Юридическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.

Содержание

1.Введение. 3

2.Что такое психология? 4

3.Предмет психологии. Основные школы. 6

4.Задачи, структура и методы современной психологии. 10

5.Предмет и задачи психологии труда юриста. 14

6.Заключение. 21

7.Список литературы. 23

Работа содержит 1 файл

Психология и пед..doc

— 159.50 Кб (Скачать)

психологические закономерности различных аспектов профессиональной

деятельности;

       • при системном подходе к исследованию эффективности анализируются

различные уровни (стороны) деятельности, а также личностные структуры,

которые обеспечивают успешность (эффективность) деятельности на данном

уровне;

       • психологическому анализу подлежат также внешние условия трудового

процесса и их роль в повышении эффективности труда.

       В настоящее время нередки случаи, когда окончившие юридический вуз

лица по успехам своей профессиональной деятельности располагаются в ином

ранговом порядке, нежели это было во время учебы.[1]

       Успехи в юридической деятельности, особенно связанные с общением,

руководством людьми в особых ситуациях, определяются не только

академической оценкой полученных знаний и способностями к обучению, но и

целым рядом других личностных качеств, которые в учебном процессе, как

правило, не реализуются и не проверяются.

       Основная задача психологии юридического труда выявление рациональных

соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются

профессией. В познании этих закономерностей психология труда опирается на

методы, теоретические положения и экспериментальные данные различных наук:

общей и дифференциальной психологии, психологии труда, юридической

социологии, уголовного права, процесса, криминалистики и других.[4]

       Системный подход к данному исследованию позволил определить

взаимосвязь между личностными качествами в структуре личности и выделить

среди них наиболее значительные для следственной работы:

       • определить взаимосвязь между профессиональными качествами,

знаниями, навыками, умениями в деятельности;

       • сформулировать основные закономерности связей между личностными

качествами в каждой из сторон профессиональной деятельности;

       • определить конечное число сторон профессиональной деятельности, а

также качеств, знаний, навыков и умений, реализующихся в этой деятельности,

т. е. построить структуру профессиограммы следователя, прокурора, судьи,

адвоката и др.;

       • определить, наконец, связь между системой «личность правоведа,» и

системой правосудия.

       Системный подход предполагает центральным аспектом исследования

процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого

процесса с учётом всех участвующих в нем элементов.

       Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не

только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного опыта,

целого ряда профессиональных навыков и умений. Таковы, в первую очередь,

профессии судьи, прокурора, а также Следователя, арбитра и некоторых

других. Сложный и ответственный труд этих людей предъявляет к личности

работника повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее

время считается престижными, об этом свидетельствуют конкурсы в юридические

вузы и другие специальные учебные заведения, готовящие кадры для

правоохранительных органов. Однако многие молодые люди выбирают для себя

эти профессии, не имея ясного представления обо всей сложности предстоящей

деятельности, и, главное, они не представляют, какие требования будут к ним

предъявлены.[5]

       Слово «юридический» является синонимом слову «правовой». На этих

словах базируется почти вся юридическая терминология.

       В целом юридическая деятельность представляет собой требующий

большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой

ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.

       Труд юристов, весьма разнообразный и сложный, имеет целый ряд черт,

которые отличают его от труда большинства людей других профессий.

       Во-первых, юридические профессии характеризуются чрезвычайным

разнообразием решаемых задач. Программа решения этих задач может быть

выражена в самой общей форме, которая, как правило, сформулирована в

правовой норме. Каждое новое дело для следователя, прокурора, судьи,

адвоката представляет собой новую задачу. Чем меньше шаблонов используется

в подходе к делу, тем выше вероятность нахождения истины.

       Во-вторых, юридическая деятельность при всей ее сложности и

разнообразии полностью подвергается правовому регулированию, и это

накладывает отпечаток на личность каждого юриста. Уже при планировании

своей деятельности любой работник мысленно сопоставляет будущие действия с

нормами законодательства, которые регламентируют эти действия.[1]

       Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон

деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в

общении в условиях правового регулирования. Это правовое (процессуальное)

регулирование накладывает специфический отпечаток на всех участников

общения, наделяя их особыми правами и обязанностями и придавая особый

оттенок общению, выделяющий юридические профессии в особую группу.

       Для большинства юридических профессий характерна высокая

эмоциональная напряженность труда. Причем чаще это связано с эмоциями

отрицательными, с необходимостью их подавлять, а эмоциональную разрядку

откладывать на сравнительно большой период времени.

       Труд многих юристов (прокурора, следователя, судьи, оперативного

работника и др.) связан с осуществлением особых властных полномочий, с

правом и обязанностью применить власть от имени закона. Поэтому у

большинства лиц, занимающих перечисленные должности, развивается

профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих

действий.

       Для большинства юридических профессий характерной чертой является

организационная сторона деятельности, которая, как правило, имеет два

аспекта:

       • организация собственной работы в течение рабочего дня, недели,

организация работы по делу в условиях ненормированного рабочего дня;

       • организация совместной работы с другими должностными лицами,

правоохранительными органами, другими сторонами в уголовном процессе.

       Для многих юридических профессий характерно преодоление сопротивления

их деятельности со стороны отдельных лиц, а в некоторых случаях и

микрогрупп. Прокурор, следователь, оперативный работник, судья в поисках

истины по делу нередко наталкиваются на пассивное или активное

сопротивление со стороны заинтересованных в определенном исходе дела лиц.

       По существу, для всех юридических профессий характерен творческий

аспект труда, который вытекает из перечисленных характеристик.

   Профессиональная деятельность юристов, особенно  тех,  кто  работает  в

органах  прокуратуры,  суда  и  т.д.,  представляет   собой   разновидность

государственной  службы  с  присущими  этой   деятельности   специфическими

особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для разработки

профессиограммы труда юриста,  но  может  быть  полезным  и  для  тех,  кто

стремится получить юридическое  образование,  овладеть  профессией  юриста,

приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности,  кто

должен быть готовым к преодолению  тех  трудностей,  которые  он  неизбежно

встретит в своей работе.

    Таким  образом,  всестороннее  рассмотрение  юридической  деятельности,

психологических особенностей труда юриста позволяет увидеть в этой  области

наиболее важные направления, наметить пути повышения эффективности трудовых

затрат работников правоохранительных органов, более  качественно  проводить

оценку  и  отбор  лиц,  желающих  получить  юридическое  образование  и   в

последующем стать юристом.

    Под этим углом зрения перейдем к более подробному  рассмотрению  данной

проблемы.  Итак,  основными  особенностями  профессиональной   деятельности

юриста являются:

    - правовая регламентация (нормативность)  профессионального  поведения,

принимаемых  решений  работников  правоохранительных  органов,  юридических

служб и других юристов, профессионально участвующих  в  правоприменительной

деятельности;

    -   властный,   обязательный   характер   профессиональных   полномочий

должностных лиц правоохранительных органов;

    -   экстремальный  характер  правоохранительной   деятельности   многих

юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры,  налоговой

службы и налоговой полиции и т.п.;

        -    нестандартный, творческий характер труда юриста;

    -  процессуальная  самостоятельность,  персональная   (для   многих   —

повышенная)  ответственность  юристов,  работающих   в   правоохранительных

органах, государственно-правовых структурах.

  Правовая   регламентация    профессиональной    деятельности    юриста.

Правоприменительная   деятельность    работников    государственно-правовых

структур разного должностного положения, довольно  четко  регламентирована.

Отступление от своих служебных обязанностей, нарушение юристом  должностных

полномочий рассматривается как нарушение  закона,  свидетельствует,  прежде

всего, о низком уровне его профессиональной компетентности.

    Данное  обстоятельство  формирует  стремление   строго   придерживаться

правовых  норм,  воздействующее  на  поведение,   направленность   личности.

Потребность  соблюдать  нравственные,  правовые  нормы  является  одной   из

ведущих,  доминирующих  среди  прочих   социально   значимых   потребностей,

влияющих на правосознание. Все это определяет высокий  уровень  социализации

личности,    особенно    сотрудников    правоохранительных    органов,    их

ответственности   перед    обществом,    нормативности    (конвенциальности)

поведения. Данное интегративное свойство рассматривается в  качестве  одного

из главных факторов профессиональной пригодности юриста.

    Особенно велика роль правосознания, установочного  отношения  юриста  к

соблюдению   нравственных,   правовых   норм   поведения    в    неожиданно

складывающихся ситуациях, которые можно назвать  ситуациями  или  факторами

профессионального риска. Остановимся кратко на  некоторых  таких  ситуациях

(факторах) риска.

    Ситуация получения (приобретения) юристом каких-либо благ (предметов) с

отступлением от установленного порядка,  когда  эти  блага  предоставляются

якобы «просто так», «из уважения», а на  самом  деле  в  целях  налаживания

неформальных  отношений  с  юристом,  занимающим  какое-либо  ответственное

должностное  положение.  Вынужденной  расплатой,  требуемой  с  юриста   за

предоставленные услуги, могут  стать  советы,  содержащие  профессиональную

тайну, отказ от объективного, непредвзятого подхода к разрешению  того  или

иного вопроса (дела).

    Ситуация, провоцирующая взятку. Существуют различные  способы  передачи

взятки, но в любом случае субъект, стремящийся за взятку добиться выгодного

результата, сначала оценивает ситуацию, возникающую  на  приеме  у  юриста,

работающего в  том  или  ином  правоохранительном  органе,  его  поведение,

особенности его личности.

    Передаче взятки может предшествовать своеобразная «словесная  разведка»

Информация о работе Юридическая психология