Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития предпринимательской деятельности в сфере туризма.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
изучить сущность, характерные черты и виды предпринимательской деятельности;
рассмотреть формы и направления предпринимательской деятельности в туристском бизнесе;
проанализировать проблемы развития предпринимательства в сфере туризма;
найти и рассмотреть перспективы развития туристской предпринимательской деятельности.

Содержание

1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности
1.1 Сущность предпринимательской деятельности и ее характерные черты
1.2. Виды предпринимательской деятельности
2. Туризм как особый вид предпринимательства
2.1. Формы и направления предпринимательской деятельности в туристском бизнесе
2.2. Проблемы развития предпринимательства в сфере туризма
2.3. Перспективы развития туристской предпринимательской деятельности

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 102.26 Кб (Скачать)

       В рамках сектора малых и средних  предпринимательств выделяются следующие категории:

       1) микро предприятия - до 9 работников;

       2) малые предприятия - 10-99 работников;

       3) средние предприятия - 100 - 499 работников.

       Размерность предприятий зависит от вида их деятельности. Второй критерий:

    1. показатель годового оборота или объема капитала. Кроме того, в некоторых странах используют дополнительные критерии, такие, как участие в капитале другой фирмы (не менее 1/3) или объем годового дохода. Итак, очевидно, что в большинстве случаев, когда речь идет о малом предприятии, имеется в виду его размер, который устанавливается на основе показателя численности работников, стоимости основных производственных фондов или оборота капитала. Советское законодательство устанавливало для МП два критерия - численность и объем хозяйственного оборота. Постановление Совмина РСФСР № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», принятое 18 июля 1991 г., оставило в силе только критерий численности работников.

       Главным для малого предприятия является правильное определение направления  деятельности. Выбор преобладающего вида деятельности, по которому будет  определена отраслевая принадлежность предприятия, - не формальный акт. От правильного  выбора зависит многое .

       Во-первых, появляется возможность получения  определенных налоговых льгот; во-вторых, от выбора преобладающего вида деятельности и, соответственно, отраслевой принадлежности предприятия будут зависеть и  максимально допустимые размеры  тех параметров, по которым предприятие  относится к разряду малых [20].

       Таким образом, видами предпринимательской деятельности являются: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, посредническое, страховое.

       Предпринимательство нуждается в обязательной поддержке со стороны государства. Государственная политика поддержки МСП в разных странах складывается под влиянием различных факторов, например, обеспеченности данной страны производственными ресурсами, реальной степени участия МСП в хозяйственной деятельности и наличии опыта предпринимательства. Сравнивая политику в отношении к малому предпринимательству в промышленно развитых странах можно сделать некоторые обобщения. Наиболее четкая и проработанная позиция государства в отношении МСП наблюдается в США, Германии, Франции и Японии. Обобщая опыт регулирования государством малого бизнеса можно сказать следующее. В большинстве стран применяется следующее сочетание мер:

       1) льготное налогообложение;

       2) формирование благоприятной правовой среды;

       3) финансовое и материальное обеспечение программ поддержки МП.

       Формирование  благоприятной правовой среды включает в себя следующие меры:

       1) упрощение процедуры регистрации МП;

    2) проведение различных курсов обучения, бизнес школ, бизнес семинаров;

       3) консультирование и информационная поддержка малого бизнеса;

       4) техническая помощь и предоставление помещения;

       5) улучшение доступа МП к государственным поставкам и контрактам.

       Поддержка малого бизнеса со стороны государства  преследует следующие цели:

    1) Борьбу с монополизмом и формирование рациональной отраслевой структуры, ограничение монопольных тенденций в экономике для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке путем ориентации экономики на ресурсосбережение;

    2) Решение социальных проблем силами самого населения;

    3) Обеспечение структурной перестройки экономики на основе ускорения НТП [21];

       В нашем государстве осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Первым шагом правительства страны, направленным на развитие малых предприятий и  создания для них необходимых  условий деятельности, явилось принятое Комиссией по совершенствованию  хозяйственного механизма Положение  об организации деятельности малого государственного предприятия (1989 г.), в котором предусмотрен упрощенный порядок создания малых предприятий государственными предприятиями и организациями [21].

       Главная задача государственных органов - это  координация всех структур в данной области деятельности, разработка предложений  по содействию малым предприятиям, проведение анализа и оценки различных  программ развития малого бизнеса, в  том числе инновационных и  инвестиционных, организация и изучение новых форм предпринимательства, разработка рекомендаций по привлечению иностранных  инвестиций. Большая ответственность, в выполнении этих задач ложится  на региональные органы, или так  называемые региональные фонды. Органы исполнительной власти для работы в  сфере малого предпринимательства  действуют в более чем 50 субъектах  Российской Федерации. В более чем 70 региональных органах созданы  фонды поддержки малого предпринимательства, а также фонды поддержки предпринимательства  и ремесел, Ставропольского края, Самарской, Пензенской, Оренбургской. Органы государственной власти усилили  внимание к проблемам институциональных  преобразований, направленных на ускорение  развития предпринимательства. Это  нашло отражение в ряде законодательных  актов Российской Федерации. Произошли  некоторые позитивные изменения  в области финансово-экономической  и информационной поддержки российского  малого предпринимательства, формирования его инфраструктуры [20].

       Принят  указ Президента РФ № 491 от 04.04.96 г. «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации», который предусматривает:

    1) выделение квоты в размере 500 млрд.руб. на предоставление кредитов субъектам малого предпринимательства по представлению Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и соответствующих региональных фондов;

    2) предоставление государственных гарантий на сумму не менее 200 млн. долл. США ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства;

    3) перечисление в 1996 г. 150 млрд. руб. Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства для его формирования и предоставления гарантий на получение кредитов субъектам малого предпринимательства;

    4) предусмотрено ежегодно, начиная с 1997 г. в федеральном бюджете выделение государственных льготных инвестиционных кредитов в размере не менее 500 млрд. руб. на поддержку малого предпринимательства

    5) ежегодно, начиная с 1997 г., в бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации направление не менее 40% средств на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства [20].

       Практически начала действовать единая система  поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Государственный  комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды  и центры поддержки предпринимательства. Многие субъекты Российской Федерации  разработали и выполняют региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства. Осуществляется финансовая поддержка малых предприятий  за счет средств специализированных фондов. Вводятся льготы по местным  налогам, выделяются средства из местных  бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Образованы и действуют  агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, бизнес инкубаторы, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство [21].

       Развивается также международное сотрудничество стран СНГ по вопросам поддержки  малого предпринимательства. Правительство  разработало основные направления  развития малого предпринимательства  в России и его государственной  поддержки. Основное значение приобретает  не количество предприятий малого бизнеса, а структура, устойчивость и эффективность  малых предприятий как важнейшего фактора процесса экономической  и социальной стабилизации. Доля малого предпринимательства в создании валового национального продукта должна приблизиться к 20-25% [21].

       Таким, образом, предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. Малое предпринимательство является одним из перспективных видов бизнеса для развития в различных отраслях, в том числе и в туризме, поэтому государство так активно вкладывается в данный вид деятельности. В этой области предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг. Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица.

       В поддержку предпринимательства, государства большинства стран применяют следующее сочетание мер:

       1) льготное налогообложение;

       2) формирование благоприятной правовой среды;

       3) финансовое и материальное обеспечение программ поддержки МП.

 

  1. ТУРИЗМ  КАК ОСОБЫЙ ВИД  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 

       2.1. Формы и направления предпринимательской деятельности в туризме 
 

       Интенсивное развитие туристского бизнеса предопределяет его многообразие.

       Турбизнес может быть классифицирован по:

    1) сферам деятельности;

    2) степени новаторству;

    3) количеству собственников;

    4) и другим признакам.

       По  количеству собственников туристская деятельность может быть:

    1) индивидуальной;

    2) коллективной.

       По  степени новаторства турбизнес  может быть:

  1. классическим;
  2. инновационным.

       Классический  турбизнес — это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства, где задействованы внешние (ссуды, протекционизм) и внутренние факторы  по выявлению резервов туристской организации  для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемых услуг. Такой  вид турбизнеса отличается большей  степенью предсказуемости, нежели инновационное  предпринимательство. Однако добиться существенных результатов здесь  непросто из-за высокой конкуренции [5].

       Инновационный турбизнес — модель предпринимательской  деятельности, которая сводится к  созданию новшеств посредством использования  новых сочетаний традиционных ресурсов. Предприниматель, занимаясь инновационной  деятельностью, стремится идти в  ногу со временем, При этом он ориентируется  на ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которого новые изобретения быстро устаревают. Такой вид предпринимательства  требует значительных инвестиций и  несет в себе значительную долю риска, однако именно при таком ведении  дел в данной сфере можно добиться высоких результатов и мировой  известности своей торговой марки [24].

       Каждая  модель турбизнеса имеет отличительные  признаки, но единые сущность, цели и  задачи. Кроме того, каждой модели присущи  черты, определяемые сферой бизнеса.

       По  сфере и назначению турбизнес  можно подразделить на:

  1. производственный;
  2. коммерческий;
  3. финансовый;
  4. консультационный.

       Этот  признак является базовым, так как  определяет саму сущность и специфику  турбизнеса.

       Виды  турбизнеса представлены в Общероссийском классификаторе видов экономической  деятельности, продукции и услуг (ОКДП), который создан на основе Международной  стандартной отраслевой классификации  и Международной классификации  основных продуктов, что обеспечивает сопоставимость российских и международных  норм и максимальное соответствие законам  отраслевого управления в условиях рынка.

       Производственный  турбизнес представлен в ОКДП следующими видами деятельности:

  1. туроперейтинг;
  2. турагенство;
  3. гостиничное обслуживание;
  4. предоставление услуг общественного питания;
  5. транспортное обслуживание;
  6. организация досуга;
  7. бизнес-обслуживание;
  8. оздоровительное;
  9. образовательное;
  10. спортивное и экскурсионное обслуживание туристов и др [25].

       Коммерция представлена в ОКДП прежде всего  турагентской деятельностью, финансы  — страхованием туристов, консалтинг — юридическим обслуживанием  туристских организаций и туристов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере туризма