Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Работа содержит 1 файл

Возрастная психология.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

4) отвлекаемость во время работы

5) сверяет ли рисунок после  окончания работы

Обработка материала проводится путем  подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются: 1) отсутствие какой-либо детали рисунка

2) увеличение отдельных деталей  рисунка более чем в 2 раза  при относительно правильном  сохранении размера всего рисунка

3) неправильно изображен элемент  рисунка

4) неправильно изображены в пространстве  детали рисунка

5) отклонение прямых линий более  чем на 300 от заданного направления

6) разрывы м\д линиями в тех  местах, где они д.б. соединены

7) залезание линий одна на  другую

Хорошее выполнение рисунка оценивается «0» Т.о., чем хуже выполнено задание, тем выше полученный результат, т.е. суммарная оценка. Но при интерпретации данных необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5 – 6 лет редко получают оценку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсорную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагоприятном развитии одной или нескольких психических функций. Очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать о тревожности ребенка.

Вопрос №1. Психологическая  готовность к школьному обучению.

Готовность школьника к обучению в школе определяется, прежде всего, его анатомо-физиологическим и  психическим развитием.

Очень важна личностная готовность. Она проявляется прежде всего в интересе к школе. Большое влияние на формирование мотивационно-потребностной сферы дошкольника в этом направлении оказывает игра.  У старших дошкольников появляются мотивы, выражающиеся в стремлении занять новую для них позицию школьника. Эти мотивы могут быть личными («хочу учиться, чтобы накупить много книг»), а также общественно значимыми, среди которых есть узкие мотивы, обращенные к своей семье («вылечу бабушку, когда выучусь»), и мотивы более широкого плана («Выучусь и стану врачом, чтобы все люди в нашей стране были здоровыми»).

Успех обучения в школе зависит  от того, насколько у дошкольника  будет сформирована произвольность поведения, что в первую очередь  выражается в его организованности. Это проявляется в умении ребенка планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности, соотносить со временем, осуществлять самоконтроль.

Воспитанию организованности способствует твердо установленный режим дня, соблюдение которого формирует чувство  времени.

Готовность дошкольников к познавательной деятельности в школе определяется не только количеством накопленных ими представлений и понятий, но и качеством мышления, уровнем мыслительных процессов, умением пользоваться анализом, синтезом, сравнением. Ребенок должен видеть существенное в явлениях окружающей действительности, выделять предмет своего познания.

Другим критерием готовности дошкольника  к познавательной деятельности является наличие интересов, лежащих в  основе любознательности.

Особенности ребенка, проявляющиеся  в первые месяцы обучения:

- меняется содержание жизни  детей (в детском саду день  был заполнен увлекательной деятельностью,  а содержание школьной жизни  первого полугодия очень однообразно).

- совершенно по новому складываются  отношения с учителями (нужно  время, чтобы между ребенком и педагогом возникли доверительные отношения),

- очень резко меняется положение  самого ребенка (в садике они  все ровесники, а, придя в  школу, оказываются самыми младшими).

Вопрос №4. Проблема обучения детей 6 лет.

На шестом году жизни продолжается созревание организма ребенка. Вес увеличивается примерно на 200 гр  в месяц, рост – на 0,5 см, происходит изменение пропорций тела. Двигательная сфера ребенка хорошо сформирована. Он умеет ходить равномерным широким шагом, легко и ритмично бегать. Эти и другие движения способствуют развитию нервной системы, совершенствуют координацию, а также развивают скорость и смелость. Дети этого возраста успешно овладевают такими движениями, как прыжки с разбега. С 6 лет можно обучать детей бегу на коньках и фигурному катанию. В этом возрасте также возрастает скорость образования условных рефлексов. При организации процесса обучения и воспитания шестилеток необходимо учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще ограничена.

Психическое развитие шестилеток. В шесть лет у детей при общении со взрослыми преобладает личностное общение. Анализ мотивов общения у шестилеток показал, что их потребность в беседах на личные темы со взрослыми значительно больше, чем в возрасте 7-ми лет. Развитие мотивов общения обеспечивает им относительно глубокое и богатое знание о свойствах окружающих взрослых. Кроме того, общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своих действий.

В общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие  в совместной деятельности. Старшие  дошкольники чувствительны к  тому, в какой мере сверстники видят в них личность, но еще далеко не все обладают способностью видеть личность в сверстнике. Развитие ориентации на других в решающей степени зависит от взрослого, который должен так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя. Для этого можно использовать сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают взаимоотношения между персонажами. Помимо этого, в процессе осуществления игры у детей формируется целый ряд способов выполнения коллективной деятельности.

Важным компонентом учебной  деятельности шестилеток  является самооценка. У шестилеток она только начинает развиваться. Умение оценить результаты своей деятельности формируется не только в учебной, но и в других  видах деятельности (лепке, аппликации).Ребенок этого возраста способен сравнить свою работу с работой других, видит свои удачи и промахи.

В этом возрасте продолжается интенсивное  сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления  развиты у ребенка данного  возраста значительно лучше, чем мышление. В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не умеют выделить среди них наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нем правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза.

В этом возрасте происходит формирование таких личностных механизмов, как  соподчинение мотивов, принятие нравственных норм, большая произвольность поведения.

Организация режима дня  и учебной деятельности шестилеток. При организации режима дня детей следует создать щадящие условия, а именно: обеспечить помещения с хорошей аэрацией для сна и отдыха (в этом возрасте значение дневного сна на свежем воздухе увеличивается, так как время прогулки сокращается за счет длительности занятий); для прогулок необходимы детские площадки с разнообразным оборудованием; при организации учебных занятий необходимо учитывать, что «длительное сохранение ребенком статистического положения создает неблагоприятные условия для кровообращения, которое именно во время умственной работы должно усиливаться для полного обеспечения высших отделов ЦНС кислородом и продуктами питания».

Основная задача подготовки детей к школе заключается в их общем развитии. Решая эту задачу, необходимо широко использовать дидактические игры, наглядное моделирование звукового состава слова и различных количественных отношений, побуждать ребенка к различного рода практическим действиям.

Успех обучения шестилеток зависит  от правильной организации их жизни  и учебной деятельности. Для этого  они должны усвоить нормы поведения  ученика и определенным образом  себя вести, но в то же время необходимо создать условия для проявления их активности.

 

 

 

Практика №6.

Вопрос №1. Социальная ситуация развития и основные новообразования  дошкольного возраста.

Движущими силами развития психики  дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Потребность в общении со взрослыми  и сверстниками определяет становление  личности ребенка. Общение со взрослыми  развертывается на основе увеличивающейся  самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают «тысячи» вопросов. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество ребенка и взрослого получило название познавательного общения. Если он не встречает такого отношения, у ребенка возникают негативизм и упрямство.

В дошкольном возрасте возникает и  вторая форма общения – личностная, характеризующаяся тем, что ребенок  активно стремится к обсуждению со взрослыми поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Но для этих бесед требуется более высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы ребенок отказывается от партнерства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впитывая все то, что ему будет говорить учитель.

Важную роль в формировании личности ребенка имеет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с самого начала пребывания в дошкольном  учреждении приобретал положительный опыт  сотрудничества, взаимопомощи.

На третьем году жизни взаимоотношения  между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают  совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы общения:

- чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают  партнеру, выполняя часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки.

В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства  и опыт подчинения.

В дошкольном возрасте продолжают развиваться  способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание.

 

Вопрос №2. Виды деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. 

Ведущим видом деятельности дошкольника  является ролевая игра. Сущность игры, как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых.

В игровом коллективе у детей  проявляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя.

В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются нравственные качества ребенка, чувства коллективизма, уважения к людям. Очень важно при этом, чтобы ребенок испытывал при этом положительные чувства, которые стимулируют развитие интереса к труду. Через непосредственное участие в труде и в процессе наблюдения за трудом взрослых дошкольник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приобретает умения и навыки. Вместе с тем у него развиваются произвольность и целенаправленность действий, растут волевые усилия, формируются любознательность, наблюдательность. Включение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого является непременным условием всестороннего развития психики ребенка.

Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности.

Важным моментом, определяющим характер учения дошкольника, является отношение ребенка к требованиям взрослого. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится усваивать эти требования и превращать их в свои цели и задачи. Успех учения дошкольника в значительной мере зависит от распределения функций между участниками этого процесса и наличия определенных условий. Функция взрослого заключается в том, что он ставит перед ребенком познавательные задачи и предлагает для их решения определенные средства и способы. Функция ребенка состоит в принятии этих задач, средств, способов и активном их использовании в своей деятельности. При этом, как правило, к концу дошкольного возраста ребенок научается осознавать учебную задачу, овладевает некоторыми средствами и способами выполнения деятельности и может осуществлять самоконтроль.

 

Вопрос №3. Развитие личности дошкольника.

Дошкольный возраст является начальным  этапом развития личности. У детей  возникают такие личностные образования  как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"