Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

конспект по психологии.docx

— 215.34 Кб (Скачать)
    • о самом себе,
    • об окружающей действительности и
    • о своем месте в обществе.

Благодаря сознанию человек  обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей  среды, регулировать свое поведение. В  свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции.

  1. Культурно-историческая концепция развития психики человека.

Существуют различные точки зрения в отношении происхождения психики.

Идеалисты — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение.

Дуалисты  — у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом.

Материалисты  — феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Автор культурно-исторической концепции развития психики человека российский ученый Л.С. Выготский. Концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека - «биологический»( предст. Павлов) и «идеальный»( представитель Гегель).

И.П. Павлов обнаружил, что законы ВНД одинаковы как  для животных, так и для человека. => мнение физиологов - физиология ВНД, наука о мозге в целом заменит собой психологию; предположение о том, что сознание, присущее человеку, должно встречаться и у животных.

Л.С. Выготский показал, что высшие психические функции  человека, или сознание, имеют социальную природу:  память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

Составные части концепции:

1.«Человек и природа».

При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования  животного мира среда действовала  на животное, видоизменяя его и  заставляя приспосабливаться к  себе. С появлением человека наблюдается  противоположный процесс: человек  действует на природу и видоизменяет ее (создание орудий труда, развитие материального  производства).

2. Человек и его  собственная психика».

 Человек научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции - способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность, выражающиеся в формах произвольной деятельности.

Человек овладел своим поведением с помощью специальных психологических орудий - знаков. Знаки - искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами ( например «узелок на память» или зарубка на дереве ). Столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. => знаки - дополнительныt символs, содержательно связанные с трудовой операцией.

3. «Генетические аспекты».

 «Откуда берутся  средства-знаки?» Труд создал человека. В процессе совместного труда участники общались с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому. Вероятно, первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса ( «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т.д.) Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды на себя. Так из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека. Функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л.С. Выготского был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в иптрапсихологические. Процесс превращения интерпснхологических отношений в ннтрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается  то же самое:

- взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать à ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого à ребенок воздействует словом на самого себя.

9. Фундаментальные  положения концепции  Выготского.

1. Высшие психические  функции имеют опосредованную  структуру. 

2. Для процесса  развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. 

Вывод:

Человек принципиально  отличается от животного тем, что  он овладел природой с помощью  орудий. Это наложило отпечаток на его психику, – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями, используя психологические  орудия -  знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, универсальной системой знаков является речь. Следовательно, высшие психические  функции человека отличаются от психических  функций животных:

  1. по своим свойствам,
  2. строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

Концепция Выготского сыграла большую роль в становлении  научной психологической мысли.  Ее основные положения были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология. Она оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека.

  1. Неосознаваемые психические процессы.

1.неосознаваемые  механизмы сознательных  действий,

2.неосознаваемые  побудители сознательных  действий,

3.«надсознательные»  процессы.

Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой» - «механическая работа», работе, «при которой голова остается свободной». Состояние «свободной головы» — отсутствие сознательного контроля.

Процессы  неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:

-одни процессы никогда не осознавались - групп первичных автоматизмов - автоматические действия - врожденными или сформированые в первый год жизни ребенка ( сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое).

-другие сначала были осознаваемыми, но за тем перестали фиксироваться в сознании – автоматизированные действия, или навыками. Это действия, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически.

Процесс формирования навыков имеет фундаментальное  значение для каждого индивида, т.к. он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей. Например, обучение игре на музыкальных инструментах.   

В процессе освобождения действий от сознательного контроля человек знает, что он делает, —  контроль за деятельностью остается. Поле сознания (область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выделить: фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении сложных действий, требующих постоянного контроля, они находятся в фокусе сознания. Более отработанные или более простые действия - на периферии сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия -  за границей сознания, в области бессознательного. Т. о. контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется.

Соотношение компонентов  деятельности и сознания не стабильно, т.к. действия, находящиеся в фокусе сознания, меняются. При достижении уровня навыков  -  действия оттесняются  на периферию, а затем в область  бессознательного. Когда человек  начинает совершать много ошибок (при усталости или плохом самочувствии), то вновь начинает контролировать простейшие действия.

Представленность действий в сознании - отличие навыков от автоматических действий, которые при любых обстоятельствах не осознаются.

Н. А. Бернштейн: выработка навыков — это процесс, идущий с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма.

Прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Существуют автоматизмы в сферах деятельности, не связанных с движением тела ( чтение текста например, азбука Морза).

  1. Явления неосознаваемой установки.
 

 В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее  проблему установки в очень широких  масштабах. Оно было создано основателем  грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950), разработано с его учениками.

По мнению Д. Н. Узнадзе, установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. Скорость и точность реагирования человека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенные действия, поэтому навык и установка — одно и то же, но не тождественно. Навык проявляется во время осуществления действия, готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Виды установки:

  1. моторная установка — готовность к выполнению конкретного действия;
 
  1. умственная  установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью  известных и доступных способов;
 
  1. перцептивная  установка — готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть, и т. д.

Установка очень важна  для человека, т.к. обеспечивает в  случае внезапной необходимости  выполнение заранее спланированного  действия. Готовность при воздействии  не ожидаемого раздражителя может вызвать  выполнение заранее предполагаемого  действия, что, часто является ошибкой. Это явление «ошибка установки». ( эксперимент с участием детей дошкольного возраста – со сладкой кашей).

Бывают явления  другого рода, когда установка  оказывается неосознаваемой (эксперимент с воздушными шарами разного размера, где была иллюзия установки).

Вывод Узнадзе: иллюзия неосознаваема ( в подтверждение этому испытуемого вводили в гипноз и теория доказалась его действиями с шарами).

Т. о. неосознаваемые установки имеют огромное значение для формирования осознаваемых действий.

12. Неосознаваемые сопровождения  сознательных действий.

- это непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимика и пантомимика, большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека ( мимика лица сочувствующего человека, красим ресницы – открываем рот).

Эти процессы, особенно вегетативные компоненты – классический объект изучения физиологии, но важный и для психологии:

- это дополнительные  средства коммуникации людей.  Они придают речи эмоциональную  окраску, даже могут заменить  ее.

- они используются  как объективные показатели психологических  характеристик человека.

( пример из книги  Ю.Б. Гиппенрейтер  об эстрадном артисте В. Мессинге - его развитой способности улавливать различные идеомоторные акты, т. е. тончайшие мышечные напряжения и микродвижения, которые сопровождают усиленное представление какого-либо действия).

А. Р. Лурия в 1920-х гг. проводил опыты, в которых изучались феномены, сходные с теми, которые проявляются при использовании современных «детекторов лжи» ( слова кот. первые приходили в голову на слово- стимул и фиксирование движения датчиком). Он создал сопряженную моторную методику, валидность и надежность которой была успешно подтверждена при работе с лицами, находящимися под следствием и подозреваемыми в совершении преступлений.

Современная техника  позволяет проводить подобные эксперименты на более высоком уровне, с учетом объективных индикаторов, практически  не поддающихся контролю со стороны  сознания:

- пульс,

- частота дыхания,

- артериальное давление,

-электрическая активность мозга,

-микродвижения глаз, зрачковая реакция и др.

Т. о. малоосознаваемые реакции информативны и наиболее действенными при общении и передаче информации, при изучении человека.

13. История развития  теории бессознательного  Фрейда.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"