Сферы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:32, реферат

Описание работы

В сфере материального производства предприниматель может ориентироваться на построение предприятий, которые будут изготовлять средства производства (машины, станки, оборудования, транспортные средства, здания, сооружения, дороги и т.п.) или предметы потребления (одежда, обувь, продукты питания, предметы широкого потребления: посуда, стиральные машины и т.п.). Основными областями народного хозяйства есть промышленность, сельское хозяйство, строительство, рыболовство, лесное хозяйство, грузовой и пассажирский транспорт, связь (радио, телевидение, телефон, телеграф, почта), общественное питание и др.

Работа содержит 1 файл

сферы предпринимательской деятельности.docx

— 28.88 Кб (Скачать)

 

  1. сферы предпринимательской деятельности

Выбор конкретной сферы предпринимательской  деятельности связан с делением народного  хозяйства на сферы и области, а также с ограничениями государства  относительно определенных видов деятельности.

Двумя основными сферами  для занятия предпринимательской  деятельностью есть материальное и  нематериальное производство (или сфера  услуг).

В сфере материального  производства предприниматель может  ориентироваться на построение предприятий, которые будут изготовлять средства производства (машины, станки, оборудования, транспортные средства, здания, сооружения, дороги и т.п.) или предметы потребления (одежда, обувь, продукты питания, предметы широкого потребления: посуда, стиральные машины и т.п.). Основными областями  народного хозяйства есть промышленность, сельское хозяйство, строительство, рыболовство, лесное хозяйство, грузовой и пассажирский транспорт, связь (радио, телевидение, телефон, телеграф, почта), общественное питание и др.

Согласно принятой в развитых странах классификации в сфере  услуг предоставляются услуги материально-производственного  и нематериального (невещевого) характера.

К услугам материально-производственного  характера, предоставлением которых  может заняться предприниматель, принадлежат:

1) часть услуг транспорта, торговли, связи;

2) материальные услуги  населению (химчистка, стирка, ремонт  и обслуживания автомобилей, электроприборов,  часов, мебели, одежды, обувь, ювелирных  изделий и др.);

3) гостиничные услуги;

4) услуги по производству  и обращению (организация и  отладка управления производством:  создание предприятий, приватизация, переход на другие формы собственности  и организационно-правовые формы,  аудиторские услуги и т.п.);

5) разнообразные научно-исследовательские  и вспомогательные лаборатории,  проектно-конструкторские бюро; агентства  по прокату оборудования: перепечатывание  и стенография, проектирование  интерьеров, изготовление и украшение  витрин и много других.

К услугам нематериального (невещевого) характеру относят услуги в сфере науки, образования, здравоохранения, хозяйственного использования недвижимости, страхование, юридические услуги и  др. Так, в сфере науки мелкие и  средние узкоспециализированные предприятия  могут выполнять такие операции:

1) осуществлять специальные  расчеты для крупных компаний, составлять программы для ЭВМ,  разрабатывать отдельные части  инженерных проектов;

2) производить лабораторные  и стендовые испытания (фиксировать  выполненные работы в форме  патентов);

3) выдвигать новые идеи, осуществлять открытие и изобретения,  предлагать «ноу-хау» (совокупность  технических знаний и производственного,  коммерческого опыта, соответствующей  информации, необходимых для изготовления  определенного изделия; неопубликованные  изобретения, которые используют  в лицензионных соглашениях и  др,). Информацию наподобие «ноу-хау»  передают в форме черчений, проектов, схем, технико-экономических обоснований,  методик, расчетов и т.п..

Полнее перечень разных видов  работ, услуг будет приведено  дальше при рассмотрении порядка  получения лицензий на осуществление  отдельных видов деятельности.

В развитых странах мира в  сфере услуг заняты почти 75% трудоспособного  населения, что свидетельствует  о лучших возможностях создания в  этой сфере собственного дела. В  сфере услуг вообще нужны меньшая  сумма начального (стартового) капитала для создания предприятия, во многих случаях для этого можно использовать собственные дома и квартиры, меньшая  необходимость специфических знаний (о технологии производства, способы  управления и т.п.).

Как показал опыт формирования предпринимательской деятельности , наибольшая проблема для предпринимателей - дефицит финансовых ресурсов для  организации собственного дела. Важными  преградами является также отсутствие помещений и оборудования, недостаток квалифицированного персонала, трудности  с приобретением необходимых  сырья и материалов, недостаточная  собственная квалификация, трудности  в доступе к информации.

Важным элементом предпринимательской  идеи есть знания и умение выбрать  найболее оптимальную организационно-правовую форму предпринимательской деятельности. Для этого необходимо знать основные из этих форм, их положительные стороны  и недостатки, условия формирования уставного фонда и т.п..

В сфере материального  производства предыдущими условиями  правильного выбора организационно-правовой формы предприятия есть проведения маркетингового исследования - важнейшего звена технологии определения преимуществ  создаваемого предприятия.

Для достижения успеха в предпринимательской  деятельности главная задача маркетинга — найти место для предприятия  на рынке. Наилучшим вариантом такого поиска являются выявлениt еще не освоенного конкурентами рынка. С этой целью  предварительно проводят сегментацию  рынка.

Сегментация рынка — деление  его на отдельные части (сегменты) в зависимости от типа потребителей, товаров, конкурирующих предприятий  и других факторов (демографических, географических, экономических, на основе поведения потребителя и др.).

Важными объектами сегментации  является наличие конкурирующих  предприятий на рынке или отдельных  групп товаров и услуг и  потребителей. При осуществлении  сегментации рынка маркетолог старается  найти такую группу потребителей, нужды которых постоянно будут  возрастать, а предприятие сможет их наиполнее удовлетворить и  на этой основе обеспечить стабильный рост прибылей. Такой сегмент рынка  называют рыночной нишей. Занять такую  нишу - означает выбрать отдельный  вид предпринимательской деятельности, направленный на изготовление новых  товаров и услуг по целью удовлетворения нужд определенного круга потребителей и присвоение на этой основе прибылей.

При изучении рынка важнейшим  объектом сегментации является потребитель  и его поведение на рынке товаров  и услуг в зависимости от побудительных  средств маркетинга. К ним принадлежат  товар или услуга, цена на них, способы  реализации и стимулирование сбыта. В зависимости от этого формируется  отношение к определенным вещей  или услугам, которое должен знать  маркетолог, чтобы сделать вывод  о вероятности их купли в будущем. В случае необходимости улучшают качество товара, дизайн и т.п..

Виды предпринимательства 

Виды предпринимательства  зависят от направленности предпринимательской  деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов. Выделяют следующие виды предпринимательства:

производственное;

коммерческо-торговое;

финансово-кредитное;

страховое;

посредническое.

Производственное предпринимательство  — это процесс производства конкретных товаров, осуществления работы и  оказания услуг для их реализации потребителям (покупателям). Производственное предпринимательство осуществляется в материальной сфере. Соответственно выделяется предпринимательство по подотраслям (например, в промышленности организуется предпринимательская  деятельность в машиностроении, станкостроении и т. д.).

С народнохозяйственной точки  зрения производственное предпринимательство  — самый важный и определяющий вид предпринимательства, так как  в производственных организациях (фирмах, компаниях, предприятиях) осуществляется производство продукции и товаров  массового потребления. Все виды товаров, работ и услуг для  конкретных потребителей (населения, предпринимательских  фирм, государства) производятся субъектами производственного предпринимательства.

Производственное предпринимательство  в России — наиболее рисковое занятие. Риск нереализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в  производственной сфере.

Коммерческо-торговое предпринимательство  — основной вид российского предпринимательства. Предприниматель здесь выступает  в качестве непосредственного торговца, доводя готовые товары до конкретных потребителей. Для успешного занятия  этим видом предпринимательства  необходимо досконально знать неудовлетворенный  спрос потребителей, быстро реагировать  на изменения спроса, предлагая соответствующие  товары или их аналоги. Торговое предпринимательство  более мобильно, так как непосредственно  связано с конкретными потребителями. Для его развития необходимы как  минимум два условия; относительно ус­тойчивый спрос на продаваемые  товары (поэтому необходимо хорошее  знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что  позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую  прибыль. Торговое предпринимательство  связано с относительно высоким  уровнем риска (особенно при организации  торговли промышленными товарами длительного  пользования).

В финансово-кредитном предпринимательстве  предметом купли-продажи выступают  ценные бумаги (акции, облигации и  др.), валюта и национальные деньги. Этот вид предпринимательства осуществляется через коммерческие банки, финансово-кредитные  компании, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская  деятельность банков и других финансово-кредитных  организаций в России регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и  нормативными актами Центрального банка  и Минис­терства финансов Российской Федерации.

При страховом предпринимательстве  страховые организации в соответствии с законодательством и договором  страхования гарантируют страхователям  возмещение ущерба от потери имущества, утраты здоровья, жизни и других видов потерь. При заключении договора страхования страховые компании получают соответствующую плату, то есть компенсируют свои издержки, ве­роятность риска и получения прибыли. Страховое  предпринимательство — один из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время страховая компания дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) на получение ими компенсации  при наступлении в их деятельности страхового случая, что является одним  из условий развития в стране цивилизованного  предпринимательства.

Посредническая предпринимательская  деятельность — это вид предпринимательской  деятельности, при котором субъекты экономической деятельности непосредственно  не производят и не продают товары, а выступают в качестве посредников  между производителями и потребителями. Посредник – это лицо (юридическое  или физическое), представляющее интере­сы  производителя или потребителя, но само таковым не являющееся. Посредники могут вести предпринимательскую  деятельность самостоятельно или выступать  на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций  на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере — коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская  деятельность в значительной мере рискованна, поэтому предприниматель-посредник  всегда должен учитывать степень  риска при осуществлении посреднических операций.

В зависимости от предмета деятельности выделяются и такие  виды предпринимательства, как консалтинг, образовательная деятельность, предоставление банковских услуг и т. д.

  1. Производственное предпринимательство

 Виды предпринимательской  деятельности. Предпринимательская  деятельность весьма разнообразна. Поскольку любой бизнес в той  или иной степени связан с  основными фазами воспроизводственного  цикла — производством продукции  и услуг, обменом и распределением  товаров, их потреблением —  можно выделить следующие виды  предпринимательской деятельности: производственное предпринимательство,  коммерческое, финансовое.

Кроме этого, в последние  десятилетия во всех экономически развитых странах мира выделяется, обосабливается такой самостоятельный вид предпринимательства, как консультативный (консалтинг).

В то же время каждый из названных  видов предпринимательства распределяется на некоторое число подвидов. В  общем представлении существующие виды и подвиды предпринимательства  можно представить в виде схемы 2.1.

Производственное предпринимательство  можно назвать ведущим видом  предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. Однако именно эта  сфера деятельности при переходе к рыночной экономике претерпела наибольшие негативные изменения: распались  хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое  обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий.

 

к производственному предпринимательству  относится инновационная, научно-техническая  деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой  предприниматель, вознамерившийся  заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие  конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее этот предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для  выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может  служить контракт, заключенный между  предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет  свести к минимуму предпринимательский  риск. В противном случае предприниматель  начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся  рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надежной гарантией и в последующем, при необходимости, может быть оформлена  в виде контракта, сделки. Значительно сложнее положение в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок.

Информация о работе Сферы предпринимательской деятельности