Шпаргалка по "Психологическому консультированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Психологическое консультирование".

Работа содержит 1 файл

билеты.doc

— 162.00 Кб (Скачать)
  1. Директивы, используемые в консультировании

Директива (указание). При использовании данной техники психолог указывает клиенту на то, какое действие он должен предпринять. Указание может быть направлено на изменение поведения или использование какой - либо техники в процессе консультирования. Применение этой техники основано на предположении, что клиент в процессе консультирования будет выполнять те действия, на которые ему указывает консультант.

Директива состоит в  том, что мы сообщаем клиенту, какое  действие, поступок ему следует предпринять или какого стиля поведения придерживаться. Функция директивы - ясно показать собеседнику, какого действия от него ждут.

Уместная и квалифицированная  директива является одной из наиболее сильных техник. Тогда как неуместная или неумело выполненная директива только компрометирует терапевта в глазах клиента.

Директив не может  быть более одной - двух в течение  одной встречи. Причем каждая следующая  из них не только сама менее ценна, но и снижает ценность предыдущей.

Во время беседы оценить эффективность директивы можно, используя технику обратной связи.

В психологическом консультировании используются различные директивы в виде конкретных пожеланий «Я предлагаю Вам сделать следующее...»:  
 • фантастическое предложение: «Представьте себе...», «Опишите идеальную профессиональную деятельность...»;  
 • свободные ассоциации: «Расскажите, какие ассоциации вызывает у Вас эта профессия...», «Перейдите к тому, что происходит в Вашей профессиональной жизни...»;  
 • обсуждение ролевых позиций: «Как учитель Вы...» или «Как адвокат Вы имеете право...»;  
 • языковые замены: «Замените «хотелось бы» на «я хочу»», «Замените «нельзя» на «желательно»» и т.п.  
 Особо следует подчеркнуть, что именно за клиентом остается право на выбор альтернативного решения, а также способа его реализации и направления изменения.

 

2. Психологическое консультирование и психотерапия

Распределение этих двух сфер психологической помощи — сложная  задача, поскольку в немалом числе  случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом.

Процедурные отличия  психологического консультирования от психотерапии (Алешина, 1994):

1. Отличия, связанные  с характером жалобы клиента.  В случае психологического консультирования  клиент жалуется на трудности  в межличностных отношениях или  осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на  психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

2. Отличия, связанные  с процессом диагностики. В  психологическом консультировании  диагностика преимущественно направлена  на события настоящего и недалекого  прошлого. При этом значительное  внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного: исследуются сны, ассоциации.

3. Отличия, связанные  с процессом оказания воздействия.  Основой психологического консультирования  является прежде всего, изменение  установок клиента на других  людей и на различные формы  взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических подходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу.

4. Отличия, связанные  с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.

5. Отличия в требованиях  к уровню подготовки специалиста,  оказывающего воздействие. Психологу-консультанту  необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не сильно привязан к психологическому диплому (многие психотерапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, гораздо более далеких от психологии). Ему необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве направлений необходим длительный опыт собственной психотерапии и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя.

Психотерапия - не единственный источник психологического консультирования. Важным источником является научное психологическое знание, основанное на результатах эмпирических исследований. Поэтому психологическое консультирование более ориентировано на использование в процессе работы с клиентом достижений современной научной психологии, чем  на  психотерапию  в западном смысле этого слова. Так, например,      Н.Н. Обозов (1993) видит цель психолога-консультанта в прояснении клиенту причин и следствий жизненных ситуаций. Ориентация в процессе психологического консультирования на использование достижений именно научной психологии особенно характерна для отечественной традиции психологического консультирования.

 

     3. Характеристика различных уровней и видов консультирования

В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за псих. помощью в консультации, возможно выделить след. виды псих. консул-ия:

    1. индивидуальное консультирование (проблемы личностного роста внутренние        конфликты, страхи, псих травмы, проблемы межличностных отношений).

    2. супружеское консультирование (проблемы взаимоотношений, сексуальные проблемы; состояния до и после развода).

   3. семейное консультирование (проблемы взаимоотношений с настоящими или бывшими (в случае развода) родственниками, психолого-педагогические проблемы, проблемы взаимоотношений с детьми).

   4. профконсультирование (выбор профессии, совершенствование способностей, необходимых для успешного осуществления проф деятельности, повышение работоспособности).

   5. оргконсультирование (кадровая политика, имидж фирмы, повышение произволительности труда, взаимоотношения с партнерами).

   6. дистанционное  консу-ие  (консул-ие по телефону, переписка).

По количеству человек:  1. индивидуальное психоконс-ие; 2. групповое психоконс-ие

В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования: 
1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.  
2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.  
3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Выделяются следующие уровни консультирования:

  1. Уровень формального общения. Это такое общение, когда на первый план выходит обмен объективными, формальными характеристиками людей. Ключевым признаком формального общения является то, что доступность и экспрессивность сдерживаются, чтобы сохранить лицо. Общение сосредоточено на имидже.
  2. Уровень поддержания контакта. По сравнению с формальным уровнем, здесь существенно меньше озабоченности имиджем, но самораскрытия тоже очень немного.
  3. Уровень стандартной беседы. Стандартная беседа представляет собой момент равновесия между заботами о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний. На этом уровне психологу легко собирать информацию.
  4. Уровень критических обстоятельств. Это уровень, когда внимание клиента направляется на такие моменты и такие разговоры, которые могут приводить к изменениям. Клиент, вовлеченный в разговор на уровне критических обстоятельств, более обеспокоен выражением своего внутреннего переживания, чем созданием или сохранением имиджа, чтобы произвести впечатление на психолога.
  5. Уровень интимности. Отношения на этом уровне характеризуются максимальной доступностью и/или экспрессивностью. Клиент настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что почти совсем не заботится о сохранении своего имиджа и с готовностью воспринимает то, что может сказать или сделать психолог.

 

  1. Цели психологического консультирования

Вопрос определения  целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. В консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

 

Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-аки значительно расходятся в их понимании.

 

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление 

Перевести в сознание вытесненный  в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление 

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально  значимые цели и скорректировать  ошибочную мотивацию посредством  обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения 

Исправить неадекватное поведение  и обучить эффективному поведению 

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и  распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия 

Помочь клиенту осознать свою свободу  и собственные возможности; побуждать  к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Информация о работе Шпаргалка по "Психологическому консультированию"