Шпаргалка по "Психологическому консультированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Психологическое консультирование".

Работа содержит 1 файл

билеты.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

 

 

  1. Цели и задачи психолога-консультанта

Главная цель психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые будучи источником трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы взаимодействия является прежде всего изменение установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Задачей здесь будет  доведение до клиента имеющей  отношение к его проблемам психологической информации. Эта задача порождает еще одну - изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, чтобы, исходя из них, правильно доводить эту информацию, учитывать, что и в какой форме человек готов принять.

Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Клиентам во время консультирования следует искренне оценивать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.

Задачи консультанта:

    1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.
    2. Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.
    3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь – показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.
    4. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

 

  1. Пятишаговое психологическое интервью

Рассмотрим  пятишаговую модель процесса интервью, используемого в качестве основного  метода консультирования.

     1-я фаза – установление взаимопонимания.           

      Главной предпосылкой эффективного интервью является открытость диалога, для чего требуется, как минимум, контакт и взаимопонимание между участниками.

     Для  достижения контакта необходимо, чтобы клиент поверил в доброжелательность и благорасположенность к нему консультанта и захотел поделиться информацией, а также личными, иногда весьма мучительными, переживаниями. Установление взаимопонимания начинается со знакомства. Во время знакомства при обращении к клиенту благоразумнее называть его по имени или же уточнить, какое обращение он предпочитает.

     Создается  возможность для разговора о  себе, то есть задается предмет взаимодействия – клиент и события его жизни.

     Одно  из средств для достижения  взаимопонимания – проведение  «разминки». Непродолжительная беседа на нейтральную тему создает благоприятную атмосферу для обсуждения проблем.

     Эта  стадия интервью заканчивается,  когда достигнуто соответствие  консультанта и клиента, которое  может быть выражено примерно  в следующей формулировке: я его  чувствую, понимаю (консультант); меня слушают, я доверяю этому человеку (клиент).

    2-я фаза – изучение    проблемы.              

    После  того, как клиент подготовлен  к работе, следует начать изучать  проблему. Интервьюируемый начинает  рассказывать о ней. Задача консультанта заключается в том, чтобы разговорить собеседника, выразить понимание и получить информацию, необходимую для составления ясной картины имеющихся у него трудностей и факторов, их обусловивших.

     На  второй стадии интервью происходит  сбор информации о клиенте. Консультант на этом этапе может и часто должен выступать в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше.

Примерно 15–20 минут  идет подробный рассказ клиента  о себе.

     Консультанта  занимают следующие вопросы: как  видит свою проблему клиент? каковы его возможности в ее решении? На материале полученной информации консультант уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.

     3-я фаза – принятие решения.

    На  третьей стадии интервью консультант  обсуждает с клиентом возможные пути решения проблемы. 

    Консультанту  очень важно обговорить с клиентом  возможные позитивные варианты  поведения. В ненавязчивой манере  их желательно воссоздать. Тестирование  в этой ситуации позволяет  клиенту обнаружить неизвестные ему ресурсы своей личности, сфокусировать внимание на возможностях, о которых он не думал.

     Позитивное  обсуждение может быть не очень  четким, но должно быть обязательно.  Ему может быть посвящена целая  консультация. На этом фаза воздействия  закончена.

    4-я фаза – обсуждение     запасных вариантов решения проблемы.

Четвертая фаза интервью – выработка альтернативных решений. Обсуждение с клиентом разных вариантов решения его проблемы.

    Консультант,  работая с альтернативными решениями,  должен постоянно думать над содержанием своей профессиональной позиции и помнить о том, что правильное для него решение не обязательно является таковым для клиента, некоторым же нужны четкие директивные рекомендации.

   5-я фаза – подведение итогов консультирования.

Пятый, последний этап интервью, – обобщение консультантом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом. Задача консультанта – способствовать формированию активной позиции клиента в решении проблемы.

    Целесообразно  на этом этапе попросить клиента  указать, что дала ему консультация. Если клиент не может подвести итог или он будет совершенно неожиданным для консультанта, это может свидетельствовать об ошибочных действиях социального работника. В этом случае необходимо продолжить работу с респондентом, предварительно тщательно проанализировав предшествующие этапы.

    В  заключение беседы консультант  прощается с клиентом, обещая  потенциально будущую встречу.

 

7. Личность эффективного консультанта

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА включает:

1. Аутентичность. Имеется в виду, что человек жаждет быть и является сам собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того, чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 42 - 43] отождествляет слово «аутентичность» с близким словом «присутствие». В этом качестве он выделяет две стороны:

- Доступность. Обозначает степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него.

- Экспрессивность. Обозначает степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает в себя самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний.

2. Открытость собственному  опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

3. Развитое самопознание. Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри нас.

4. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

5. Толерантность к неопределенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.

6. Принятие личной ответственности. Имеется в виду то, что критика не вызывает у такого человека механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

7. Стремление к глубине межличностных отношений. Обычно этому препятствуют: страх потерять свободу, быть более уязвимым, страх непринятия другим положительных чувств, отклонение их. Для того, чтобы эти факторы не мешали стремлению к развитию глубоких межличностных отношений, в среде, где живет психолог-консультант, необходимо стараться создавать такую атмосферу, чтобы люди избегали осуждения, «наклеивания ярлыков». Шабалина В. В. [1998, с.17 - 18] предлагает интересный прием для того, чтобы блокировать у некоторых людей тенденцию к осуждению, «наклеиванию ярлыков», деланию из других «козлов отпущения». В момент подобных действий рекомендуется спросить у человека, их совершающего, что в данный момент происходит с его чувствами, переключить его внимание с другого на самого себя, свои чувства. Если он от этого получает удовольствие, то, может быть, проблема в нем?

8. Постановка реалистичных целей. Имеется в виду, что человек вследствие неудач или удач не торопится слишком повышать или понижать планку притязаний, ни один консультант не всемогущ. Порой необходимо отказаться от нереального стремления стать чересчур совершенным, что ведет к чувству вины. Следует не винить себя за ошибки, а делать полезные выводы. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой лишь достижимые цели.

9. Эмпатия постижение эмоционального состоянии, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.

Таким образом, как подытоживает Кочюнас Р.-А. Б. [1999], эффективный консультант – это, прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее будет у него стиль личной и профессиональной жизни,  тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Кочюнас Р.-А. Б. полагает, что появление у клиента перечисленных выше черт зрелой личности, которые хотелось бы видеть у консультанта, может рассматриваться как весомый критерий эффективности консультирования.

8. Понятие  психологического консультирования

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера". Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

  1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
  2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
  3. Консультирование способствует развитию личности.
  4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
  5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологическому консультированию"