Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».

Работа содержит 1 файл

юр псих.docx

— 368.75 Кб (Скачать)

Вся информация, полученная в результате поисковой и коммуникативной  деятельности следователя или дознавателя, в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные  предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь  навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

На следующем уровне следователь  выступает как организатор расследования. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей.

На следующем уровне находится  реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики, это блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный интеллект следователя. Современный следователь должен очень многое знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и педагогику, бухгалтерский учет и судебную баллистику. Это далеко не полный перечень научных дисциплин, на которые опирается специальный интеллект следователя при переработке исходной информации, выдвижении гипотез, версий и разработке планов расследования.

Завершает структуру профессиограммы социальная сторона, в которой следователь предстает как организатор борьбы с преступлениями в своем районе или на участке. Центр тяжести в борьбе с преступностью переносится им на выяснение ее причин и условий и принятия мер к их ликвидации.

Восприятие следователя всегда целенаправленно, планомерно, осмысленно. Это связано с профессиональным опытом и с особенностями мышления.

Наблюдение как определенный вид  человеческой деятельности связано  с преднамеренным восприятием предметов  и явлений внешнего мира.

Особое место в процессе наблюдения занимает установка на определенную активность, которая зависит от конкретной потребности и объективной возможности  удовлетворения.

Понятие установки тесно связано  с проблемой единства и целостности  деятельности.

Созданная следователем система определяется «выделением» им события преступления. Это более или менее образная динамическая картина событий, которая  представляет собой форму существования  версий.

Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия — то планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Чтобы оно было максимально  эффективным, надо соблюдать определенные правила. До начала осмотра важно  получить общее представление о  случившемся. Хотя первоначальная информация нередко весьма противоречива и  впоследствии может не подтвердиться, это тем не менее дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося.

Анализ успешных осмотров свидетельствует, что на первоначальной стадии у следователей, производивших этих осмотры, преобладало  симультанное (цельное) восприятие предметов  и явлений. Сукцессивные тенденции (последовательное описание «всех» предметов, попадающих в поле зрения, по часовой стрелке или против нее без попытки вычленения следов события преступления) лишали следователя творческого подхода и не создавали предпосылок для выявления наиболее важных носителей криминалистически значимой информации.

Эффективность поисковой деятельности в значительной степени зависит  от ряда личностных качеств и навыков  следователя, обеспечивающих выделение  именно тех объектов, которые являются носителями криминалистически значимой информации: выделение картины прошлого (преступного события) по следам, оставленным в настоящем.

Следующий этап — «вычленение» из окружающей среды «опорных точек» (следов насилия на трупе, следов проникновения  преступника в помещение, следов потерпевшего, оружия или его следов, орудия преступления или их следов и т. д.). Выделенные опорные точки (сигналы) включаются в «построение  контура» предполагаемого события (преступления).

Выделение контура совпадает с  выдвижением гипотезы, объясняющей  данное происшествие. Одновременно следователь  продолжает отыскивать другие опорные  точки, содержащие информацию, входящую в предмет доказывания (личность преступника и личность потерпевшего, их взаимоотношения, мотивы преступления, время его совершения и т. д.).

Все это требует высокого уровня развития наблюдательности, которая  является свойством личности и предполагает способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для  определенной цели детали в качестве «фигур» на малозначимом фоне.

Высокий уровень наблюдательности следователя обусловлен следующим:

- установкой на восприятие информации, имеющей значение для раскрытия  преступления и расследования  уголовного дела; эта установка  помогает преодолеть брезгливость (например, при осмотре разлагающегося  трупа), усталость и апатию (при  длительном безрезультатном обыске  и т. д.);

- специфическим концентрированием  внимания именно на тех объектах  и их свойствах, которые могут  дать необходимую информацию; обнаружение  следов сопротивления на трупе  потерпевшего, следов подделки при  осмотре документов, констатации  улик поведения при наблюдении  за допрашиваемым и т. д;

- длительным сохранением устойчивого  внимания, обеспечивающего готовность  всех систем следователя к  восприятию в нужный момент  необходимой исходной информации (особенно при длительных обысках,  осмотрах мест происшествия и  длительных допросах).

При анализе различных уровней  следственной деятельности, образующих ее структуру, выделяется коммуникативная  сторона. Исследование ее структуры, познание психологических закономерностей  общения в особых условиях уголовно-процессуального  регулирования дает возможность  разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда  следователя на этом уровне.

Есть большая группа профессий  «человек—человек». Это профессии  педагога и врача, актера и судьи, продавца и администратора. Следователь  относится к этой же категории. Коммуникативный  аспект в деятельности этих людей  является одним из доминирующих. Следователь, пожалуй, в первую очередь должен иметь незаурядные способности  собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.

Рассматривая допрос как беседу и взаимодействие двух людей, в силу правового регулирования их деятельности можно определить особенности ролевой  позиции каждого собеседника.

Успешное взаимодействие двух систем — следователя и допрашиваемого — зависит от психологического контакта между ними.

Глубина контакта обычно связана с  тем, на каком уровне он осуществляется. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные  параметры беседы, применяют те или  иные тактические приемы в зависимости  от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого. Одна из важнейших проблем психологии допроса — проблема регулирования тех отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим и в определенной мере влияют на разрешение последним целей допроса. Правильное решение этой проблемы зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Это — социально-психологические закономерности ролевого положения допрашиваемого и допрашивающего в возникающих в результате этого отношениях.

Допрос — это борьба за истину. Силы в этой борьбе следователю дают различные научные знания, в том  числе знание психологии.

Сущность удостоверительной деятельности заключается в переводе добытой  следователем информации в новую, преимущественно  письменную форму. Следователь получает исходную информацию в виде конкретных образов (осмотр, обыск и др.), устной человеческой речи (допрос, очная ставка и др.), а также в виде письменной речи (документы, протоколы и т. д.). Всю полученную информацию следователь после ее анализа и отбора в результате удостоверительной деятельности фиксирует в специальных, предусмотренных законом формах: протоколах, постановлениях и т. д.

Для третьего уровня характерно преобразование (перекодирование) полученной информации, т. е. устранение семантической неопределенности, что дает протокольное описание.

В последнее время в психологии высказывается мнение о том, что  знак имеет не только информационную функцию, определяемую как его связь  с обозначенным объектом, но и структурирующую, преобразующую функцию, которая  связана с воздействием на субъект. Знаки играют двоякую роль в деятельности человека: с одной стороны, они  участвуют в управлении преобразованием  объекта, с другой — организуют психическую, мыслительную деятельность субъекта. Это обусловлено еще и тем, что знак всегда функционирует не изолированно, а лишь как элемент  определенной знаковой системы.

Протокол допроса должен удовлетворять  следующим требованиям.

Язык его должен отвечать нескольким критериям: грамматическому, стилистическому  и юридическому. Он должен быть точным и достаточно понятным для тех, кто  будет читать протокол.

В протоколе следует сохранять  лексические особенности речи допрашиваемого.

Протокол должен полностью соответствовать  требованиям процессуального закона по внешнему оформлению и по самому его содержанию.

Протокол (если это рукопись) должен быть написан разборчивым почерком.

В настоящее время в следствии активно применяются средства фиксации показаний: компьютер, машинопись, магнитофонная запись, в иных случаях — стенография. Эти средства, повышая культуру следователя, одновременно требуют от него более высокого мастерства и специальных технических навыков при проведении допроса. Диктофон удобно применять при осмотре местности в плохих погодных условиях, исключающих непосредственное составление протокола (сильный мороз, дождь, ветер и т. д.), когда необходимо быстро фиксировать информацию, получаемую из различных источников (судебно-медицинский эксперт, криминалист, пожарник, кинолог, потерпевший в тяжелом состоянии).

Обладая большой процессуальной самостоятельностью, следователь сам принимает решение, реализует его, распоряжается рабочим  временем, выбирает пути и средства для раскрытия преступления и  т. п.

В соответствии с нормами уголовно-процессуального  закона официальным лидером при  взаимодействии является следователь. Закон именно его наделяет правом давать поручения, обязательные для  исполнения органами дознания; следователь  определяет самую потребность во взаимодействии, цели и направления  расследования преступления. В связи  со своим процессуальным положением следователь имеет больше шансов выдвинуться на роль фактического, делового лидера, и в этом случае в его лице официальный и неофициальный (фактический) лидеры совмещаются.

В процессе расследования по большинству  дел необходимо взаимодействие с  милицией, с ее оперативно-розыскными возможностями, специальными научно-техническими и транспортными средствами, предназначенными для закрепления следов преступления и розыска преступников.

Практика показывает, что для  раскрытия преступления умелое сочетание  следственных действий с оперативно-розыскными мероприятиями особенно важно.

Искусство расследования — это  в значительной степени умение видеть и понимать мелочи. Однако видение  отдельных деталей ничего не дает без обобщения и перехода к  событию в целом. А это требует  элементов конкретного и абстрактного в следственном мышлении, которые  позволяют воссоздать картину в  целом и увидеть отдельные  ее штрихи. Здесь работа мышления идет как минимум на двух уровнях обобщенности, а при их отсутствии (т. е. при наличии  лишь одного уровня обобщенности) истинного  понимания нет.

Талантливого следователя характеризуют:

- экономное (симультанное) вычленение  криминалистически значимой информации на месте происшествия и в других условиях;

- быстрый перевод (перекодирование)  этой информации в знаковую  систему криминалистических понятий; 

- переработка полученной информации  в закодированном виде, создание  гипотез; 

- проверка выдвинутых гипотез  путем раскодирования информации  на предметном уровне, а также  построение при подтверждении  гипотезы версии в закодированном  виде и создание на ее основе  плана расследования;

- высокий уровень самопроверки: детекция ошибок, заключающаяся в периодическом сопоставлении выдвинутой версии с реальными обстоятельствами (для этого необходим механизм перекодирования, раскодирования и быстрого перехода от одной кодовой системы к другой, а также на уровне: «предмет—образ предмета—знак—предмет»).

Личность следователя формируется  под воздействием ряда социальных систем: сначала это семья и школа, затем система профориентации, профконсультации, система различных добровольных организаций, оказывающих помощь правоохранительным органам (народные дружины, общественные помощники следователя и т. д.), система профотбора, обучения и воспитания в юридическом вузе и, наконец, система стажировки молодого специалиста в следственном органе.

Краткие юридические профессиограммы .

Судья .

Профессия судьи является одной  из наиболее сложных юридических  профессий. В его деятельности реализуется  значительное количество специальных  качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему, органически  входят в структуру личности судьи  и определяют его творческий потенциал  и индивидуальный стиль деятельности.

Основатель судебной этики А. Ф. Кони, не особенно веря в возможность  реализации в судах царской России изложенных им нравственных начал при  осуществлении правосудия, утверждал, что им принадлежит в будущем  первостепенная роль в исследовании условий и обстановки судебного  процесса. Он надеялся, что «центр тяжести  учения о судопроизводстве перенесется  с хода процесса на этическую и  общественно-правовую деятельность судьи  во всех ее разветвлениях».

Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности