Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Работа содержит 1 файл

Возрастная психология.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение дошкольников начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большое значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы. Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого – одобрение, похвалу, ласку.

Личные мотивы проявляются в  различных видах деятельности и  направлены на предметы деятельности, например ребенок в процессе игры старается обеспечить себя игрушками, не предполагая, понадобятся они  ему или нет. Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей.

В дошкольном возрасте ребенок начинает руководствоваться  в своем поведении  нравственными нормами. У него формируются моральные представления и оценки (в среднем дошкольном возрасте ребенок активно переживает события, поступки, о которых слышал, наблюдал). В формировании нравственных качеств личности ребенка большую роль играет ориентация его на взрослого. В образе взрослого ребенок в первую очередь выделяет занятость общественно полезным трудом.

Формы поведения, которым хочет  подражать ребенок, на всем протяжении дошкольного возраста эпизодичны, неустойчивы, часто меняются под влиянием общения ребенка со взрослыми, прослушанных рассказов, книг, просмотренных фильмов.

В дошкольном возрасте появляется определенное отношение к себе и своим возможностям. Пятилетние дети, как правило их переоценивают, а в семилетнем оценивают  себя правильно.

Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводит к формированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

Начавшийся в среднем дошкольном возрасте процесс формирования произвольного  поведения продолжается в старшем. В этом возрасте ребенок в достаточной  степени знает свои возможности, он сам ставит цели действия и находит  средства для их достижения. У него появляется возможность планировать свои действия и производить их анализ и самоконтроль.

 

Вопрос №4. Развитие познавательной сферы психики в дошкольный период.

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие – это совершенствование  ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате  сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов.

Наиболее доступными для дошкольника  сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник) и цвета  спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.

На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами  мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.

Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного  мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.

Научными понятиями ребенок  начинает овладевать в процессе обучения в школе, но, как показывают исследования, уже у детей дошкольного возраста можно сформировать полноценные понятия, но это происходит если ребенку дают внешнее средство, соответствующее даннй группе предметов и их свойств (для измерения длины дают мерную полоску бумаги).

Развитие мышления ребенка тесно  связано с речью. В младшем  дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия ребенка, но она еще не выполняет  планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но не могут рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает планировать их. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действий. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями.

На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В среднем  и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической.

Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание.

Воображение ребенка начинает развиваться  в конце второго, начале третьего года жизни. О наличии образов  как результате воображения можно  судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживая героям.

Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения  дошкольников способствуют различные  виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

Большое значение в развитии творческого  воображения имеет детское словотворчество (дети сочиняют, сказки и тд).

В дошкольном возрасте ребенок очень  чувствителен к звуковой стороне  языка, т.е. ребенок с произношением  слов ассоциирует страшное или нет.

Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную  психическую деятельность.

 

Практика №5.

Вопрос №1. Общая характеристика периода новорожденности.

Педагогу необходимо знать, что  переход от одного периода развития к другому может протекать  литически (спокойно) и критически (с  кризисами). Кризис может возникать  на разных этапах развития. Наиболее ярко проявляются кризисы новорожденности, трех лет и кризис при переходе к подростковому возрасту.

Советские ученые кризисом новорожденности  называют переход с биологического типа развития к социальному, т.е. ребенок  рождается.

Кризис трех лет: от двух до трех лет  с каждым ребенком происходит перелом, связанный с первоначальным осознанием ребенком своей самостоятельности, осознанием себя отдельным человеком, деятелем. Ребенок к этому времени много знает и умеет и требует самостоятельности.

Кризис при переходе к подростковому  возрасту возникает как результат качественной перестройки личности подростка, когда появляется потребность во взрослости.

К моменту рождения ребенка его  нервная система  в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. Дальнейшее развитие нервной системы выражается в росте веса мозга. С первых дней жизни у ребенка имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Однако их недостаточно чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить не одну  свою потребность. Основой его развития является  непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых вырабатывается условный рефлекс на положение во время кормления. Уже после 5-6 дней жизни ребенок способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. Первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением. На втором месяце жизни ребенок замирает и сосредотачивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в 6 месяцев отличает своих от чужих.

Во втором полугодии ребенок  уже способен устанавливать связь  между словом, обозначающем предмет, и самим предметом. У ребенка  формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре ребенка появляются новые слова.

В перестройке и совершенствовании  двигательной сферы особое место  занимает развитие движения рук. Вначале  ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает  ряд навыков хватания, а к 5 месяцам – элементы захватывания предметов.

Во втором полугодии у него формируются  целенаправленные действия с предметами. Манипулирование с предметами дает возможность ребенку знакомиться  со всеми новыми их свойствами, устанавливать устойчивость этих свойств. Восприятие приобретает предметность и константность.

Переход от внешних ориентировочных  действий к целенаправленным действиям  на основе зрительного восприятия предметной действительности называется процессом  интериоризации.

 

Вопрос №2. Психическое развитие в младенчестве.   

Младенческий возраст – 0-1 год (по Эльконину). Ведущий вид деятельности – непосредственно эмоциональное  общение. Внутри и на фоне его формируются  ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т.е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

На втором месяце жизни ребенок  замирает и сосредотачивается на лице человека, наклонившегося над  ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в 6 месяцев отличает своих от чужих.

Во втором полугодии ребенок  уже способен устанавливать связь  между словом, обозначающем предмет, и самим предметом. У ребенка  формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре ребенка появляются новые слова.

В перестройке и совершенствовании  двигательной сферы особое место  занимает развитие движения рук. Вначале  ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает  ряд навыков хватания, а к 5 месяцам – элементы захватывания предметов.

Во втором полугодии у него формируются  целенаправленные действия с предметами. Манипулирование с предметами дает возможность ребенку знакомиться  со всеми новыми их свойствами, устанавливать  устойчивость этих свойств. Восприятие приобретает предметность и константность.

Переход от внешних ориентировочных  действий к целенаправленным действиям  на основе зрительного восприятия предметной действительности называется процессом  интериоризации.

 

Вопрос №3. Психологические особенности развития ребенка в раннем детстве.

Раннее детство – 1-3 года (по Эльконину). Ведущая деятельность – предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными  способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.

Большим достижением  в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает ребенка более  самостоятельным и создает условия  дальнейшего освоения пространства.

К концу 2-го года жизни у детей  улучшается координация движений, дети осваивают все более сложные  комплексы действий. Ребенок этого  возраста умеет умываться, влезать  на стул, чтобы достать игрушку, любит  лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений.

Общение детей со взрослыми в  раннем возрасте является непременным  условием развития предметной деятельности. Ребенок 2-го года жизни активно усваивает  действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка и др. На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудие как продолжение руки, и потому это действие было названо ручным (например, ребенок использует лопатку, чтобы достать шарик, закатившийся под шкаф). На следующем этапе он учиться соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирают песок). Таким образом ребенок приспосабливается к свойствам орудий. Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"