Юридическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.

Содержание

1.Введение. 3

2.Что такое психология? 4

3.Предмет психологии. Основные школы. 6

4.Задачи, структура и методы современной психологии. 10

5.Предмет и задачи психологии труда юриста. 14

6.Заключение. 21

7.Список литературы. 23

Работа содержит 1 файл

Психология и пед..doc

— 159.50 Кб (Скачать)

субъективна: как правило,  испытуемый в своем отчете обнаруживал именно  то,

что  интересовало  исследователя   и   соответствовало   его   теоретическим

представлениям. Во-вторых, после работ французских  психиатров  Ж.М.  Шарко,

И. Бернгейма и особенно австрийского психиатра и психолога 3.  Фрейда  стало

совершенно ясно, что сознание — это  не  вся  психика.  Кроме  осознаваемого

человеком существуют  многочисленные  психические  явления,  которые  им  не

осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным.  В-

третьих,  необходимость  исследовать  психику  животных,  маленьких   детей,

психически больных  заставляла  обходиться  без  метода  самонаблюдения.  В-

четвертых, работы психоаналитиков показали: то,  что  осознается  человеком,

часто является рационализацией, результатом работы защитных  механизмов,  то

есть искаженным восприятием, а вовсе не достоверным знанием.

      Несостоятельность интроспективной психологии сознания  побудила  одних

психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться  к

исследованию бессознательного, других заняться  изучением  поведения,  а  не

сознания (бихевиористов, представителей объективной психологии).

      Возникновение этих школ и направлений в психологии привело к открытому

кризису в психологии. Вся психология  распалась  на  несколько  школ,  между

которыми  не  было  точек  соприкосновения  и  которые  исследовали   разные

предметы и использовали различные методы.

    Сходные проблемы стояли перед отечественными психологами. В 1920—1930-х  годах  закладываются  методологические  основы   советской    психологии,

формулируются методологические  принципы.  Особенно  велика заслуга  в  деле

становления отечественной   психологической   науки   таких   ученых,    как

  М.Я.   Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,  С.Л.  Рубинштейн  и  др.,  в

работах которых оформились положения, продуктивно  развивавшиеся  в  течение

последующих  десятилетий.  В  монографии  М.Г.  Ярошевского     «Наука     о

поведении:     Русский     путь»     прослежена    история      формирования

отечественной    психологической    школы  изучения  поведения,  во   многом

повлиявшей    на    психологические    концепции    советских    психологов.

Ограниченность  как  субъективной,  интроспективной,  так   и   объективной,

поведенческой психологии советские психологи  сумели  преодолеть  с  помощью

категории  «деятельность».  В  работах С.Л.  Рубинштейна  был  сформулирован

принцип   «единства  сознания  и  деятельности»,   давший   методологическую

основу для опосредствованного исследования психики. Большое  значение  имели

также   методологические   принципы   развития   психики   в   деятельности,

детерминизма и др. [10, 34]

      Потребовалось значительное время для  того,  чтобы  прийти  к  выводу:

расхождение между школами в мировой  психологии  имеет  частный  характер  и

свидетельствует, что  предмет  психологии  следует  понимать  более  широко,

включая в него и внутренние субъективные феномены, в которых  субъект  может

дать   себе   отчет,   и   поведение   человека,   имеющее   психологическую

«составляющую», и  феномены  неосознаваемой  психики,  которые  также  могут

проявляться в поведении.

      Накопленные психологией XX века данные свидетельствовали также о  том,

что особенности поведения и психического склада человека зависят  не  только

от нервной системы, но и от «конституции»  человека,  то  есть,  в  конечном

счете, от биохимических процессов в организме. Таким образом,  в  психологию

возвращалась давняя мысль, согласно которой между психическим и  телесным  в

живом организме существуют неразрывные связи.

      К 1960-м годам психологи (как зарубежные, так и отечественные)  пришли

к компромиссу, который явно не формулировался (этому  мешали  идеологические

разногласия), но  по  сути  был  достигнут:  зарубежная  психология  изучала

поведение, опосредованное психикой; отечественная —  сосредоточила  основное

внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.

      Психика — сложнейший феномен, возможно,  самое  сложное,  что  есть  в

мире. Поэтому  дать  исчерпывающее  определение  психики  не  представляется

возможным.

      Психика  —  субъективный   внутренний   мир   человека,   опосредующий

взаимодействие  человека  с  внешним  миром.  Современными  психологическими

словарями психика определяется как «форма  активного  отображения  субъектом

объективной    реальности,    возникающая    в    процессе    взаимодействия

высокоорганизованных живых существ с внешним миром  и  осуществляющая  в  их

поведений (деятельности) регулятивную функцию» [11, 291] и как «высшая  форма

взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная  в  их  способности

реализовывать свои побуждения и действовать на  основе  информации  о  нем».

[8, 13]

      Можно  констатировать,  что  сегодня  многие  исследователи   выражают

неудовлетворенность  существующим  положением  дел  в  научной   психологии.

Становится все более ясно, что понимание психики как  чисто  индивидуального

феномена, свойства высокоорганизованной материи не  отражает  всей  реальной

сложности психического. После работ К.Г. Юнга и его последователей  вряд  ли

приходится   сомневаться   в   трансперсональной    природе    психического.

«Трансперсональная   психология   —   это   учение    о    трансперсональных

переживаниях, их природе, разнообразных формах,  причинах  и  следствиях,  а

также о тех  проявлениях  в  областях  психологии,  философии,  практической

жизни, искусства,  культуры,  жизненного  стиля,  религии  и  т.д.,  которые

вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить  или

понять». Многие исследователи  указывают,  что  научный  подход  к  изучению

психики не является единственно возможным.

      Психология должна оставаться (в соответствии с этимологией)  наукой  о

психике. Только само психическое должно пониматься несколько иначе.  Вообще,

весь исторический путь научной  психологии,  если  попытаться  выразить  его

одной  фразой,  представляет  собой   расширение   предмета   психологии   и

усложнение  объяснительных  схем.  Очевидно,  в  наше  время  психология   в

очередной  раз  должна  изменить  понимание  своего  предмета.   Для   этого

необходимы  преобразования  внутри  самой  психологии.  В   первую   очередь

требуется новое, более широкое понимание предмета психологии.

      Психология, как мы уже  говорили,  —  очень  молодая  наука.  Поэтому,

возможно, она еще не нашла своего подлинного предмета, и его  обнаружение  —

задача  психологии  XXI  века.  Не  будем  забывать,  что   психология   как

фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад  в  знание  о  мире.

Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг  отмечал:  «Мир

психических  явлений  есть  лишь  часть  мира  в  целом,  и  кое-кому  может

показаться, что как раз в силу своей частности он более познаваем, чем  весь

мир целиком. Однако при этом не принимается во внимание, что  душа  является

единственным непосредственным явлением мира, а следовательно, и  необходимым

условием всего мирового опыта». [8, 15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           4. Задачи, структура и методы современной психологии.

 

 

      В настоящее время наблюдается бурное развитие  психологической  науки,

обусловленное многообразием теоретических  и  практических  задач,  встающих

перед  нею.  Основной   задачей   психологии   является   изучение   законов

психической деятельности в ее  развитии.  В  течение  последних  десятилетий

значительно расширился фронт психологических исследований,  появились  новые

научные   направления   и   дисциплины.   Изменился    понятийный    аппарат

психологической науки, непрерывно появляются  новые  гипотезы  и  концепции,

психология обогащается новыми эмпирическими  данными.  Б.Ф.  Ломов  в  книге

«Методологические  и  теоретические   проблемы   психологии»,   характеризуя

современное  состояние  науки,  отмечает,  что  в  настоящее  время   «резко

возрастает  потребность  в  дальнейшей   (и   более   глубокой)   разработке

методологических проблем психологической науки и ее общей теории».  [10,  38]

Область явлений, изучаемых психологией, огромна.  Она  охватывает  процессы,

состояния и  свойства  человека,  имеющие  разную  степень  сложности  —  от

элементарного различия отдельных  признаков  объекта,  воздействующего  на

органы чувств,  до  борьбы  мотивов  личности.  Одни  из  этих  явлений  уже

достаточно хорошо  изучены,  а  описание  других  сводится  лишь  к  простой

фиксации наблюдений. Многие считают,  и  это  следует  особо  отметить,  что

обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей — это уже  и

есть  теория.  Однако  этим  теоретическая  работа  не  исчерпывается,   она

включает  также  сопоставление  и  интеграцию   накапливаемых   знаний,   их

систематизацию и многое другое.  Ее  конечная  цель  состоит  в  том,  чтобы

раскрыть  сущность   изучаемых   явлений.   В   этой   связи   и   возникают

методологические проблемы.  Если  теоретическое  исследование  опирается  на

нечеткую методологическую  (философскую)  позицию,  то  возникает  опасность

подмены теоретического знания эмпирическим.

      В познании сущности психических  явлений  важнейшая  роль  принадлежит

категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже  упомянутой  книге

выделил  базовые  категории  психологической  науки,  показал  их  системную

взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то  же  время,  несводимость  их

друг к другу. Им  были  выделены  следующие  базовые  категории  психологии:

категория отражения, категория деятельности, категория  личности,  категория

общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности  можно  приравнять

к категориям,  —  это  понятия  «социальное»  и  «биологическое».  Выявление

объективных связей социальных  и  природных  свойств  человека,  соотношения

биологических и социальных детерминант в его развитии представляет  одну  из

труднейших задач науки.

      Как известно,  прежние  десятилетия  психология  была  преимущественно

теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее  роль  в

общественной  жизни  существенно  изменилась.  Она  все   более   становится

областью  особой  профессиональной  практической  деятельности   в   системе

образования,  в  промышленности,   государственном   управлении,   медицине,

культуре,  спорте  и  т.д.  Включение  психологической   науки   в   решение

практических задач  существенно  изменяет  и  условия  развития  ее  теории.

Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают  в

той или иной форме во всех сферах жизни общества,  определяясь  возрастающей

ролью так называемого человеческого  фактора.  Под  «человеческим  фактором»

Информация о работе Юридическая психология