Этнопсихология. Этнические стереотипы и предрассудки

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 00:16, реферат

Описание работы

В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии примитивных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, английский учёный Дж. Фрейзер, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).

Работа содержит 1 файл

реферат по соц..docx

— 43.80 Кб (Скачать)

Реферат
Этнопсихология. Этнические стереотипы и предрассудки.
 
 
 
Выполнила

Студентка 3 курса

Гр.031

Толкачева О.И. 

Проверил:

Коломинский Я.Л.

 
 
 

 

 

Введение 

Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одна из ветвей психологии, считающая  своим предметом особенности  психического склада различных рас  и народов; самый крупный раздел т. н. социальной психологии. Термин «этническая  психология» (V?lkerpsychologie) был предложен  во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и  М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этническая психология и  сформулировать её задачи.

Они пытались доказать на страницах основанного ими  в 1859 г. журнала «Психология народов  и языкознание» («Zeitschrift fur V?lkerpsychologie und Sprachwissenschaft»), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного  разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все  явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации  народного духа». В. Вундт подверг  критике интеллектуализм воззрений  Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское  понимание сущности и задач этнической психологии.

В изучении проблем  этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи  и др. Был собран огромный фактический  материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии примитивных народов (французский  учёный Л. Леви-Брюль, английский учёный Дж. Фрейзер, немецкий учёный Р. Турнвальд  и др.).

В России вопросы  этнической психологии разрабатывал Г. Шпет, выступивший в 20 гг. XX в. с резкой критикой В. Вундта и генетического  подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) к этнической психологии и пытавшийся обосновать своё понимание этнической психологии с позиций феноменологии  Э. Гуссерля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Место этнопсихологии  среди других наук 

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ —  междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности  психики людей, психологические  характеристики этносов, а также  психологические аспекты межэтнических  отношений.

Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой  науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области "психологии народов", "психологической  антропологии", "сравнительно-культурной психологии" и т.п.

Наличие нескольких терминов для обозначения этнопсихологии связано именно с тем, что она  представляет собой междисциплинарную  отрасль знания. В состав ее "близких  и дальних родственников" включают многие научные дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д. Что касается "родительских дисциплин" этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах  называется этнологией, социальной или  культурной антропологией, а с другой — психология.

Первые крупицы  этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов — философов  и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего, Страбона. Так, древнегреческий врач и основатель медицинской географии Гиппократ  отмечал влияние окружающей среды  на формирование психологических особенностей людей и выдвинул общее положение, согласно которому все различия между  народами, в том числе их поведение  и нравы, связаны с природой и  климатом.

Первые попытки  сделать народы предметом психологических  наблюдений были предприняты в 18 в. Так, французские просветители ввели  понятие "дух народа" и пытались решить проблему его обусловленности  географическими факторами. Идея народного  духа проникла и в немецкую философию  истории 18 в. Один из ее виднейших представителей, И.Г.Гердер, рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически  не разделял понятия "душа народа" и "народный характер" и утверждал, что душу народа можно познать  через его чувства, речи, дела, т. е. необходимо изучать всю его  жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что  именно мир фантазии отражает народный характер.

Свой вклад в  развитие знаний о характере народов  внесли и английский философ Д.Юм, и великие немецкие мыслители  И.Кант и Г.Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали "психологические портреты" некоторых  из них.

Развитие этнографии, психологии и языкознания привело  в середине 19 в. к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Создание новой дисциплины -психологии народов  — было провозглашено в 1859 немецкими  учеными М.Лацарусом и Х.Штейнталем. Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они  объясняли потребностью исследовать  законы душевной жизни не только отдельных  индивидов, но и целых народов (этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют "как  некоторое единство". Все индивиды одного народа имеют "сходные чувства, склонности, желания", все они  обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители  понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание.

Идеи Лацаруса и  Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной  Российской империи, а в 1870-х и  в России была предпринята попытка "встроить" этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа К.Д.Кавелина, который  высказал мысль о возможности "объективного" метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности — памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям.

Рубеж 19-20 вв. отмечен  появлением целостной этнопсихологической  концепции немецкого психолога  В.Вундта, посвятившего двадцать лет  жизни написанию десятитомной Психологии народов. Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что  совместная жизнь индивидов и  их взаимодействие между собой порождают  новые явления со своеобразными  законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, им рассматривались общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления  многих индивидов проявляются в  языке, мифах и обычаях, которые  и должны изучаться психологией  народов.

Еще одна попытка  создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята  российским мыслителем Г.Г.Шпетом. Полемизируя  с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры есть психологические  продукты, Шпет утверждал, что в самом  по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое — отношение  к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что  язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, "отклики" на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. Согласно концепции Шпета, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?

Идеи Лацаруса и  Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета  остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы в  конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой — культурной антропологией. 

2. Предмет, задачи, основные понятия этнопсихологии 

Объектом исследования этнопсихологии являются нации, национальности, национальные общности.

Предмет – особенности  поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

Изучая психические  процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при котором строятся аналитические  сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп.

К способам исследования в этнопсихологии относят общепсихологические  методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности, тест.

Наблюдение –  изучение внешних проявлений психики  представителей этнических групп происходит в естественных жизненных условиях (должно быть целенаправленным, систематическим, обязательное условие - невмешательство).

Эксперимент – активный метод. Экспериментатор создает  необходимые условия для активизации  интересующих его процессов. Повторяя исследования при одинаковых условиях с представителями разных этнических групп, экспериментатор может установить психические особенности. Бывает лабораторным и естественным. В этнопсихологии лучше использовать естественный. Когда  существуют две конкурирующие гипотезы, применяется решающий эксперимент.

Метод беседы – основан  на вербальной коммуникации и имеет  частный характер. Применяется в  основном при изучении этнической картины  мира. Исследование продуктов деятельности – (рисунки, письменные сочинения, фольклор).

Тесты – должны являться подлинным показателем изучаемого явления или процесса; давать возможность  изучить именно то, что исследуют, а не похожее явление; важен не только результат решения, но и сам  процесс; должен исключать попытки  установления предела возможностей представителей этнических групп (Минус: психолог субъективен).

Итак, этнопсихология - наука о фактах, закономерностях  и механизмах проявления психической  типологии, ценностных ориентациях  и поведения представителей той  или иной этнической общности. Она  описывает и объясняет особенности  поведения и его мотивы внутри общности и между этносами, живущими столетиями в одном геоисторическом  пространстве.  

Этнопсихология - междисциплинарная  отрасль знания,  изучающая и  разрабатывающая:

1) особенности психики  людей различных народов и  культур; 

2) проблемы характера  национального; 

3) проблемы национальных  особенностей мировосприятия;

4) проблемы национальных  особенностей взаимоотношений; 

5) закономерности  формирования и функции самосознания  национального, стереотипов этнических;

6) закономерности  формирования сообществ, и пр.  

Современная этнопсихология выделяет ряд самостоятельных направлений:

1) сравнительные  исследования этнических особенностей  психофизиологии, процессов когнитивных,  памяти, эмоций, речи и прочего  (кои теоретически и методически  есть неотъемлемая часть соответственных  разделов психологии общей и  социальной);

2) культурологические  исследования, направленные на уяснение  особенностей символического мира  и ориентации ценностных народной  культуры (неразрывно связаны с  соответственными разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и  пр.);

3) исследования сознания  этнического и самосознания (заимствуют  понятийный аппарат и методы  из соответственных разделов  психологии социальной, изучающих  установки социальные, отношения  межгрупповые и пр.);

4) исследования этнических  особенностей социализации детей  (понятийный аппарат и методы  коих ближе всего к социологии  и психологии детской). Поскольку  свойства культуры национальной  и свойства составляющих этнос  (этническую общность) индивидов  не тождественны, между культурологическими  и психологическими исследованиями  этнопсихологии всегда есть определенные  расхождения. Абстрактные, необоснованные  заключения о психологических  особенностях народов способны  оскорбить национальные чувства.  Здесь острая проблема  - надежность  тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования  общностей этнических. Разработка  этнопсихологии, особенно ее социально-психологических  аспектов, имеет важное значение  для интернационального воспитания. В этнопсихологии особое внимание  уделяется изучению психологических  причин конфликтов этнических, нахождению  эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков  роста самосознания национального,  развития его в разных социальных  и национальных средах. 

Информация о работе Этнопсихология. Этнические стереотипы и предрассудки