Этническая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 10:50, реферат

Описание работы

Этническая психология - это междисциплинарная наука, имеющая, как минимум, двух «родителей» - этнографию (этнологию) и собственно психологию.
Этническая психология - это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга.

Работа содержит 1 файл

Этническая психология.docx

— 34.72 Кб (Скачать)

Этническая  психология

Этническая психология - это междисциплинарная наука, имеющая, как минимум, двух «родителей» - этнографию (этнологию) и собственно психологию.

 Этническая  психология - это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга.

Этническая психология - наука об этнических, культурологических, психологических особенностях людей, наций, которые выделяются в процессе своего исторического развития и принадлежат к определенным этническим образованиям.

 

Этническая психология - это междисциплинарная отрасль  знания, изучающая и разрабатывающая: 
1) особенности психики людей различных народов и культур; 
2) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 
3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 
4) проблемы национального характера; 
5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов; 
6) закономерности формирования обществ, национальных общин.

  

Основные  этапы развития представлений о  предмете этнической психологии

Развитие человеческого общества сопровождалось расширением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах. Уже в древности наряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность, военная, политическая и экономическая необходимость, предпринимались попытки теоретического обобщения этнопсихологических данных.

 

 О наличии психологических  особенностей склада наций упоминалось  в трактатах Цезаря, Геродота, Ксенофонта, Плиния, Страбона. Еще Гиппократ пытался связать особенности народных характеров с различиями в климате и географических условиях территории проживания. Подобные размышления встречаются и у Монтескье, варьировавшего понятие «народный дух» в зависимости от среды и климата, в которых проживает народ.

Одним из первых исследователей в области этнопсихологии остается Гай Юлий Цезарь, написавший несколько книг об особенностях поведения различных народов. Так, до нашего времени дошли «Нравы галлов» и «Нравы германцев», в которых Цезарь не только описывает быт этих народов, но и пытается сделать выводы о специфике их характера.

 

 Создание специальной  дисциплины — психологии народов  — было провозглашено в 1860 году М. Лацарусом и X. Штейнталем, трактовавшими «народный дух» как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, а также их самосознание. Его содержание должно было раскрываться путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.

 

 Со второй половины XIX века этнопсихология стала  изучать проблемы народного творчества  в самых различных его проявлениях.  С этого момента начинают развиваться  такие направления этнопсихологии, как:

 • проблемы народного  творчества;

 • проблемы брака  и семьи у различных народов  (Л. Морган, В. Зомбарт, Ф. Энгельс);

 • специфика норм  права, общественного строя различных  стран и народов (В. Липинский, Н. Ковалевский).

 

 В XIX веке широкое  распространение имели идеалистические  теории «народного духа», согласно  которым каждый народ изначально  обладает определенными духовными  качествами, которые раз и навсегда  определяют его возможности. Эти  теории идеологически оправдывали  исторически сложившееся разделение  наций на господствующие и  подчиненные. Когда выявилась  несостоятельность этих теорий, на смену им пришла биологическая  интерпретация национального характера,  рассматривающая его как нечто  обусловленное генетически и  передающееся по наследству. При  этом допускалось неправомерное  смешение национальных особенностей  с расовыми. В отличие от общественно-исторической общности, какой является нация, раса — это естественноисторическое образование, и принадлежащие к ней индивиды действительно отличаются относительной общностью генов. Эти генетические различия проявляются не только в определенных внешних признаках (цвет кожи, форма волос и т.п.), но и в особенностях протекания некоторых физиологических процессов, разумеется, в пределах общечеловеческой нормы. На этом основании некоторые ученые утверждали, что разные расы обладают и генетически обусловленными (а следовательно, принципиально неустранимыми путем воспитания) психологическими особенностями. Однако тщательное исследование показало, что содержание психических процессов, специфическая направленность способностей, структура потребностей и интересов и т.п. зависят не столько от биогенетических, сколько от социально-культурных факторов. Особенно острые споры вызвал вопрос об умственных способностях представителей различных этнических групп, который сыграл немаловажную роль в формировании расистских взглядов некоторых зарубежных авторов конца XIX века.

 

 

 В развитии этнопсихологии  немалую роль сыграли украинские  этнографы и писатели, среди которых  необходимо в первую очередь  отметить М. Драгоманова, В. Гнатюка и М. Грушевского. Достаточно прогрессивные концепции о развитии украинского общества, народа, государства и психологии украинцев принадлежат Н. Костомарову и В. Антоновичу. Так, Н. Костомаров придерживался той точки зрения, что географическое положение и исторические условия обусловливают психологическое своеобразие наций и народностей, что полностью подтвердилось последующими исследованиями отечественных и зарубежных ученых.

 

 В Украине и в  России в 20-х годах проблемой  этнопсихологии занимались представители  культурно-исторической школы во  главе с Л.С. Выготским. Предметом этнопсихологии Л.С. Выготский считал межкультурные, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей «традиционных» цивилизованных обществ, а основным методом этнопсихологии — инструментальный.

 

 В истории развития  этнопсихологии особое место  занимает и работа Д. Овсянико-Куликовского «Психология национальности».* В данной работе показано, что язык — основа народной психики, что национальная специфика лежит в особенностях мышления, которое формируется исторически.

 

 

Основные  задачи этнической психологии в современном  обществе

Основные задачи этнической психологии на современном этапе  ее развития могут быть сформулированы таким образом:

1) исследование социально-психологических  проблем межэтнического взаимодействия (межэтнического восприятия; межэтнической  напряженности; этноцентризма и этнической интолерантности; изменяющейся этнической идентичности; этнических миграций и аккультурации и др.);

2) изучение особенностей  формирования и актуализации  этнической идентичности на индивидуально-личностном  уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; особенностей трансформации этнической идентичности личности; этнопсихотерапии и других аспектов этничности как индивидуально-личностной характеристики человека;

3) создание и апробирование  программ и методов социально-психологического  тренинга успешного межкультурного  взаимодействия и методов этнопсихологической  коррекции личности;

4) развитие теории этнической  психологии с целью понимания  психологических законов влияния  этнической и культурной принадлежности  на жизнь человека.

 

 

 

   Объектом исследования являются нации, национальности, национальные общности. 
 
    Предмет этнопсихологии - особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

 

 

Функции этнической психологии

Этнопсихология, как и  любая наука, выполняет в обществе свои функции. Выделяют следующие функции  этнопсихологии:

 • гносеологическую;

 • описательную;

 • прогностическую;

 • культурологическую;

 • коммуникативную;

 • этнополитическую;

 • воспитательную.

 Под гносеологической  функцией следует понимать задачу  познания закономерностей, возникающих  в психике субъектов этнопсихологии. Гносеологическая функция предусматривает  также изучение возможности познания  и отношение знания к объективной  реальности, в ходе чего исследуются  ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности  и истинности.

 Под описательной функцией  следует понимать задачу распознания  и определения характерных черт  и признаков каждой этнической  общности. Это функция психологического  исследования, состоящая в фиксировании  результатов изучения этнических  групп и общностей при помощи  определенных систем обозначения,  принятых в науке.

 Как одну из функций  этнопсихологии, имеющую большое  значение для государств на  современном этапе, выделяют прогностическую  функцию. Суть ее заключается  в теории и практике прогнозирования,  осуществляемого на базе этнопсихологии. При помощи прогностической функции  этнопсихологии можно получить, например, сведения о возможности  возникновения этнических конфликтов  на территории определенного  государства либо спрогнозировать  межличностные отношения членов  нескольких этнических общностей.

 Под культурологической  функцией понимается изучение  этнопсихологией культурных процессов,  происходящих в конкретном этносе, а также особенности обычаев,  обрядов, фольклора, присущих  определенной этнической общности.

Коммуникативная функция  предполагает изучение процессов межличностного общения членов различных этнических групп. Другой стороной коммуникативной  функции является изучение особенностей поведения членов различных этнических групп в межличностном общении.

Этнополитическая функция  этнопсихологии предполагает тщательное изучение политических процессов, происходящих в этнических группах, с соответствующей  выработкой рекомендаций по бесконфликтной политике государства по отношению  к населяющим его этническим группам, учитывая интересы национального большинства  и меньшинства страны.

 Под воспитательной  функцией понимается изучение  психологии представителей различных  этнических групп с целью формирования  наиболее эффективной программы  образования и воспитания с  учетом специфики их психических  особенностей. С другой стороны,  воспитательная функция позволяет  избегать формирования этнических  предрассудков и способствует  интернациональному воспитанию  общественности, целью которого  является бесконфликтное общение  в пределах многонационального  государства. 

 Национальное воспитание  при этом выступает не только  фактором повышения воспитательного  влияния на личность, но и средством  успешного развития нации. Г.  Сковорода писал: «Каждый должен  познать свои народ и в народе познать самого себя... Если ты украинец, будь им... Если ты поляк, то будь поляком... Все хорошо на своем месте и в своей мере».*

В связи с воспитательной функцией важной категорией этнопсихологии выступает «национальное самоуважение»  — морально-этическая оценка нацией своих собственных поступков, моральных  особенностей, мотивов, совести нации. Способность к национальному  самоуважению формируется в длительном процессе социализации нации, становления  национальной культуры. В связи с  этим возможно выделение двух уровней  национального самоуважения:

 • психологическое  отношение к ценностям собственной  нации, выражающееся в национальной  гордости;

 • моральное самосознание  как форма проявления права  нации на самоопределение.

 

 

Основные  методы этнопсихологии

Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы (способы и приемы) исследования. Выбор методов, последовательность и техника их применения — все  это определяется объемом, характером фактического материала и условиями проведения исследования.

 В этнопсихологии широко  используется метод сравнения  и сопоставления, особенно когда  речь идет об исторических  общностях. При этом строятся  аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются  этнические группы, этнические процессы  по определенным принципам, критериям  и признакам. Сравнительный анализ  ориентирует исследователя на  раскрытие общих характеристик  этносов различных стран, а  также их исторических эпох  в процессе развития. Как один  из методов изучения этнопсихологии  школой Л.С. Выготского применялся метод сравнительного анализа психической де­ятельности «культурного» человека и «примитива»; это позволяло делать выводы, например, о том, что для последнего характерна закомплексованность мышления, которой лишен более цивилизованный человек.

Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп. Исходными для этого метода являются действия людей, а также исследование эмпирических фактов.

 Существуют также приемы, позволяющие членить составной  объект на части посредством  анализа, изучая связи между  ними и роль этих частей  в процессе функционирования  объекта как единого целого. Данный  метод реализует структурно-функциональный  подход.

Информация о работе Этническая психология