Шпаргалка по "Психологии управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Психология управления".

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

22.Виды микрост-р,кот. непоср-но явл-ся объектом упр-ния:1.соц-ная.2.должносная. 3.проф-наяиквалифик-ная. 4.соц.-демограф.5.администр.6.об-но полит. орг-ций.По ур-ню соц орг-ции кол-в дел-ся на: осн произв кол-в,кол-вы подраздел-й,первичн. группа,индивид.Соц группы склад-ся в кол-ве на основе принадл-ти раб-в к различ.проф. и должнщс. группам,при этом для каждого предпр. хар-но свое раделение форм,хар-ра,объема прод-и,хар-ра и орган-и пр-ва.Должн.стр-ра.За каждой должностью закреп. опр. статус и авторитет.Гл. особ-ть должн-й стр-ры в том,что она основана на штатном расписании и оно явл-ся анонимным.Проф-квалиф.т.е.соотн-е групп раб-в в соот-и с проф-ми разл. квалиф-й, а также это опред. сумма знаний,умений и труд навыков раб-ка,подкрепленных соотв-им документом.Сущ-т несколько квалифик категорий:руков-ли,специалисты,служащие.Соц-демогрКроме соц различий сущ-т различия по возрасту,полу,образованию,разл.ценностн. ориентации.(н-р,молодые раб-ки острее оценивают хар-р отн-й в кол-ве;более выс ур-нь образования предпоч-т не только ур-нь з/пл,но и творч хар-р. Админ.стр-ра склад-ся из разделения труда,субординации должностей,объема и меры ответ-ти на кажд долж-ти.Общест-полит ст-ре свойс-ны огбщ.приз-ки: вся с-ма общ-ой орган-и обесп-т допол-е по отн-ю к осн. произ-ым задачам потреб-и кол-ва;общ-е орган-и удовл-т потреб-ти членов кол-ва в разл. непредвад. условиях;общ-я деят-ть-доп.форма выражения произв-й актив-ти;с-ма общест.орг-й вкл-ся в стр-ре орг-и как полуформальн. орган-я. 

23. По ур-ню соц орг-ции кол-в дел-ся на: осн произв кол-в,кол-вы подраздел-й,первичн. группа,индивид.Ос-ти колект. труда в том,что разл.подходыиндивидов могут все развалить. Соц группы склад-ся в кол-ве на основе принадл-ти раб-в к различ.проф. и должнщс. группам,при этом для каждого предпр. хар-но свое раделение форм,хар-ра,объема прод-и,хар-ра и орган-и пр-ва. Должн.стр-ра.За каждой должностью закреп. опр. статус и авторитет.Гл. особ-ть должн-й стр-ры в том,что она основана на штатном расписании и оно явл-ся анонимным.Ур-ни по должностям:1.начал.ур-нь-рабочие-исполнит.ф-и,2.линейн.рук-ль:бригадир,мастер.(организационные) 3.служащие:кассир (исполнит.ф-и)4.спец-ты:инженеры,экон-сты,конструк-ры итд.(ф-и разраб-ка)5.верхнее (рук-ли,ф-и план-е,упр-е,контроль) и нижнее звенья (нач-ки цехов,отделов,лабор-й(ф-и упр-е,корд-я,контроль)Пирамида из:верх звено,нижн звено,спец-ты,служащ.,лин.рук-ль,рабочие.  

24.Проф-квалиф.ст-ра сущ-т наряду с должн,но имеет особ-ти.Квалиф-ая- соотн-е групп раб-в в соот-и с проф-ми разл. квалиф-йпрофессия- это опред. сумма знаний,умений и труд навыков раб-ка,подкрепленных соотв-им документом.Из-за НТП сегодня треб-ся общеобраз-,спец. подготовка и совершен-е труд навыков.Клас-я по данной стр-ре:1.раб-ки:1)произв или промышл. персонал(рабочие осн. и вспомогат,рук-ли лин-ые и функц-х служб) 2)непроизв-й.2.специал-ты:служащ.-80:20,непроизв.перс-л-20% от суммы перс-ла.Квалиф-я раб-х:квалифик. признак(в скобках группы рабочих):1.профес-я(слесарь,плотник,сварщик)2.степнь участия в произ.процесе(2группы:осн. и вспомогат-е)3.форма оплаты труда(повременная,сдельная)4. ур-нь квалиф-и(разряды 8). Таким образом карьера раб-го-повыш-е квал-и в рамках своей профес-й группы.Квал-я рук-лей,служащих,спец-ов(только пиши все слова,т.к. это таблица!) : Категория – 1.рук-ли, квалиф.признаки:функции (линейные,функц-х служб);ур-нь иерархии(  рук-ль высшего звена,средн. звена, низшего );ур-нь образования(высшее проф-е, высш.непроф-е(работа не поспец-ти) ср.спец-е)2.категория-специалисты, квалиф приз-ки: 1. по специал-м(юрист,экономист,конструктор) 2.профиль деят-ти(технич-й,экон-й,админиситр-но-хозяйствен)3.ур-ньобразования (высшее, профильн., ср.спец, практики)4.ур-нь квалиф-и(специалист без ктегории,спец-т lll катнг-и,ll,l,гл.спец-ст)3.категория-служащие,квалиф-й признак_вид деят-ти(секрктарь,лаборант). 
 

25.Соц-демогр.Кроме соц различий сущ-т различия по возрасту,полу,образованию,разл.ценностн.ориентации.Молодые раб-ки острее оценивают возникающие конфликт.сит-и.Старшие более чувственны к комфорту,но менее –к отн-м с администр-й,т.к имеют большой престиж в кол-ве.Сильны гендерные отличия:жен-ны требуют лучших условий труда,муж-ны-получение более интересн и содержат. работы,а не только ЗП.

Более выс ур-нь образования предпоч-т  не только ур-нь з/пл,но и творч хар-р.Рост обр-я повышает потенциал во всех странах,кроме нашей(нужна реформа образования).Осн отличия Адм.стр-ры:1.формальн.,объект-я по своей природе стр-ра кол-ва,в кот отн-я между людьми скл-ся на базе офиц-х,закрепл-ых в должн. инструк-х сз.отнош-ях.Отсюда ее объектив-ть,т.е.это отн-я не между людьми,а м-ду должн-ми.Осн.ос-ть:- отн-я строятся на ожидаемом повед-и своих членов;-это с-ма офиц. отн-й,кот опред-ся предписаниями.,-администр.стр-ра и ее безличность,основ-ая на штатн. распис-и любой орган-и.Админ.стр-ра склад-ся из разделения труда,субординации должностей,объема и меры ответ-ти на кажд долж-ти.Общ-полит ст-ра.Сейчас молодеж. и партийн орган-и выведены из состава произ. кол-в.Остались лишь профсоюзн объедин-я.Осн.задачи в наст. время:разл.общест-полит орган-и опр-ся их необход-ю и функц. значим-ю для жизни произв.кол-ва. Общест-полит ст-ре свойс-ны общ.приз-ки: вся с-ма общ-ой орган-и обесп-т допол-е по отн-ю к осн. произ-ым задачам потреб-и кол-ва;общ-ные орган-и удовл-т потреб-ти членов кол-ва в разл. непредвад. условиях(во внераб время);общ-я деят-ть-доп.форма выражения произв-й актив-ти;с-ма общест.орг-й вкл-ся в стр-ре орг-и как полуформальн. орган-я. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

26.Психл.хар-ка  малых групп.Малые группы-основа стр-ры кол-ва и имеют свои отличия.Малая групп-небольшая по числ-ти группа или коллектив,члены которой нах-ся в пост. психол-ом контакте друг с другом и имеют общие нормы поведения и интересы.Гл. особенностью МГ как объекта упр-я:1.все члены этой группы хорошо знают дост-ва и недостатки в поведении и хар-ре друг друга.2.целостные ориентации и пр-пы не просто рздел-ся членами группы,а принимают форму непоср-ных личных отн-ний,чувств и эмоций.3.поведение каждого член группы контрол-ся другими,при этом солидарность группы.Оптим. числ-ть МГ=7-+2ч-ка.По составу МГ формир-ся:1.на произв-ной основе(из рб-ков одного учстника…)2.н непроизвод. основе(совместн. отн-ния,склонности,увлечения и пр.).Виды МГ:1.форм-ные и не    (форм-ные построены по дминистр-му пр-пу)2.функцион-ные(где решаются однотипные ф-ции)3.ранговые.4.активные и пассивные.5.влиятельные и маловлият  6.стойкие и менее стойкие к рсширению состава.7.открытые и закрытые.Неформ. группы- спонтанно возник-щая группа людей,кот. пост-но вступют во взаимод-вие для достижения цели.1.отвегнуто мнение,что возникновение неформ. групп есть показатель неэф-го упр-ния.2.в неформ. орг-ях наблюдается тенденция к сопротивлению к переменам.3.неформ. лидеры имеют большое влияние в кол-вах.,хотя исп-ют при этом свои личные индивид-ные кач-ва и делают ставки н людей и их взаимоотн-ия.4.для неформ. групп хар-н смена лидера в завис-ти от деят-ти и ситуации.  

27.Группа состоит из:1.групповые интересы,2.группов. мнения,3.групппов. нормы,4.группов. ценности,5.группов. потр-ти,6.группов. цели. Законномерности группы:1.гр-па всегда структур-ся.2.она всегдаразвив-ся(прогрессивно или регрессивно)3.в ней пост. происходит неоднократное изменение места человека в группе.Осн. параметры группы:1.композиция\состав.2.стр-ра.3.групов. процессы.4.групп-ми нормами и ценностями. Класс-ция по составу:1.возрастные.2.професс-ные.3.студенческие.4.школьные. Клас-я по стр-ре:1.колесо (Х)Нелост-к-члены гр. несвязаны2.цепь(о-о-о)недос-к-испорчен телефон)3.круг 4.стр-ра (У)недос-к-наличие формал и неформ. лидера 5.звезда(+)р-ль всех замыкает на себе,хар-но для авторитарн. власти.Состав группы:ядро,приближен к ядру,осн состав.переферия гр.,маргиналы.По стр-ре отнош-я в гр. могут быть деловыми,ценностн. ориентации,эмоц-личностн.отн-я. 

28.Ли-ры могут быть ярковыражен-ми и менее выр.Больш.соц гр.- слож.с-мы,самоорганиз-я кот неможет основ-ся на природн. фактах.Будет проявляться ли-во.В с-ме с низк групов.интеграцией ивысок.степенью автономии отдельн.членов группы ,ф-и ли-ра могут быть выражены слабо.По мере потреб-й кол-ом вз.действии растет потреб-ть в ли-ве.Ли-ер-ч-к,облад-ий влиянием на членов гр. в силу своего личного авторитета.В 87%случаев рабочие опред-т в кач-ве своего ли-ра рук-ля,и 64%служ-х в своем р-ле видят ли-во-ра.Критерии выбора ли-ра :отн-е к труду,производс.квалиф-я,вним-е к людям,умение разрешать соц проблема группы.Часто статусы ру-ля и ли-ра переплет-ся.Ру-ль заним.  офиц положение,пользуется престижем,одноврем. может польз-ся уважением кол-ва за личн кач-ва.Типы ли-ра:формал. и неформ.Форм.ли-р назнач-ся или выбир-ся.Ли-во м-т выпол-ть 2 ф-и-позитивн.,кот позвол-т мобилиз-ть рес-сы,вдохновляет группу, и негативную:ли-во часто мешает др.людям создавать самих себя,авторитет ли-ра давит на др.че-ка,от этого возникает зависть,конфликты.Метод упр-я на основе ли-ва в кол-ве позвол-т быстро решать наиб. сложн задачи и оперативно реагировать в неожид.сит-х.Подходы к изучению ли-ра различ-ся комбинацией 3-х осн.эл-тов:1.лидерс.кач-ва: ум,интеллект,способ-ть подчинять людей своей воле,уверенность в себе,знание дела,спос-ть внушать доверие,управлять собой идр.2.лид-ое поведение 3.ситуации,в кот действует лидер.Подходы к поним-ю ли-ва.: 1.ли-во специфич ос-ть которой является направленность сверху вниз и носителей такой власти выступ-т не бол-во,а а один ч-к 2.ли-во – влияние на др.людей,но не любое,а отвечающее,опред условиям:постоянства влияния,его широта,признание правомерности рук-ва 3.ли-во – естеств.соц-психл процесс в группе,основанный на влиянии,личного авторитета 4.ли-во – неформ. явление,символ эмоц-психич. общностей группы. 

29. По мере потреб-й кол-ом вз.действии растет потреб-ть в ли-ве.Ли-ер-ч-к,облад-ий влиянием на членов гр. в силу своего личного авторитета. Критерии выбора ли-ра :отн-е к труду,производс.квалиф-я,вним-е к людям,умение разрешать соц проблема группы. Метод упр-я на основе ли-ва в кол-ве позвол-т быстро решать наиб. сложн задачи и оперативно реагировать в неожид.сит-х.Подходы к изучению ли-ра различ-ся комбинацией 3-х осн.эл-тов:1.лидерс.кач-ва: ум,интеллект,способ-ть подчинять людей своей воле,уверенность в себе,знание дела,спос-ть внушать доверие,управлять собой идр.2.лид-ое поведение 3.ситуации,в кот действует лидер.Мак-Грегер считает,что поведение ру-ля опред-ся его взглядами на подчиненных и природой власти.Этивзгляды могут быть по типу Х или У,именно это определяет ли-ра.Теор. Х:чел-к ленив,хитер,эгоистичен,желает поменьше дать и побольше взять,склонен к принуждению.След-но необходимы авторитарн. стиль рук-ваВзгляды по У противопол-ы:ч- инициативен,может разумно рисковать,брать ответст-ть на себя.След-но необх дать ч-ку свободу и применьть либеральн. методы воздейст-я. 

30. Ли-ер-ч-к,облад-ий влиянием на членов гр. в силу своего личного авторитета.В 87%случаев рабочие опред-т в кач-ве своего ли-ра рук-ля,и 64%служ-х в своем р-ле видят ли-ра.Виды ли-ва:1.деловой(лучше других предст-т суть дела и имеет опыт реш-я осн.проф. задач)2.эмоц-й,обладает наиб.притягятельностью.3.ситуативный-ч-к,кот более др. способен в опред промеж-к времени повести группу за собой. Подходы к изучению ли-ра различ-ся комбинацией 3-х осн.эл-тов:1.лидерс.кач-ва: ум,интеллект,способ-ть подчинять людей своей воле,уверенность в себе,знание дела,спос-ть внушать доверие,управлять собой идр.2.лид-ое поведение 3.ситуации,в кот действует лидер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

31. По мере потреб-й кол-ом вз.действии растет потреб-ть в ли-ве.Ли-ер-ч-к,облад-ий влиянием на членов гр. в силу своего личного авторитета. Критерии выбора ли-ра :отн-е к труду,производс.квалиф-я,вним-е к людям,умение разрешать соц проблема группы. Метод упр-я на основе ли-ва в кол-ве позвол-т быстро решать наиб. сложн задачи и оперативно реагировать в неожид.сит-х. Ли-ер-ч-к,облад-ий влиянием на членов гр. в силу своего личного авторитета. Ру-ль заним.  офиц положение,пользуется престижем,одноврем. может польз-ся уважением кол-ва за личн кач-ва. Мак-Грегер считает,что поведение ру-ля опред-ся его взглядами на подчиненных и природой власти.Этивзгляды могут быть по типу Х или У,именно это определяет ли-ра.Теор. Х:чел-к ленив,хитер,эгоистичен,желает поменьше дать и побольше взять,склонен к принуждению.След-но необходимы авторитарн. стиль рук-ваВзгляды по У противопол-ы:ч- инициативен,может разумно рисковать,брать ответст-ть на себя.След-но необх дать ч-ку свободу и применьть либеральн. методы воздейст-я.Как рук-ль должен относ-ся к лидеру и неформал.группе:признать существ-е,не придприн-ть явных мер е его уничтожению,стремиться выслушивать мнения лидеров и поощрять тех,кто способст-т пр-ву,прежде,чем предпринять действия,надо просчитывать возможные отрицат. последст-я на неформал стр-ру,чтобы ослабить сопротивление неформ групп,ли-во-ра,разрешить им учавств-ть в раз-ке и принятии реш-й 

32. Метод упр-я на основе ли-ва в кол-ве позвол-т быстро решать наиб. сложн задачи и оперативно реагировать в неожид.сит-х. Часто статусы ру-ля и ли-ра переплет-ся.Ру-ль заним.  офиц положение,пользуется престижем,одноврем. может польз-ся уважением кол-ва за личн кач-ва. Ли-во м-т выпол-ть 2 ф-и-позитивн.,кот позвол-т мобилиз-ть рес-сы,вдохновляет группу, и негативную:ли-во часто мешает др.людям создавать самих себя,авторитет ли-ра давит на др.че-ка,от этого возникает зависть,конфликты. Подходы к поним-ю ли-ва.: 1.ли-во специфич ос-ть которой является направленность сверху вниз и носителей такой власти выступ-т не бол-во,а а один ч-к 2.ли-во – влияние на др.людей,но не любое,а отвечающее,опред условиям:постоянства влияния,его широта,признание правомерности рук-ва 3.ли-во – естеств.соц-психл процесс в группе,основанный на влиянии,личного авторитета 4.ли-во – неформ. явление,символ эмоц-психич. общностей группы. . Мак-Грегер считает,что поведение ру-ля опред-ся его взглядами на подчиненных и природой власти.Этивзгляды могут быть по типу Х или У,именно это определяет ли-ра.Теор. Х:чел-к ленив,хитер,эгоистичен,желает поменьше дать и побольше взять,склонен к принуждению.След-но необходимы авторитарн. стиль рук-ваВзгляды по У противопол-ы:ч- инициативен,может разумно рисковать,брать ответст-ть на себя.След-но необх дать ч-ку свободу и применьть либеральн. методы воздейст-я.Как рук-ль должен относ-ся к лидеру и неформал.группе:признать существ-е,не придприн-ть явных мер е его уничтожению,стремиться выслушивать мнения лидеров и поощрять тех,кто способст-т пр-ву,прежде,чем предпринять действия,надо просчитывать возможные отрицат. последст-я на неформал стр-ру,чтобы ослабить сопротивление неформ групп,ли-во-ра,разрешить им учавств-ть в раз-ке и принятии реш-й 

33. Выдел.2 аспекта:полож-е рук-ля и рядового члена в группе.Пол-ие опр-ют:1.статус-некоторое ед-во объект-но присущих индивиду хар-тик, опр-щих его место в группе и субъект. восприятие его др. членами группы.2.Место ч-ка в группе(в пространст-м и соц. плане).3.роль,раскр-ся ч-з перечень тех реальных фун-й,кот. заданы личности группой и содерж-ем группов деят-ти.4.груп. ожидания.Всякий член группы не просто вып-ет в ней свою ф-цию,а обяз-но восприним-ся и оценив-ся др. чл.Группа ч-з поведения,соотв-го каждой роли,опр-ным образом контрол-т деят-ть своих членов. 5.Групп. нормы-опр.правила,выраб-ые принятые группой,и кот. должно подчин-ся пов-е членов группы.Вып-ют регулятивн. ф-цию по отн-ю к группе.Числ-ть и распр-е ролей в группе.С увел-м числ-ти группы возр-т сумма ее возм-тей,но она стан-ся неупр-емой и начин-ет структур-ся на группы меньшей числ-ти.Малая числ-ть сопров-ся необх-тью совмещения ф-ций.Кажд группа хар-ся опр. равновесием,кот обеспеч-ся опр. кол-вом ролей одного тип.Известно 5 осн. пр-пов,необх-мых для обр-ния эф-ной группы:1.кажд член гр. д-н исполнять свою проф-ную роль и выполнять психол. роль в рамках группы. 2.эф-ть группы опр-ся тем,наск-ко правильно ее члены осознают и приспос-ся к распр-нию ролей.оптимум завис.от целей и задач гр. 4.личные хар-ки членов позволяют им хорошо присп-ся к вып-нию одних ролей и огран-ют их возм-ти по вып-нию др. ролей.5.гр. м-т наилуч образом исп-ть свои рес-сы только тогда,когда обладает равнов-м внутри групповых ролей. 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии управления"