстрировать  на следующем, весьма наглядном примере.

По одному из дел о кражах вблизи военного городка вызванный для  допроса в качестве свидетеля  майор Российской Армии отказался  давать показания молодому следователю, лейтенанту милиции. Когда руководитель следственного органа стал выяснять причину этого отказа, выяснилось, что в момент допроса следователь  был одет в милицейский китель с погонами, под которым виднелась  летняя клетчатая рубашка с отложным воротничком. Майор заявил, что с  первого взгляда на такого, одетого  не по форме, небритого юношу у  него возникло представление о чрезвычайно  неорганизованном человеке и, заявил он далее, «мне стало ясно, почему милиция  не может раскрыть эту кражу». Разумеется, не все вызванные на допрос люди будут так последовательно отстаивать свою точку зрения, но для большинства  из них неблагоприятные выводы о  следователе будут иметь определенное значение при даче показаний и  скажутся на их характере и объеме.

Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности