Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития предпринимательской деятельности в сфере туризма.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
изучить сущность, характерные черты и виды предпринимательской деятельности;
рассмотреть формы и направления предпринимательской деятельности в туристском бизнесе;
проанализировать проблемы развития предпринимательства в сфере туризма;
найти и рассмотреть перспективы развития туристской предпринимательской деятельности.

Содержание

1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности
1.1 Сущность предпринимательской деятельности и ее характерные черты
1.2. Виды предпринимательской деятельности
2. Туризм как особый вид предпринимательства
2.1. Формы и направления предпринимательской деятельности в туристском бизнесе
2.2. Проблемы развития предпринимательства в сфере туризма
2.3. Перспективы развития туристской предпринимательской деятельности

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 102.26 Кб (Скачать)
  1. Экскурсионное обслуживание туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в экскурсионных услугах. Экскурсионное обслуживание является частью комплексной туристской услуги. Экскурсия — форма познания и расширения кругозора путем посещения достопримечательных объектов.

       Экскурсионное обслуживание относится к производственной сфере бизнеса, здесь создаются  и реализуются туристам экскурсионные  услуги. Прибыль рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации экскурсионных  услуг.

       Экскурсионные учреждения в чистом виде создаются  крайне редко. Наиболее часто экскурсионные  услуги предоставляются туристам в  комплексе с другими видами обслуживания в рамках деятельности туроператоров  или турагентств. Это обусловлено  низкой стоимостью экскурсионных услуг, что предопределяет целесообразность рассматривать их как дополнительное обслуживание.

       В настоящее время экскурсионное  дело интенсивно развивается в нашей  стране. Это вызвано развитием  внутреннего и въездного туризма. Создаются новые маршруты, растет спрос на познавательные туры, появляются новые программы экскурсионного обслуживания. Следует отметить некоторое  развитие методической и технической  базы экскурсионного дела: применяются  новые приемы и способы ведения  экскурсий, совершенствуется техническое  обслуживание экскурсионной деятельности [25].

  1. Организация досуга туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в развлечениях. Туризм и досуг — два неразрывно связанных понятия. Индустрия развлечений относительно молодой и интенсивно развивающийся элемент социально-культурного сервиса и туризма. Индустрия досуга формирует личные и общественные потребности, выполняет функции воспитания, обучения, повышения культурно-образовательного уровня и организации отдыха людей.

       Организация досуга относится к производственной сфере бизнеса. В данной области  создаются и реализуются туристам услуги развлечения (участие в аттракционах, просмотр кинофильмов и др.). Прибыль  рассчитывается на основе разницы между  себестоимостью и выручкой от реализации услуг развлечения.

       Для учреждений досуга (цирков, зоопарков  и др.) характерна коллективная форма  бизнеса.

       В связи с особенностями туруслуг предпринимательская деятельность туристских организаций может быть лишь условно отнесена к определенному виду.

       Так, деятельность туроператоров в большинстве  случаев создает организационную  подготовку турпродукта и его  частичное производство и продвижение  к потребителю. Поэтому деятельность туроператоров можно условно  отнести к производительному  предпринимательству [34].

       Таким образом, основными формами турбизнеса является: классический и инновационный. Основные его направления: туроперейтинг,  турагенстская деятельность, гостиничное обслуживание, предоставление услуг общественного питания, транспортное обслуживание, организация досуга, бизнес-обслуживание, оздоровительное, образовательное, спортивное и экскурсионное обслуживание туристов.

       Подводя итоги, можно сказать о том, что туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей. При этом огромную роль играет развитие предпринимательской деятельности в туризме. 
 
 
 

       2.2. Проблемы развития  предпринимательства  туристической деятельности 
 
 

       Основной  формой предпринимательства в туризме  – это малый бизнес. Ему присущи  все признаки, свойственные предпринимательству  в целом. Проблемы турбизнеса делятся  на 2 категории:

    1. связанные с  проблемами предпринимательства;
    2. связанные с развитием предпринимательства в туризме.

       Верно то утверждение, что колоссальный потенциал  малого бизнеса не использован в  России, не смотря на то, что о нем  много говорят. Это обстоятельство не просто неправильно, это обстоятельство чрезвычайно опасно и для экономики  и для социально-политической и  даже для культурной стабильности государства. За последние 5-7 лет в этом сегменте рынка почти ничего не изменилось (все также идет падение числа  малых предприятий), за исключением  мобилизации сил, активно противостоящих малому предпринимательству [4].

       Туристское  предпринимательство находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, деятельность малого бизнеса носит инновационный характер. Исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий [27].

       В целом, уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в социально-экономических и промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах - членах Евро Союза - не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 и 23 малых предприятий соответственно.

       Самые важные факторы – причины, обусловливающие  сегодняшнее развитие малого предпринимательства, это: несовершенство российской политики (власти на всех её уровнях), которая противоречивым образом является одновременно и движущей силой, и тормозом развития малых предприятий; слабость конкурентной политики; несовершенство законодательства; приоритет неформальных норм российского бизнеса. Движущая сила российской политики состоит в наличии элементов рыночной среды, а тормоз политики – в отторжении этих элементов. В этом и есть главная идея исследования [27].

       Таким образом, именно от дальнейших действий со стороны государства зависит  будущее малого предпринимательства. Нельзя и отрицать тот факт, что  последнее время заметно улучшается позиция государства по отношению  к малому бизнесу, но наблюдается  это лишь в некоторых отдельных  крупных районах, областях страны, то есть от органов местного самоуправления. Так, например, в некоторых районах  состоялись конференции «Проблемы  и перспективы развития малого предпринимательства», в результате которых были созданы  различные модели поддержки малого бизнеса. Но как говорят сами предприниматели  малого бизнеса, «… это лишь фарс, на самом же деле властей интересуют лишь сети, причем не только в продовольственной  сфере». Соответственно для разработки эффективных, оптимальных и адекватных методов поддержки и развития малого бизнеса необходима информация о конкретных проблемах и барьерах в развитии этого бизнеса, так  сказать «из первых уст». Не смотря на множество проведенных исследований, в их основе порой лежат не те аспекты [28].

       Как отметил губернатор Челябинской  области Петр Сумин «Малый бизнес перестает мыслить масштабами ларька, - и добавил: - с малым бизнесом надо дружить». Но в тоже время как он и правильно заметил: «Малое предпринимательство «дружить» с областными и городскими властями, муниципалитетом и крупным бизнесом готово лишь на взаимовыгодных условиях», тогда дело остается за малым, создать такие условия. А узнать о них мы можем, лишь изучив малое предпринимательство изнутри, как уже говорилось «из первых уст».

       Проведенный анализ различных исследований и  документов (таких авторов, как Радаев В. В., Шереги Ф. Э., Чепуренко А. Ю., Маркс. К. и многих других) позволяют утверждать, что для создания эффективной  системы поддержки малого предпринимательства  необходим целый ряд условий. Среди них: радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация  административно-разрешительной и  контролирующей практики, то есть отсутствие административных барьеров; обеспечение  безопасности и защиты личности, собственности; финансово-имущественная поддержка, необходимая для обеспечения  малого предпринимательства производственными  площадями, земельными участками и  оборудованием, финансовыми средствами (бюджетными), создание условий и  механизмов для привлечения частных  отечественных и иностранных  инвестиций в сферу малого бизнеса  и многое другое [31].

       Как уже говорилось, эффективность развития малого бизнеса приобретает все  большую актуальность, ведь именно этот сектор способен дать сегодня  импульс интенсивному подъему экономики  и культуры страны. Таким образом, необходимо выделить первоочередные меры:

       Во-первых, минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики, то есть отсутствие административных барьеров, ведь именно эти проверки которые  не дают «вздохнуть» малому бизнесу  его «душат», почти в начале пути. Чиновники особенно заинтересованы не только в том, чтобы существовало как много больше процедур контроля, но чтобы они по возможности были плохо прописаны и противоречили  друг другу. Они не очень заинтересованы в наличии публичного контроля за своей работой, отсюда – непрописанность регламентов о своей деятельности, «засекречивание» информации, опора на подзаконные акты.

       Во-вторых, необходимо открытие центров содействия малому предпринимательству, которые  должны оказывать бесплатные консультационные, юридические услуги. В результате изучения опыта других городов России необходимо создание единой модели поддержки  малого бизнеса.

       В-третьих, целью государственной поддержки  малого предпринимательства на территории России должно быть создание необходимых  условий для развития высокопроизводительных конкурентоспособных субъектов  малого предпринимательства при  эффективном использовании государственных  финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, выделяемых в соответствии с программами  поддержки предпринимательства [35].

       Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства  определяются как внутренними, так  и внешними причинами, условиями  функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство  неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  малых и средних предприятий. Практика деятельности малых фирм свидетельствует  о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В  современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает  о коммерции. Нередко владелец малой  фирмы имеет слишком мало опыта  в управлении специфическими структурами  бизнеса. Шансы фирмы на успех  повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном  владельце, приносят более высокий  и стабильный доход, чем фирмы, которые  часто меняют владельцев. В ходе исследований отмечается, что преуспевают  те малые предприниматели, которые  много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса [28].

       В настоящее время индустрия туризма  в России переживает пик своего развития, за счет расширения политических, экономических, научных и культурных связей с  другими государствами, а также  увеличения инвестиций в данную сферу  экономики.

       Эти обстоятельства привлекают, с одной  стороны, иностранных бизнесменов  к вложению денег в развитие туристской инфраструктуры, а с другой - потенциальных  иностранных гостей к визитам  в Россию.

       При выборе региона посещения любой  турист руководствуется рядом принципов:

  1. он хочет быть уверен, что ему гарантируется личная безопасность и сохранность его багажа;

    2) он хочет, чтобы в нем видели желанного гостя, чтобы был обеспечен надлежащий сервис и дружественный прием:

    3) он хочет знать, что нового, интересного, до сих пор ему неизвестного, он может увидеть;

    4) он хочет знать, какие туристские товары и сувениры он может купить в посещаемой стране, чтобы в его памяти осталось посещение данного региона, и появилось желание посетить его вторично [31].

Информация о работе Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере туризма