Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития предпринимательской деятельности в сфере туризма.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
изучить сущность, характерные черты и виды предпринимательской деятельности;
рассмотреть формы и направления предпринимательской деятельности в туристском бизнесе;
проанализировать проблемы развития предпринимательства в сфере туризма;
найти и рассмотреть перспективы развития туристской предпринимательской деятельности.

Содержание

1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности
1.1 Сущность предпринимательской деятельности и ее характерные черты
1.2. Виды предпринимательской деятельности
2. Туризм как особый вид предпринимательства
2.1. Формы и направления предпринимательской деятельности в туристском бизнесе
2.2. Проблемы развития предпринимательства в сфере туризма
2.3. Перспективы развития туристской предпринимательской деятельности

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 102.26 Кб (Скачать)

       Министерство  образования и науки Российской Федерации

       ФГОБУ ВПО «Тверской государственный технический университет»

       Гуманитарный  факультет 

       Кафедра социологии и социальных технологий 
 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ПРЕДМЕТ: ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЛЬСТВО

ТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 
 
 

                    Выполнила:

                    Советова  Я. К.

                    студентка II курса группы СКСТ 0911 

                                                                                                              Научный руководитель:

                    ст. преп. каф. ССТ

                    Иванова Елена Сергеевна 
                     

Защита  состоялась 

 «         »                                2011  г. 

Оценка: 

Члены комиссии: ________________ (расшифровка подписи)

                             

                                _______________ (расшифровка подписи) 
 

       Тверь — 2011 

       СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретические  аспекты предпринимательской деятельности

1.1 Сущность предпринимательской  деятельности и ее характерные черты………………………………………………………………………………5

1.2. Виды предпринимательской деятельности……………………………….16

2. Туризм как  особый вид предпринимательства

2.1. Формы и направления предпринимательской деятельности в туристском бизнесе…………………………………..……………………………………….28

2.2. Проблемы  развития предпринимательства в сфере туризма…………….39

2.3. Перспективы развития туристской предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………………55

Список  использованных источников................................................................57 
 
 

 

       

       ВВЕДЕНИЕ 
 

       Мировой опыт показывает, что малый бизнес - это важный элемент рыночной экономики, который влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Уровень  развития малого бизнеса в России значительно отстает от развития данного сектора в промышленно  развитых странах и явно недостаточен с точки зрения потребностей настоящего периода в Российской Федерации [18].

       В сложившихся условиях значительная роль в решении проблемы развития малого предпринимательства отводится  сфере услуг, и в частности  индустрии туризма, которая может  стать реальной возможностью для  развития малых форм хозяйствования, так как она имеет большой  потенциал для привлечения предпринимательских  ресурсов, не требует таких больших  капиталовложений, как, например, промышленность, и является индустрией номер один по созданию рабочих мест. Учитывая неоспоримый туристский потенциал  нашей страны и неразвитость туризма  в настоящее время, приложение капитала именно в эту индустрию является сейчас чрезвычайно актуальным [29].

       Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития предпринимательской деятельности в сфере туризма.

       Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

    1. изучить сущность, характерные черты и виды предпринимательской деятельности;
    2. рассмотреть формы и направления предпринимательской деятельности в туристском бизнесе;
    3. проанализировать  проблемы развития предпринимательства в сфере туризма;
    4. найти и рассмотреть перспективы развития туристской предпринимательской деятельности.

       Сущность, характерные черты и виды предпринимательской  деятельности выявляли такие авторы, как Райзберг Б. А. [1], Борисов Е. Ф. [2], Пиндайк Р. [3], Бусыгин А. В. [7], Колчина Н. В. [8], Шевченко И. К. [9], Крутик А. Б. [10], Копылова А. М. [11], Кузнецов Ф. В. [12], Андерс О. [13], борисов С. [14], Аборнева О. [15], Вольский А. [16], Русаков М. С. [17], Станиславчик Е. [19], Гуринович М. [20], Винская В. [21].

       Формам  и направлениям предпринимательской  деятельности в туристском бизнесе   посвящены работы Александровой  А. Ю. [24], Барчуюва Н. С. [25], Борисова К. Г. [26], Свиридова К. С. [32], Гуляева В. Г. [34].

       Проблемы развития предпринимательства в сфере туризма изучали такие авторы как Пономарёв А. Е. [4], Вахмистров В. П. [27], Губеню Н. Н. [28], Писаревский Е. Л. [31], Гуляев В. Г. [35].

       О перспективах развития туристской предпринимательской деятельности писали Егоров С. [18], Ковалев Д. [29], Гуляев В. Г. [36], Купер К. Х. [37], Морозов Ю. П. [39].

       Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников. 

 

       
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
       
    1. Сущность  предпринимательской  деятельности и ее характерные черты
 
 

       Рыночные  отношения порождают у многих граждан естественное стремление иметь «свое дело», с помощью которого они приумножат свою собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности - предпринимательства.

       Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться [1].

       В Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли [2].

       Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая  хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами [3].

       Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него. Субъектами предпринимательства могут быть:

    1) граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;

    2) граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;

    3) объединения граждан (партнеры).

       Статус  предпринимателя приобретается  только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.

       Из  этого следует, что предпринимательская  деятельность осуществляется в двух формах:

    1. самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность),
    2. руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора [7].

       Собственник имущества не имеет права вмешиваться  в деятельность предпринимателя после заключения договора с управляющим (предпринимателем) за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и законом.

            В соответствии с законом «О  предприятиях и предпринимательской деятельности» предприниматель (руководитель) имеет право:

    1. привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
    2. самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами;
    3. осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
    4. осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;
    5. нанимать и увольнять работников от имени собственника предприятия.

       По  всем пунктам предприниматель обязан организовать деятельность в соответствии с законодательством РФ и заключенными им договорами и нести ответственность по закону за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью [7].

       Формула предпринимательства проста: получение  максимальной прибыли при минимальном риске. Однако ее реализация осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела. Эта неопределенность, с одной стороны, обусловливается рыночными отношениями (будут ли признаны на рынке предложения бизнесмена), а с другой - динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос). Предприниматель непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он непрерывно совершенствует технологию своего производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в среде его действия [8].

       Французский экономист Ж.Б.Сей еще в 1800 г. заметил, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности.

       Вместе  с тем предпринимательство, как  и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность.  Если  исходить  из назначения предпринимательской деятельности, а именно постоянный поиск нового, постоянное улучшение положения предприятия, то, очевидно, что оно не может опираться только на классическую экономическую теорию, которая дает пути оптимизации того, что уже есть, т.е. оно концентрируется на вопросах извлечения максимальной прибыли из наличных ресурсов и достижения равновесия [9].

       И в этой связи необходимо вспомнить американского ученого Питера Ф.Друкера о том, что теоретической основой предпринимательской деятельности является экономическая теория динамического неравновесия.

       Родоначальником этой теории был Шумпетер, который  в своей книге «Теория экономической  динамики» (1911 г.) отказался от традиционной экономической теории и утверждал, что «нормой» здоровой экономики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора-предпринимателя, которая направлена на создание нового потребительского спроса, на получение чего-то иного, отличного от предыдущего, обеспечивающего качественно более полное удовлетворение потребностей. Правда, последнее не всегда означает что-то совершенно новое. Оно, как правило, основывается на уже известной потребительской стоимости (товаре или услуге), но, внедрив новую технологию, повысив отдачу на капиталовложения, предприниматель создает новый рынок и нового потребителя. Примером этого является сеть ресторанов Макдональдс, деятельность которых является чистым предпринимательством. Мы здесь имеем положение, при котором спрос на эту продукцию вырос до такой степени, что образовалась особая «рыночная ниша» [9].

Информация о работе Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере туризма