Этническая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 10:50, реферат

Описание работы

Этническая психология - это междисциплинарная наука, имеющая, как минимум, двух «родителей» - этнографию (этнологию) и собственно психологию.
Этническая психология - это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга.

Работа содержит 1 файл

Этническая психология.docx

— 34.72 Кб (Скачать)

 Методы этнопсихологии  должны быть непосредственно  связаны с человеческой практикой,  то есть способствовать и содействовать  решению задач в условиях реальной  действительности конкретного общества.

 К способам исследования  этнической психологии относятся  такие общепсихологические методы, как:

 • наблюдение;

 • эксперимент;

 • беседа;

 • исследование продуктов  деятельности;

 • тест.

Наблюдение как метод  изучения особенностей этнических групп  широко применяется в этнопсихологии. Метод наблюдения характеризуется  тем, что изучение внешних проявлений психики представителей этнических групп происходит в естественных жизненных условиях. Исследователь  по результатам наблюдения за действиями и поступками представителей этнических групп судит об особенностях психической  жизни всей этнической группы. Этнопсихологическое  наблюдение должно быть целенаправленным. Исследователь должен отчетливо  представлять и понимать, что наблюдать  и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в собирание случайных  фактов. Наблюдение должно проводиться  по определенному плану или программе. Программа наблюдения обеспечивает исследователю изучение тех вопросов и фактов, которые он заранее наметил. Без определенного плана или программы теряется основная линия наблюдения. Наблюдение должно проводиться систематически, а не время от времени. Систематичность наблюдения позволяет сохранить постоянные условия наблюдения и тем самым дает возможность установить тесные связи между наблюдаемыми проявлениями психики представителей определенных этнических групп и, скажем, историческими процессами, окружающей средой и т.д. Исследование, проводимое методом наблюдения, требует длительного времени: ведь чем продолжительнее наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем глубже и надежнее будут его выводы относительно особенностей этнических групп.

 В естественных условиях  наблюдение является самым простым  методом. Наблюдатель должен держаться  в стороне, чтобы оставаться  незамеченным, или же так хорошо  смешаться с Фуппой, чтобы не привлекать к себе внимание. При этом он должен замечать и оценивать все события, имеющие отношение к явлению, подлежащему описанию.

 Важной характеристикой  этого метода является невмешательство  наблюдателя в происходящие явления  в процессе наблюдения, что определяет  достоинства и недостатки этого  метода. При наблюдении неизбежны  некоторые трудности, заключающиеся  в невозможности контролировать  изменение ситуации в этнической  среде, в которой происходит  наблюдение, а также во влиянии  неконтролируемых факторов, спо­собных существенно изменить общую картину — вплоть до утраты гипотетической связи между явлениями, обнаружение которой является частью исследования. Кроме того, еще раз подчеркнем, что наблюдение не свободно от субъективности наблюдателя, где он, будучи не в состоянии зафиксировать все изменения ситуации, невольно выделяет в ней самые важные для себя элементы, бессознательно игнорируя другие — чаще всего те, которые противоречат его гипотезе.

Эксперимент как метод  этнопсихологического исследования в  отличие от наблюдения является активным методом сбора данных. Экспериментатор  создает необходимые условия  для активизации интересующих его  процессов. Повторяя исследование при  одинаковых условиях с испытуемыми, принадлежащими к разным этническим группам, экспериментатор может  установить психические особенности  определенных изучаемых этнических групп. Как известно, эксперимент  может быть лабораторным либо естественным. В этнопсихологии целесообразнее использовать естественный эксперимент. Во-первых, в лабораторных условиях любой индивид  ведет себя иначе, чем в естественной обстановке. Во-вторых, лабораторный эксперимент  искусствен, что часто приводит к  неправильным выводам. Естественный эксперимент  соче­тает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность эксперимента. В соответствии с задачей исследования экспериментатор вначале подбирает условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление тех или иных психологических особенностей этнических групп.

 Когда существуют две  конкурирующие гипотезы и эксперимент  позволяет выбрать одну из  них, применяется решающий эксперимент  (experimentum crucis).

 Применение эксперимента  сталкивается с проблемой принципиального  ограничения, связанного с невозможностью  в ряде случаев произвольно  применять переменные. Так, в этнической психологии эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций и часто не позволяют сделать вывод о причинно-следственной связи того или иного явления. Одна из трудностей проведения эксперимента состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с исследуемым объектом и может невольно влиять на его поведение.

 Проводя эксперимент,  необходимо помнить о том, чтобы  он не был провокацией и  не нарушал нормы законодательства, регулирующего вопросы национальных  меньшинств, а также права и  свободы граждан, в зависимости  от национальности и расовой  принадлежности.

 Существует также метод  беседы, основанный на вербальной  коммуникации и имеющий частный  характер. Он применяется главным  образом при изучении этнической  картины мира.* Беседа предусматривает  выявление интересующих исследователя  связей на основе эмпирических  данных, полученных на живом двустороннем  общении с объектом. Как правило,  беседа является вспомогательным  методом, так как при анализе  ее хода и результатов встает  ряд трудно разрешимых проблем,  касающихся откровенности испытуемого  и его отношения к исследователю,  основанного на симпатии либо  неприязни.

* Этническая картина  мира — единая когнитивная  ориентация, фактически — невербализованное, имплицитное выражение понимания членами каждого общества, в том числе и этнической общности, «правил жизни», диктуемых социальными, природными и «сверхъестественными» силами. Представляет собой свод основных допущений и предположений, обычно не обсуждаемых, но направляющих и структурирующих поведение представителей данной общности. Считается, что все нормативное поведение группы или общности — функция особой этнической картины мира.

 

 В истории развития  этнопсихологии как один из  подходов применялся метод изучения  психологии народа по продуктам  его духовной деятельности: фольклору  и различным верованиям. К.Д. Кавелин писал, что, сравнивая однородные явления и продукты духовной жизни у различных народов либо у того же народа, но в разные исторические эпохи его исторической жизни, можно определить, как эти явления изменялись. В то же время здесь заметен и процесс таких изменений, которые, в свою очередь, служат материалом для исследования законов психологической жизни. Однако данный подход не всегда воспринимался в связи с тем, что восстановить процесс деятельности при помощи анализа ее продуктов можно лишь условно. Таким образом, о психических особенностях этнических групп можно судить также по исследованию продуктов деятельности, то есть по таким материалам, как рисунки, письменные сочинения. Одним из основных продуктов деятельности любой этнической группы является фольклор. Это можно проследить на примерах средневековой скандинавской литературы (в частности, на таких памятниках, как «Старшая Эдда», «Сага о Ньяле» (Njals saga), а также на ирландском и исландском эпосе), где отражены быт и особенности нравов скандинавов. Другим примером могут стать произведения древнеримских авторов, которые раскрывают не только этнопсихологические особенности римлян, но и понимание специфики других народов жителями Римской империи.

 В современной психологии  нашли широкое применение различные  тесты. Использование тестов применительно  к представителям этнической  группы должно быть связано  со следующими требованиями:

 • тест должен являться  подлинным показателем изучаемого  явления либо процесса;

 • тест должен давать  возможность изучить именно то, что исследуют, а не близкое  или схожее явление;

 • при тестировании  необходимо обращать внимание  не только на результат решения,  но и на сам процесс решения,  так как один и тот же  результат может быть достигнут разными психологическими путями;

 • неприемлемой является  попытка при помощи тестов  установить предел, «потолок» возможностей  представителей этнических групп.

Негативной стороной использования  тестов является непроизвольное проявление субъективизма со стороны лица, проводящего  тестирование.

 Поскольку свойства  национальной культуры и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и этнопсихологическими исследованиями всегда есть определенные расхождения. Абстрактные, необоснованные заключения о психологических особенностях народов способны оскорбить национальные чувства. Здесь кроется острая проблема — надежность тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования этнических общностей.

 Все эти методы правомерны  и взаимодополнительны, однако лишь при условии правильной общеметодологической ориентации. В данной отрасли психологии недопустим метафизический подход, при котором национальные особенности психики абсолютизируются, отрываются от реальной истории народа, трактуются как нечто извечное и фатальное, так как применение такого метода влечет за собой выводы, противоречащие истинному положению вещей.

 

Содержание  этнической психологии

В содержание этнопсихологии разные исследователи вкладывали и  вкладывают свое видение. Например, В. Вундт определяет содержание этнопсихологии тремя проблемами: языком, мифами и  обычаями, в то время как Г. Шпет выделяет душу, обычаи, культуру, веру, государственные учреждения, правовые нормы в качестве содержания этнической психологии.* На наш взгляд, позиция Г. Шпета наиболее полно характеризует понятие содержания этнической психологии.

 

Основные  понятия этнической психологии

Сложность изучения этнических процессов состоит не только в  полном отсутствии в ряде случаев  статистических материалов, но и в  том, что до сих пор не выработана устойчивая этническая терминология, отсутствует общепринятая типология  этнических процессов, не разработаны  четкие критерии, определяющие степень  завершенности этих процессов.

 Чтобы в последующем  лучше понять сущность этнопсихологии, необходимо рассмотреть такие  термины:

Этнос.

 Этническое самосознание.

 Этническая идентичность.

 Этноцентризм.

 Этнический конфликт.

 Народ. 

 Нация. 

 Национальная идентификация. 

 Психический склад  нации. 

 Национальный характер.

 

Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

Этническая общность (этнос) — исторически возникший вид  устойчивой социальной группировки  людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин «этнос» близок к  понятию «народ» в этнографическом  смысле. Иногда им обозначают несколько  народов одной этнолингвистической  группы (например русские, украинцы, поляки и другие — славянская этнографическая  общность), также обо­собленные части внутри народа (этнографической группы).

 

Этническое самосознание, по определению А.П. Садохина, есть «чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при сравнении с другими этносами, важный признак этнической общности, являющийся отражением в сознании людей реально существующих этнических связей и внешне проявляющийся в форме самоназвания, или этнонима». Другими словами, этническое самосознание - духовное отождествление человека со своим народом на основе представлений об общности происхождения, «родственности» исторической судьбы своего народа, личного участия в исторических событиях, личностных оценках прошлого, фольклорных образах мышления и т.д. Все другие характерные признаки этноса (язык, территория, хозяйственная жизнь, общность культуры и др.) по отдельности и даже в совокупности могут социально не осознаваться и даже отсутствовать. Но самосознание этноса, а значит, и сам этнос в таких случаях все равно существует.

 

Этническая идентичность - это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов… переживание своего тождества с  одной этнической общностью и  отделения от других»), восходящее к  «классическому» структурализму К.Леви-Стросса.

 

Этноцентри́зм (греч. ἔθνος — народ, племя, лат. centrum — центр круга, средоточие):

- механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона;

- отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы.

Термин «этноцентризм» введён У. Самнером (1906) и Л. Гумпловичем (1883)[1].

 

Тишков В.А. характеризует этнический конфликт как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий».

Информация о работе Этническая психология