Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».

Работа содержит 1 файл

юр псих.docx

— 368.75 Кб (Скачать)

«Резервом» подбора абитуриентов для правоохранительных органов  могут быть следующие системы:

- военкоматы, представляющие списки  демобилизованных воинов;

- «школы юных юристов», которые  организованы при некоторых юридических  вузах; 

- подготовительные (платные) курсы  на юридических факультетах; 

- подготовительные факультеты  для обучения в юридическом  вузе;

- институт общественных помощников  прокуроров и следователей, который  дает возможность наиболее полно  и всесторонне проанализировать  личностный потенциал будущего  абитуриента. 

На одном из завершающих этапов профотбора с абитуриентами рекомендуется  проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются  различные стороны личности абитуриента  и оказывается помощь в правильном выборе профессии (специальности).

Содержание собеседования.

Наряду с оценкой объективных  успехов поступающего, подтвержденных характеристиками, рекомендациями, справками, почетными грамотами, дипломами  и другими документами, при собеседовании  изучаются склонности, способности  и направленность личности поступающего, его готовность к овладению юридической  профессией. Направленность личности абитуриента изучается посредством  постановки вопросов, затрагивающих:

особенности мировоззрения абитуриента, осознание им своей жизненной  позиции в современном обществе, отношение к важнейшим нравственно-этическим  категориям и т. д.;

особенности ценностных ориентации и  представлений, объектами которых  выступают основные стороны жизни  человека: труд, общественная работа, семья, сфера досуга и увлечений; вопросы  абитуриенту задаются с таким  расчетом, чтобы выяснить, какие  жизненные ценности (общественные, профессиональные, семейные, ценности престижа и т. д.) доминируют у данной личности;

отношение поступающего к избранной  профессии и прежде всего особенности  мотивации поступления на юридический  факультет: стремление к торжеству  справедливости, торжеству закона над  беззаконием, желание получить перспективную  специальность, материальные интересы и др.

Ниже дано описание основных типов  профессиональной мотивации, которые  необходимо устанавливать в ходе собеседования.

1. АДЕКВАТНЫЙ ТИП. В этом случае  ценностные ориентации и связанные  с ними мотивы поступления  на факультет полностью согласуются  с реальным, общественно значимым  поведением личности, которое соответствует  требованиям профессионального  и этического характера, предъявляемым  к личности юриста.

В этой группе абитуриентов выявляется выраженная мотивация «на дело», т. е. на борьбу с преступностью, защиту интересов граждан, а не на цели, которые не связаны непосредственно  с правоохранительной деятельностью.

Такая направленность, как правило, сочетается с высоким интеллектом, общей культурой, правовой эрудицией, достаточно ясным представлением о  будущей профессиональной деятельности, стремлением развить в себе необходимые  качества. Поведение таких людей  отличается высокой степенью ответственности, активностью в общественной жизни, умеренным стремлением к лидерству, целеустремленностью, их отличает также  умение анализировать детективную  литературу с правовой точки зрения.

Мотивация такого типа способствует быстрой адаптации студента и  успешной учебе.

2. СИТУАТИВНЫЙ ТИП. Решающее  влияние на выбор профессии  оказывают в данном случае  факторы, характеризующие внешнюю  ситуацию абитуриента: влияние  материальных соображений, места  жительства, внешний престиж профессии,ее романтическая притягательность.

В формировании стремления поступить  в юридический вуз у таких  людей существенную роль играют случайные  факторы, такие как предположение  абитуриента, что с его формальными  анкетными данными он вполне может  поступить туда, не имея особого  интереса и способностей к данной специальности.

К ситуативным мотивам относится  стремление к престижному положению  в обществе без выраженного интереса к специальности как таковой.

Кроме того, распространенным вариантом  ситуативного типа мотивации является выбор профессии под влиянием какого-либо ее представителя, личность которого оказалась для абитуриента  наиболее привлекательной. Перенос  или распространение отношения  к какой-либо личности на отношение  к будущей профессии — показатель недостаточно зрелого подхода к  ее выбору.

И наконец, ситуативным, но сильным  методом может оказаться влияние  родителей или других близких  родственников, которые на протяжении длительного времени внушают  абитуриенту мысль о том, что  он непременно должен стать юристом.

Ситуативный тип мотивации прогностически неблагоприятен, так как связан с тенденцией к разочарованию в своей деятельности, неудовлетворенности ею и как следствие этого — к формальному отношению к своим обязанностям.

3. КОНФОРМИСТСКИЙ ТИП. В этом  случае выбор профессии происходит  под влиянием референтной (т. е. субъективно высокозначимой) группы, нормы которой для человека являются главным регулятором поведения. Такой выбор осуществляется абитуриентами, как правило, без учета особенностей своей личности, ее действительной направленности, способностей. Этот вариант мотивации встречается у лиц, случайно оказавшихся на службе в органах МВД или на технической работе в органах юстиции, а также у детей представителей юридических профессий.

Конформистским типом является также мотив стремления не отстать  от сверстников (например, одноклассников), избравших данную специальность, а  также обусловленное влиянием внешней  среды стремление во что бы то ни стало получить высшее образование.

Однако к таким абитуриентам необходимо подходить дифференцированно, так как наряду с конформистскими  тенденциями у них может иметь  место и адекватная мотивация.

4. КОМПЕНСАТОРНЫЙ ТИП. Данная  мотивация встречается у лиц,  избирающих юридический путь  как область деятельности, в которой  имеется возможность преодолеть  слабые стороны своего характера  (неуверенность, тревожность, мнительность, замкнутость, переживание личной  несостоятельности, некоммуникабельность) благодаря овладению профессией, требующей проявления мужества; самостоятельности, решительности  и тому подобных качеств. 

В процессе обучения у студентов  с компенсаторным типом мотивации  отмечаются два варианта развития личности. В одних случаях обучение, а  тем более работа по специальности  не приводит их к ожидаемым результатам, а, наоборот, усугубляет переживание  ими своей несостоятельности, способствует возникновению эмоциональных срывов, плохой адаптации в среде студентов  и товарищей по работе.

В других случаях происходит гиперкомпенсация слабых сторон личности, в результате которой формируется чрезмерная тенденция к доминированию, стремление к лидерству, решительности, эмоциональная холодность, проявления жестокости. Результатом такого сочетания психических качеств бывают серьезные профессиональные ошибки и нарушения закона.

При компенсаторном типе чрезвычайно  сильно стремление достичь успеха, даже если для этого нет объективных  предпосылок; высокого интеллекта, умения вступать в контакт с людьми и  т. д.

Компенсаторный тип прогностически также неблагоприятен.

5. КРИМИНАЛЬНЫЙ ТИП. Этот тип  мотивации встречается среди  абитуриентов крайне редко, но  требует безусловного выявления.  Он характеризуется неявной антисоциальной  направленностью, как правило,  маскируемой правильными речевыми  формулировками. Эти лица стремятся  использовать юридическое образование  в своих целях, которые не  соответствуют высоким требованиям,  предъявляемым моральному облику  юриста. Для них характерны нечестность,  беспринципность, склонность к  авантюризму, стереотипность в  ответах на вопросы, знакомство  только с внешней стороной  деятельности юристов. 

При криминалистическом типе мотивации  у студента уже в период обучения в вузе имеют место нарушения  общественного порядка и поведения  в быту, правонарушения.

Приведенные выше типы мотивации поступления  в юридические вузы могут встречаться  в различных сочетаниях, поскольку  в основе любого поведения человека всегда лежит несколько мотивов.

Способности поступающего к будущей  профессиональной деятельности целесообразно  изучать, руководствуясь системой профессионально  значимых качеств личности юриста.

В области социальной деятельности от будущего юриста требуется стремление к истине и торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципиальность.

В области поисковой деятельности следует обращать внимание на наблюдательность, устойчивость и концентрацию внимания на профессионально значимых объектах.

В области коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, такт, выдержку, способность ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

В области удостоверительной деятельности наряду с развитой письменной речью  необходимо отметить способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменную картину увиденной предметной композиции.

В области организационной деятельности отмечается организованность, целеустремленность, настойчивость. К этой же сфере относится  наличие способности организатора и опыт организаторской работы.

В области конструктивной и реконструктивной деятельности следует обращать внимание на способность анализировать получаемую информацию, формирование гипотез, творческий, оригинальный подход к решению задач, проницательность.

Следует учитывать различную вариантность требований, которые практическая работа предъявляет к юристу в зависимости  от занимаемой должности, основной категории  расследуемых дел, обслуживаемой территории и т. д.

Выделение индивидуальных типов дает возможность правильно решить ряд  кадровых и производственных вопросов. Еще на студенческой скамье может  быть обеспечен индивидуальный подход к будущему молодому специалисту. Он должен занять именно то место, которое  будет наиболее соответствовать  его творческой индивидуальности.

Творческий потенциал сильных  и слабых сторон личности, реализующихся  в юридической деятельности, можно  определять по следующей методике:

сопоставление независимых характеристик: коллег по работе, преподавателей вуза, товарищей по учебной группе и  самооценки;

наблюдение на учебных занятиях и общественной работе, в ходе которого надо учитывать не только, как студент  учится, но, в первую очередь, за счет каких личностных качеств он добился  положительных результатов (например, за счет высокого уровня интеллекта, благодаря  профессиональному опыту, настойчивости, организованности и т. д.);

проверка степени развития профессиональных навыков и умений на практических занятиях и в психологической  лаборатории.

Посредством специально разработанной  методики проведения занятий по определенным темам судебной психологии, например «Методы психологического изучения личности допрашиваемого», «Методы  и способы установления психологического контакта с обвиняемым» и др., можно в большей степени стимулировать у студентов познавательную активность, содействовать развитию у них определенных профессионально значимых психических качеств.

Наряду с проблемным обучением  определенное место в развитии познавательных способностей студентов принадлежит  и программированному обучению. Оно  повышает эффективность процесса обучения, содействует развитию самостоятельной  работы учащихся и большему использованию  их познавательных свойств. Применяя технические  средства, с помощью программированного обучения можно стимулировать и  ускорять мыслительные процессы, что  повышает качество обучения, способствует формированию познавательно-активного  мышления. Оно позволяет воспитать  у учащихся не только ряд интеллектуальных качеств, но в огромной степени способствует достижению эффекта «самообучения», т. е. способности учащегося к  самостоятельному добыванию новых  знаний и их применению при решении  практических задач, что стимулирует  развитие творческой активности человека. Более того, в процессе программирования обучения у учащихся воспитываются  такие черты, как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, инициативность и др.

Так, зная, что одной из особенностей следственной деятельности является дефицит  времени, связанный с ограниченными  сроками расследования, посредством  технических средств программированного обучения студентам можно создавать  напряженный темп работы, который  развивает именно те качества ума, которые  называют «живостью ума» и которые, безусловно, необходимы следователю, а  именно: быстрая ориентировка и энергичное выполнение необходимых умственных и физических действий.

Кроме того, применяя специальные  технические средства, можно развивать  у студентов привычку быстрой  и четкой работы, способность динамически  ориентироваться в непрерывно меняющейся обстановке, воспитывать самостоятельность  в решении проблем, т. е. как раз  те качества, которые, несомненно, играют немаловажную роль в успешной деятельности.

В процессе воспитания характера будущего юриста в условиях вуза необходимо опираться на указанные общие  психологические особенности формирования характера.

Опыт работы молодых специалистов показывает, что далеко не все выпускники юридических вузов психологически подготовлены к следственной работе и обладают необходимыми профессионально  важными качествами.

Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности