Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

конспект по психологии.docx

— 215.34 Кб (Скачать)
  1. Большое значение психологической  категории, как задача, или цель, движения для организации  и протекания физиологических  процессов. - Крупный научный вклад Бернштейна в физиологию движений. Одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. Уровень построения движения определяется смыслом,  или задачей, движения. 

    (например, круговое  движение, в зависимости от того, как и для чего оно выполняется  (движение пальцев, движение тела  или действие с предметом), может  строиться на любом из пяти  уровней).

27. Процесс формирования  двигательного навыка.

Разработка схемы  рефлекторного кольца и уровневого построения движений позволили Бернштейну по-новому рассмотреть механизмы  формирования навыка.

Процесс формирования навыка описан Бернштейном очень  подробно. Рассматривая этот процесс, он выделяет большое количество частных  фаз, которые объединяются в более  крупные периоды:

  1. Происходит первоначальное знакомство с движением и первоначальное овладение им. Все начинается с выявления двигательного состава движения, т. е.:

    - с того, как  надо его делать,

    - какие элементы  движения,

    - в какой последовательности,

    - в каком сочетании  надо выполнять.

    Ознакомление с  двигательным составом действия происходит путем рассказа, показа или разъяснения, т. е. в этот период идет ознакомление с тем, как движение выглядит внешне, или снаружи.  

  1. Наиболее трудоемкая фаза первого периода — фаза прояснения внутренней картины движения.  Человек учится перешифровыватъ  афферентные сигналы в команды. Следуя схеме рефлекторного кольца, наиболее «горячие» блоки:
    1. «программа», где происходит прояснение внешнего двигательного состава;
    1. «задающий прибор», где формируется внутренняя картина движения;
    2. блок перешифровки, обеспечивающий отработку правильных коррекций.

Последний важен, т.к. состоит из первоначального распределения коррекций по нижележащим уровням, т. е. построение движения опирается на цепь колец, которая формируется в процессе отработки правильных коррекций. Первоначально освоение движения происходит под контролем сознания, т. е. все процессы, составляющие рефлекторное кольцо высшего уровня, находятся в поле сознания –> в ходе многократного повторения проясняются и осваиваются сигналы обратной связи на нижележащих уровнях. Как правило, они дают более точные и недоступные более высокому уровню сведения о различных сторонах движения. (например, на уровне А имеется информация о тонусе мышц и равновесии тела, на уровне В — о положении частей тела и т. д.)

  1. Период автоматизации движений
    1. полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней.
    1. ведущий уровень полностью или частично освобождается от заботы об этом движении.
    2. увязка деятельности всех низовых уровней, в процессе которой происходит отладка сложных иерархических систем многих колец,
    3. «рекрутирование» готовых двигательных блоков - низовые уровни организма, имеющие опыт построения движений, имеют готовые двигательные блоки(функциональные системы), которые были сформированы ранее по другим поводам. Поэтому если при освоении нового движения организм установит необходимость в определенного типа перешифровках (уже имеющихся у него), то он ищет и находит их в своем «словаре». Бернштейн назвал этот словарь «фонотекой».  «Фоно» понималось в значении не звука, а именно фона, на котором разворачиваются двигательные процессы. Каждый организм имеет свою «фонотеку», т. е. набор фонов, от объема которого зависят его двигательные возможности и даже способности.

*Необходимый блок  может быть извлечен из движения, совершенно не похожего на  осваиваемое. (Например, при обучении езде на двухколесном велосипеде очень полезен бег на коньках, потому что в обоих типах движения имеются одинаковые внутренние элементы ).* 

  1. Окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и  стандартизации.

Стабилизация - достижение  уровня исполнения движения, при котором оно приобретает высокую прочность и помехоустойчивость, т. е. не разрушается ни при каких обстоятельствах.

Стандартизация - приобретение навыков стереотипности. При многократном повторении движения получается серия абсолютно одинаковых копий, напоминающих, по выражению Бернштейна, «гвардейцев в строю».  

Стереотипность обеспечивается механизмом использования реактивных и инерционных сил. Когда движение осуществляется в быстром темпе, возникают реактивные и инерционные силы. Их влияние двоякое: мешают движению или, если организм научится эффективно их использовать, способствуют движению. => устойчивость достигается и за счет нахождения динамически устойчивой траектории.

Динамически устойчивая траектория — это особая, уникальная линия, при движении по которой развиваются механические силы, способствующие продолжению движения в выбранном направлении, благодаря чему движение приобретает легкость, непринужденность и стереотипность. Формирование динамически устойчивой траектории завершает формирование навыка.

28.  Принципы активности  по Бернштейну.

Суть :  в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Принцип активности противопоставляется принципу реактивности,  согласно которому тот или иной акт — движение, действие — определяется внешним стимулом.

  1.Конкретно-физиологический.

Неразрывно связан с открытием принципа рефлекторного кольцевого управления движением. Принцип активности в конкретно-физиологическом выражении и признание механизма кольцевого управления движением — это прочно связанные между собой теоретические постулаты.

Вывод: движение человека есть результат проявления его активности.

Есть много движений или двигательных актов, имеющих  реактивную природу, например мигание  или чихание – вызваны стимулом.

Бернштейн размещает все  имеющиеся у животного  и человека движения вдоль воображаемой оси. На 1 полюсе - безусловные рефлексы, например чихательный, а также сформированные при жизни условные рефлексы, например выделение слюны у собаки на звонок. Они запускаются стимулом и определяются его содержанием.

На 2-ом полюсе - движения и акты, для которых инициатива запуска и содержание, т. е. программа, задаются изнутри организма - произвольные акты.

Между ними есть промежуточное  звено, которое составляют движения, включаемые внешним стимулом, но не так жестко, как рефлексы, связанные  с ними по содержанию. Эти ответные на стимул движения имеют различные  варианты проявления. Например, в ответ  на удар вы отвечаете ударом или  «подставляете другую щеку». В этих двигательных актах стимул приводит не к движению, а скорее к принятию решения, т. е. исполняет роль пускового  механизма — инициирует движение.

Т.о  существуют как реактивные движения, так и активные. Но, расположив все движения по воображаемой оси - ось активности. В этом случае безусловнорефлекторные реакции могут рассматриваться как акты с нулевой активностью, а произвольные двигательные акты - как активное движение.

Когда функционирует  рефлекторное кольцо, блок сличения принимает  сигнал сразу двух уровней: от внешней  среды и от программы. Эти сигналы  несимметричны. Сигналы программы  намного опережают сигналы из внешней среды. Активные сигналы  обеспечивают существенные параметры  движения, а реактивные — несущественные, технические детали движения.

На человека действует  много стимулов, реакция не всегда. Человек сам выбирает стимул ( пример с ручкой).

2.  Общебиологический  аспект принципа  активности.

Нет ли на общебиологическом  уровне свидетельств существования  принципа активности? Бернштейн отвечает положительно.

Так, процессы развития организма из зародышевой клетки могут быть осмыслены как процессы реализации генетической программы.

То же происходит с регенерацией утраченных органов  или тканей.

Внешние факторы  оказывают влияние на эти процессы, но оно проявляется в отношении  несущественных признаков.

3. Философский аспект  проблемы активности.

По мнению Бернштейна, содержание процесса жизнедеятельности, — это не приспособление к среде, а реализация внутренних программ. В ходе реализации организм преодолевает различные препятствия. Приспособление тоже происходит, но это событие  менее значимо.

Бернштейн: проявление активности имеет материальную природу, а развитие организма обусловлено  материальным кодом. Он подтвердил принцип  активности и теорию деятельности со стороны физиологии => истинности психологической теории деятельности.

На основании результатов  исследований Бернштейна: психика - источник активности человеческой деятельности. Активность — это свойство, присущее каждому человеку и проявляющееся не только на физиологическом, но и на психическом и социальном уровнях.

29. Понятие деятельности.

Главная особенность человека -  способность трудиться, труд = деятельность.

 Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром à возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Любой простейший акт  деятельности - форма проявления активности субъекта, -->  любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Мотивы - побудительные причины деятельности— совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Мотив определяет ее направленность, т. е. ее цели  и задачи.

Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть предмет, явление или определенное действие.

Задача — это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача включает в себя :

  • требования, или цель, которой надо достичь;
  • условия, т. е. известный компонент постановки задачи;
  • искомое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели.

Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. В сложных видах деятельности задачи - частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек изучает ее теоретические аспекты, т. е. решает определенные учебные задачи, затем реализовывает эти знания на практике и получает практические навыки, т. е. решает ряд задач практической деятельности.

30. Теория деятельности.

Начала развиваться в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. Опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

На основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности  (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив—цель—условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей.

Основные  понятия:

  • деятельность,
  • сознание
  • личность.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое  строение. Состоит из нескольких неравновесных уровней:

  • особых видов деятельности— верхний уровень,
  • действий,
  • операций,
  • психофизиологических функций—самый низкий.

31. Понятие о действиях. 

Действие - основная единица анализа деятельности.

Действие — это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Где цель— это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ в сознании. Т.о., действие — это сознательное проявление активности человека. Исключения - при болезни или в состоянии аффекта.

Основными характеристиками понятия  «действие»:

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"